Раздел 3. Права и обязанности Сторон
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел 3. Права и обязанности Сторон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как уже указано в вопросе и следует из норм ч. 4 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ, автономные учреждения применяют положения законодательства о контрактной системе при выделении им из бюджета соответствующего уровня средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. Данная норма распространяется на планирование, а также осуществление (определение подрядчика и заключение с ним гражданско-правового договора) закупки, проводимой за счет субсидии на капвложения.
Законодательные нормы контрактной системы для АУ.
Руководствоваться законодательством о контрактной системе АУ обязано и при передаче ему органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика (ч. 6 ст. 15 Закона № 44‑ФЗ) – эти полномочия передаются в целях осуществления учреждением бюджетных инвестиций (ч. 4 ст. 79 БК РФ).
Другие случаи распространения законодательства о контрактной системе на автономные учреждения не предусмотрены.
Отметим, что в ст. 15 Закона № 44‑ФЗ и ст. 78.2, 79 БК РФ говорится не о капитальных вложениях в целом, а о конкретном их виде – капвложениях в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Определение таких объектов дано в п. 10 ч. 1 ГрК РФ: к ним относятся здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В то же время понятие «капитальные вложения» уточняется в положениях ст. 78.2, 79 БК РФ: эти вложения ведут к последующему увеличению стоимости основных средств и помимо строительства объекта могут направляться в его реконструкцию (в том числе с элементами реставрации) и техническое перевооружение.
Таким образом, автономное учреждение должно применять нормы Закона № 44‑ФЗ лишь при покупке, строительстве или качественном улучшении недвижимого имущества, а финансирование на это оно может получить только в виде субсидии на капвложения или бюджетных инвестиций. Однако федеральное законодательство не содержит указаний на то, чтобы АУ руководствовалось Законом № 44‑ФЗ при закупке иных основных средств (движимого имущества). Для этого существуют формы субсидии на иные цели и субсидии на выполнение государственного задания.
Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.
В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.
Покупка основных средств за счет субсидий на иные цели.
Письмом Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 доведены разъяснения об отражении в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений приобретения имущества за счет субсидий на иные цели (КФО 5).
Предусмотрено принятие к учету вложений в имущество, произведенных за счет субсидий на иные цели, по виду деятельности «4» (КФО 4) на основании Справки (ф. 0504833).
В соответствии с приложением к письму Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 осуществляются следующие бухгалтерские записи:
1. Формирование вложений в имущество за счет субсидий на иные цели
Дт 5 106 хх 310
Кт 5 302 31 730
2. Принятие учреждением к учету по виду деятельности «4» вложений в имущество, произведенных за счет субсидий на иные цели (На основании Справки (ф. 0504833))
Дт 5 304 06 830
Кт 5 106 хх 310
Дт 4 106 хх 310
Кт 4 304 06 730
3. Принятие к учету основных средств по виду деятельности «4»
Дт 4 101 хх 310
Кт 4 106 хх 310
Внесение изменений в государственные контракты (договоры)
Какие изменения следует внести в государственные контракты (договоры), не исполненные на 01.01.2013, для реализации с 2014 г. соответствующих способов финансового обеспечения бюджетных инвестиций? В силу п. 5.1 Письма N 02-14-05/5145 в этих целях учреждениям следует внести следующие изменения в условия государственных контрактов (договоров), не исполненных на 1 января 2013 г., заключенных ими как получателями бюджетных средств:
- при предоставлении им субсидии на осуществление капитальных вложений заменить сторону договора — Российскую Федерацию на учреждение, изменить вид договора — государственный контракт на контракт, заменить реквизиты единого счета федерального бюджета ОФК и лицевого счета получателя бюджетных средств на счет ОФК, на котором учитываются операции со средствами учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса, и лицевой счет учреждения;
- при передаче учреждению органом власти своих полномочий государственного заказчика заменить наименование государственного заказчика — учреждения на орган власти, заменить реквизиты лицевого счета получателя бюджетных средств на реквизиты лицевого счета по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
Способы финансового обеспечения капитальных вложений
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1456 утверждены Правила осуществления в 2013 г. за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности РФ федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее — Постановление N 1456, Правила N 1456).
Постановлением N 1456 предусмотрено, что федеральные органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие функции и полномочия учредителя или права собственника имущества федеральных автономных учреждений, при осуществлении бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в 2013 г. вправе:
а) предоставлять учреждениям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти — получателями средств федерального бюджета и учреждениями в соответствии с Правилами N 1456;
б) передавать по решению Правительства РФ учреждениям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществление на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органа власти государственных контрактов в соответствии с Правилами N 1456.
Кроме того, органы власти вправе принять решение о сохранении порядка предоставления инвестиций, установленного для получателей средств федерального бюджета при условии соблюдения ими следующих положений:
- ведение учреждениями бюджетного учета должно производиться в соответствии с Инструкцией N 162н , составление и представление годовой, квартальной и месячной бухгалтерской (финансовой) отчетностей об исполнении федерального бюджета — в порядке, установленном Инструкцией N 191н ;
- в заключаемых после 01.01.2013 государственных контрактах должны быть предусмотрены условия, позволяющие реализовать с 01.01.2014 соответствующие способы финансового обеспечения бюджетных инвестиций (капитальных вложений), предусмотренные законодательством РФ, с внесением необходимых изменений в реестр контрактов в соответствии со ст. 18 Закона о госзакупках .
Субсидии на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений.
Доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде субсидии на иные цели; доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде субсидий на цели осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства учреждений; доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде пожертвования от юридических и физических лиц, грантов и иных аналогичных поступлений учитываются на счете О 205 80 ООО «Расчеты по прочим доходам».
Доход по субсидии на иные цели начисляется в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлись указанная субсидия, на основании справки (форма 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели по дебету счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 5 401 10 180 «Прочие доходы» (и. 93, 150 Инструкции № 174н).
Субсидии на осуществление капвложений
Как и в случае с бюджетными инвестициями, порядки предоставления субсидий на капвложения должны разрабатываться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (п. 2 ст. 78.2 БК РФ). На федеральном уровне этот вопрос регламентируется Правилами № 13 и Правилами принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, утвержденнымиПостановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 14 (далее – Правила № 14).
Согласно названным нормативным актам орган власти должен принять решение о предоставлении рассматриваемой субсидии. При этом необходимо учесть, что за счет данных средств не финансируются, например, разработка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, проведение госэкспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта (п. 7 Правил № 14). Поименованные работы могут быть учтены при формировании сметной стоимости только при наличии соответствующего решения уполномоченного органа власти.
Далее получатель бюджетных средств, предоставляющий субсидию (им, как правило, является орган-учредитель), и бюджетное (автономное) учреждение должны подписать соглашение. В силу п. 4 ст. 78.2 БК РФ оно также может быть заключено в отношении нескольких объектов и помимо описания предмета договора, прав и обязанностей учреждения должно содержать, в частности, следующие положения:
- условие о соблюдении автономным учреждением при использовании субсидии положений Федерального закона № 44-ФЗ;
- обязанность автономного учреждения по открытию лицевого счета в органе Федерального казначейства (финансовом органе) для учета операций по получению и использованию субсидий;
- сроки (порядок их определения) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет учреждения;
- право получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения БУ или АУ условий соглашения;
- порядок возврата БУ или АУ неиспользованных остатков субсидии в случае отсутствия решения получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, о направлении этих средств на те же цели;
- порядок возврата сумм, использованных БУ или АУ, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения учреждением целей и условий, определенных соглашением;
- приостановление предоставления субсидии либо сокращение ее объема в связи с нарушением БУ или АУ условия о софинансировании капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет иных источников (если данно условие предусмотрено соглашением);
- порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии БУ или АУ;
- случаи и порядок внесения изменений в соглашение (в том числе при уменьшении получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии), а также досрочного прекращения соглашения.
Проводки при учете целевых субсидий
Корреспонденции по учету целевых субсидий будут аналогичны корреспонденциям по учту субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
Учитывая положения обновленных инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях, проводки при учете целевых субсидий будут следующими:
1. Дебет 5 (6) 205 52 (62) 000 Кредит 5 (6) 401 40 152 (162) — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в объеме целевой субсидии;
2. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 401 10 152 (162) — отражено признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года в в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива);
3. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных учреждениям целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (не выполнением условия при передаче активов), на основании отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов).
*(1) Это:
— Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»;
— Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».
*(2) Приказ Минфина России от 27.02.2018 N 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы».
Следующим направлением использования субсидий на иные цели может стать возмещение ущерба от хищений имущества при документальном подтверждении отсутствия виновных лиц. В ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса перечислены органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода преступления, поименованного в соответствующих статьях Уголовного кодекса, производить предварительное следствие. По хищению имущества предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел.
Для документального подтверждения факта отсутствия виновного лица необходимо наличие копии постановления о приостановлении производства по уголовному делу (см. Письма Минфина России от 4 августа 2010 г. N 03-03-06/2/139, от 27 августа 2010 г. N 03-03-06/4/81).
Расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, также будут осуществляться за счет субсидий на иные цели.
Согласно ст. 1 Закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. К сожалению, в Законе не уточняется понятие «значительные материальные потери».
Под стихийными бедствиями понимаются катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами и пр.), которые могут вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб. К иным бедствиям можно отнести, например, пожары.
В соответствии со ст. 1 Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожар — это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
В рассматриваемой ситуации бюджетные и автономные учреждения для получения субсидии на иные цели должны в первую очередь провести инвентаризацию в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. Результаты данных инвентаризаций оформляются документами, составляемыми по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.
Кроме того, бюджетные и автономные учреждения должны документально подтвердить, что причинами ущерба являются обстоятельства объективного характера. Такого рода документальным подтверждением могут быть:
- заключение МЧС России, противопожарной службы, если эти службы занимались ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;
- справка Росгидромета, подтверждающая факт стихийного бедствия;
- справка МВД России, подтверждающая отсутствие в происшествии виновных лиц, и пр.
При этом следует отметить, что перечень документов, формируемых в тех или иных чрезвычайных ситуациях, жестко не определен.
Например, в Письме Минфина России от 24 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/691 сказано, что в целях налогообложения прибыли для признания в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы, материальные потери от пожара должны быть документально подтверждены справкой Государственной противопожарной службы, документами, фиксирующими результаты проведенной по этому поводу инвентаризации и размер нанесенного ущерба, и др.
Исходя же из Письма УФНС России по г. Москве от 25 июня 2009 г. N 16-15/065190 следует, что материальные потери от пожара для признания их в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы, должны быть документально подтверждены справкой Государственной противопожарной службы МЧС России, протоколом осмотра места происшествия и актом о пожаре, которыми устанавливается причина возгорания.
Начисление, поступление и возврат субсидии на госзадание: отражаем в учете
Л. Ларцева
Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6/2016
Изменился ли в 2016 году порядок отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и поступлению доходов в виде субсидий на госзадание? Как рассчитать объем остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет, в случае недостижения показателей, установленных заданием? Какими бухгалтерскими записями отразить возврат?
С 2016 года доходы в виде субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются по новому коду доходов. Кроме того, введена обязанность возвращать остатки субсидий в бюджет в случае невыполнения государственного (муниципального) задания. На основании данных новшеств изменился порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с начислением и поступлением указанных субсидий, а также добавлена корреспонденция счетов по их возврату в бюджет. О новых требованиях расскажем в статье.
Перечисление субсидий субъекту РФ
Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ и для последующего их перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.
Организация применяет общий режим налогообложения. Включается ли субсидия в налогооблагаемый доход? Надо ли восстанавливать НДС по возмещенным затратам?
НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. Полученная из бюджета субсидия — это оплата за оказанные услуги по перевозке с той лишь разницей, что деньги вы получаете не от пассажиров-льготников, а от государства.
Работникам, в семье которых в период выплаты задолженности по ипотечному субсидируемому кредиту родился ребенок, также предоставляется безвозмездная субсидия в связи рождением ребенка.
Нецелевое использование бюджетных средств в бюджетных и автономных учреждениях. На что обратить внимание в первую очередь?
В свою очередь приобретение зданий, строений, которые по своей сути относятся к основным средствам, следует осуществлять за счет бюджетных инвестиций.
В статье автор рассматривает субсидии как социальную выплату в системе социального обеспечения России, дает понятие субсидий, исследует условия их предоставления, оценивает эффективность правового регулирования субсидий.
А кредит вы гасите из своих средств. Так что на приобретение сельхозсырья вы потратили свои деньги, а не бюджетные.
Способы финансового обеспечения капитальных вложений
Постановление № 1456 и утвержденные им Правила осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — Правила) определяют на 2013 год следующие способы финансового обеспечения капитальных вложений федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя (собственника) имущества организаций (далее — органы власти):
- предоставление организациям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти — получателями средств федерального бюджета, предоставляющими такие субсидии, и организациями (далее — предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений);
- передача органами власти организациям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществления на безвозмездной основе полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации в лице органа власти государственных контрактов (далее — передача полномочий).
Передача полномочий осуществляется в соответствии с п. 6–13 Правил. Подпунктом «б» п. 3 постановления № 1456 предусмотрено, что передача полномочий в 2013 году может осуществляться органом власти в соответствии с решением Правительства РФ о возможности использования органом власти указанного способа финансового обеспечения капитальных вложений в объекты организаций. Такое решение может быть принято в форме распорядительного акта Правительства РФ либо в установленном порядке на заседании Правительства РФ и оформлено протоколом указанного заседания.
В случае принятия решения о реализации бюджетных инвестиций в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, в соответствии с подп. «в» п. 3 постановления № 1456 органу власти необходимо обеспечить:
- ведение организациями бюджетного учета, составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности по операциям, связанным с использованием бюджетных инвестиций, в порядке, установленном Министерством финансов РФ для получателей бюджетных средств;
- включение условий, предусмотренных абз. 4 и 5 подп. «в» п. 3 постановления № 1456, в государственные контракты, заключаемые организациями после 1 января 2013 года.
Внесение изменений в реестр контрактов
Внесение изменений в реестр контрактов осуществляется в порядке, определенном Положением о ведении реестра, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1191:
- при принятии органом власти решения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в части следующих сведений:
- исключается информация из второй строки реквизита «Источник финансирования контракта» заголовочной части формы Сведений о государственном или муниципальном контракте либо гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (его изменении), заключенном по итогам размещения заказа (далее — Сведения); в реквизите «Вид внебюджетных средств» строки «Источник финансирования контракта» и кодовой части строки значение изменяется соответственно на «средства бюджетных учреждений» и код 18;
- в случае если оплата по контракту не производилась, раздел первый формы Сведений не заполняется;
- в случае если контракт частично исполнен, в разделе первом формы Сведений отражаются суммы произведенных выплат по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, а остаток суммы оплаты по контракту вносится в раздел второй формы Сведений с разбивкой по годам оплаты контракта и указанием кода классификации операций сектора государственного управления;
- при принятии органом власти решения о передаче полномочий в части следующих сведений:
- замены наименования заказчика-организации в реквизите «Наименование заказчика» заголовочной части формы Сведений на наименование органа власти, передающего полномочия;
- замены значений реквизитов «ИНН», «КПП» заказчика-организации в заголовочной части формы Сведений на значения «ИНН», «КПП» органа власти, передающего полномочия.
Формы документов и акт проверки
Чтобы получить целевую субсидию, руководитель составляет заявку, в которой указывает цель получения денежных ассигнований и размер дотации.
Основной документ, на основании которого выделяют субсидию, – проект. Здесь подробно расписывают обоснование получения преференции, составляют смету расходов.
По итогам освоения дотации составляется акт расходования ассигнований. В документе указывают:
- наименование организации, получившей дотацию;
- цели получения преференции, которые были обозначены в бизнес-плане;
- размер выделенной дотации;
- израсходованную сумму;
- размер остатка средств – при наличии;
- ФИО, должность составителя акта.
Основания для прекращения выплат субсидии
Отменить выплаты господдержки могут по нескольким основаниям:
- Увеличился доход семьи, и доля оплаты ЖКХ в семейном доходе стала ниже предельно допустимой.
- Изменился состав семьи (например, ребенок вырос и стал жить отдельно), семейный доход в расчете на одного члена семьи увеличился и исчезли основания для предоставления субсидии.
- Смена места жительства. По новому месту проживания требуется снова подавать документы для начисления субсидии.
- Выявление ложной информации заявителя. Например, выясняется, что безработный на самом деле работает по гражданско-правовому договору. В этом случае субсидию он обязан вернуть.
- Наличие задолженности за коммунальные услуги свыше 2 месяцев автоматически приостанавливает выплату субсидии на оплату услуг ЖКХ, свыше 3 месяцев – прекращает.
- У юрлиц и ИП выплаты субсидии прекращаются в случае банкротства или прекращения деятельности, а также при выявлении признаков мошенничества.