Актуальные вопросы применения КТРУ с 2023 года (Закон № 44-ФЗ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуальные вопросы применения КТРУ с 2023 года (Закон № 44-ФЗ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.

Обратите внимание, что в понятие «закупка» не входит этап планирования и, следовательно, КТРУ не применяется при формировании заказчиком плана-графика на соответствующий год и плановый период. Это значит, что наименование закупаемой продукции в плане-графике может быть сформировано без учета требований по КТРУ.

Как закупить отечественный товар, с учетом КТРУ.

В статье инструкция как составить самую сложную часть ТЗ для закупки ноутбуков, чтобы учесть коды ОКПД2, КТРУ и реестр радиоэлектроники. Пригодится для закупки любой радиоэлектроники, чтобы закупить в этом году как можно больше отечественных товаров по квоте.

Когда заказчик составляет техническое задание на закупку радиоэлектронного товара, часто сталкивается с тем, что товара нет в реестре радиоэлектроники. А из КТРУ подходят не все характеристики, поэтому контракт с таким товаром рискует не попасть в квоту. Как поступить в такой ситуации читайте в инструкции, которая подготовлена на основе воркшопа «Как составить ТЗ на основе КТРУ».

Шаг 1.

Найдите позицию в КТРУ

В техническом задании укажите назначение объекта закупки, его технические и эксплуатационные характеристики. Закон дает два универсальных приема описания объекта закупки: характеристика товара и соответствие техническим регламентам, ГОСТам и стандартам.

Характеристики товара необходимо брать из КТРУ. У позиций КТРУ по каждому товару есть дата включения в каталог, а значит, есть и обязательная дата применения сведений КТРУ в закупках. Видно, что позиция каталога «Ноутбук» обязательна к применению с 13 марта 2021 года. Это значит, что все заказчики, которые намерены закупить ноутбуки по коду КТРУ 26.20.11.110-00000001, с марта 2021-го обязаны использовать в ТЗ характеристики каталога.

Требования к описанию объекта закупки изложены в статье 33 Закона № 44-ФЗ. К примеру, в первую очередь вы пишете, что товар должен быть новым. Это общее правило для поставляемого товара. Вывод следует из пункта 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Описание объекта закупки содержит функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. Участник закупки должен понимать, какой товар нужен, — просто наименования, например, «стол» или «говядина», будет недостаточно.

Шаг 2.

Установите характеристики товара для отечественных производителей

Руководствуемся только обязательными и необязательными характеристиками КТРУ для закупки ноутбука, устанавливаем ограничения допуска товара в документации, чтобы наша закупка попала в квоту. Чтобы верно сформировать характеристики товара и не ограничить конкуренцию, воспользуемся сведениями о российских производителях ноутбуков из реестра радиоэлектроники. Смотрите сведения об имеющихся производителях в реестре и на каких сайтах мы можем найти товар, который они предлагают.

Для того чтобы понять, какой ноутбук вы можете купить у этих производителей, ознакомимся с информацией о продукции на указанных сайтах. По тем характеристикам, которые мы видим в самом реестре, невозможно определить, о каком конкретно устройстве идет речь, и будут ли данные товары эквивалентны друг другу. Подберите те характеристики с сайтов производителей, которые соответствуют характеристикам позиции КТРУ 26.20.11.110-00000001. Для примера мы взяли одну обязательную и шесть необязательных характеристик товара «ноутбук». Смотрите, как сгруппированы характеристики по трем ноутбукам отечественного производства. Так можно выявить эквивалентные значения, опираясь на информацию с сайтов отечественных производителей ноутбуков, которые есть в реестре радиоэлектроники.

Такое описание объекта закупки по ноутбуку получилось без использования дополнительных характеристик. Это позволит провести закупку с нацрежимом: ограничениями допуска иностранного товара с учетом требования соблюдать обязательную минимальную долю.

Сам классификатор представляет собой специфический шифр, который состоит из совокупности символов. Минимальное значение символов в коде — 2 — «ХХ». А максимальное число символов — 9 — «ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ». Значение кодов определяется от общего (обобщенный показатель группы) к более узкой детализации информации.

Структура кода определяется так:

ХХ

Класс

ХХ.Х

Подкласс

ХХ.ХХ

Группа

ХХ.ХХ.Х

Подгруппа

ХХ.ХХ.ХХ

Вид

ХХ.ХХ.ХХ.ХХ

Категория

ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ

Подкатегория

Всего для классификатора утверждено 75 изменений, в списке показаны последние 73.

  • В — включение в классификатор записей с новыми кодами
  • А — аннулирование записей в классификаторе
  • И — изменение записей классификатора без изменения кодов
  • ИР — внесение правок в позиции или в текст документа классификатора без изменения кодов
Номер Документ (основание для изменения) Введение в действие Действия
75/2022 Приказ Росстандарта от 20.12.2022 №1533-ст 01.03.2023 В А И ИР
74/2022 Приказ Росстандарта от 15.12.2022 №1511-ст 01.03.2023 В
73/2022 Приказ Росстандарта от 07.11.2022 №1241-ст 01.12.2022 В А
72/2022 Приказ Росстандарта от 30.08.2022 №849-ст 01.10.2022 В А
71/2022 Приказ Росстандарта от 26.07.2022 №693-ст 01.09.2022 И
70/2022 Приказ Росстандарта от 26.07.2022 №692-ст 01.09.2022 В А
69/2022 Приказ Росстандарта от 26.07.2022 №685-ст 01.09.2022 В А
68/2022 Приказ Росстандарта от 21.06.2022 №486-ст 01.08.2022 В И
67/2022 Приказ Росстандарта от 26.05.2022 №387-ст 01.07.2022 В А И
66/2022 Приказ Росстандарта от 27.04.2022 №235-ст 01.07.2022 В И
65/2022 Приказ Росстандарта от 04.02.2022 №58-ст 01.03.2022 В А
64/2021 Приказ Росстандарта от 23.12.2021 №1850-ст 01.02.2022 В А И
63/2021 Приказ Росстандарта от 07.12.2021 №1734-ст 01.01.2022 В А И
62/2021 Приказ Росстандарта от 07.12.2021 №1733-ст 01.01.2022 В
61/2021 Приказ Росстандарта от 07.10.2021 №1084-ст 01.12.2021 В И
60/2021 Приказ Росстандарта от 07.10.2021 №1083-ст 01.12.2021 В А
59/2021 Приказ Росстандарта от 12.08.2021 №710-ст 01.09.2021 В
58/2021 Приказ Росстандарта от 16.06.2021 №562-ст 01.07.2021 В И
57/2021 Приказ Росстандарта от 10.06.2021 №532-ст 01.07.2021 В А И
56/2021 Приказ Росстандарта от 21.05.2021 № 423-ст 01.07.2021 В А И
55/2021 Приказ Росстандарта от 27.04.2021 №303-ст 01.06.2021 В И
54/2021 Приказ Росстандарта от 12.04.2021 № 202-ст 01.06.2021 В
53/2021 Приказ Росстандарта от 12.04.2021 № 198-ст 01.06.2021 В А И
52/2021 Приказ Росстандарта от 12.04.2021 № 196-ст 01.06.2021 В А
51/2021 Приказ Росстандарта от 10.02.2021 № 68-ст 01.03.2021 В А
50/2021 Приказ Росстандарта от 10.02.2021 № 67-ст 01.03.2021 В А И
49/2020 Приказ Росстандарта от 29.12.2020 № 1426-ст 01.02.2021 И
48/2020 Приказ Росстандарта от 02.12.2020 № 1242-ст 09.01.2021 В А И
47/2020 Приказ Росстандарта от 23.09.2020 № 663-ст 01.11.2020 В И
46/2020 Приказ Росстандарта от 27.08.2020 N 549-ст 01.10.2020 В А И
45/2020 Приказ Росстандарта от 01.06.2020 N 247-ст 01.06.2020 ИР
44/2020 Приказ Росстандарта от 26.05.2020 N 230-ст 01.01.2021 В А И
43/2020 Приказ Росстандарта от 12.02.2020 №58-ст 01.03.2020 В А
42/2020 Приказ Росстандарта от 11.02.2020 №55-ст 01.03.2020 В А
40/2019 Приказ Росстандарта от 24.12.2019 №1463-ст 01.01.2020 В
39/2019 Приказ Росстандарта от 14.11.2019 №1145-ст 01.12.2019 А И ИР
38/2019 Приказ Росстандарта от 27.09.2019 №809-ст 01.01.2020 В А И
37/2019 Приказ Росстандарта от 18.09.2019 №711-ст 01.10.2019 И
36/2019 Приказ Росстандарта от 17.07.2019 №401-ст 01.08.2019 И
34/2019 Приказ Росстандарта от 20.02.2019 №46-ст 01.05.2019 А И
33/2018 Приказ Росстандарта от 29.12.2018 №1190-ст 01.01.2020 В А И
32/2018 Приказ Росстандарта от 24.10.2018 №842-ст 01.01.2019 В А
31/2018 Приказ Росстандарта от 16.10.2018 №784-ст 01.11.2018 В И
30/2018 Приказ Росстандарта от 10.07.2018 №407-ст 01.10.2018 В А И ИР
29/2018 Приказ Росстандарта от 10.07.2018 №406-ст 01.10.2018 В А И
28/2018 Приказ Росстандарта от 29.03.2018 №159-ст 01.06.2018 В И
27/2018 Приказ Росстандарта от 13.02.2018 №66-ст 01.04.2018 В
26/2018 Приказ Росстандарта от 30.01.2018 №36-ст 01.04.2018 В А И
25/2017 Приказ Росстандарта от 21.02.2017 №2049-ст 01.03.2018 В А И
24/2017 Приказ Росстандарта от 21.12.2017 №2047-ст 01.03.2018 В И
23/2017 Приказ Росстандарта от 21.12.2017 №2045-ст 01.03.2018 В А И
22/2017 Приказ Росстандарта от 08.09.2017 №791-ст 01.12.2017 В А И
21/2017 Приказ Росстандарта от 08.09.2017 №1044-ст 01.11.2017 В А И ИР
20/2017 Приказ Росстандарта от 03.08.2017 №791-ст 01.11.2017 В А И
19/2017 Приказ Росстандарта от 03.05.2017 №347-ст 01.07.2017 В А И
18/2016 Приказ Росстандарта от 07.10.2016 N 1326-ст 01.01.2017 В И
17/2016 Приказ Росстандарта от 07.10.2016 №1325-ст 01.01.2017 И
16/2016 Приказ Росстандарта от 07.10.2016 №1324-ст 01.01.2017 В И
15/2016 Приказ Росстандарта от 28.09.2016 №1239-ст 01.01.2017 В И
14/2016 Приказ Росстандарта от 28.09.2016 №1238-ст 01.01.2017 В А И
13/2016 Приказ Росстандарта от 28.09.2016 №1237-ст 01.01.2017 В А И
12/2016 Приказ Росстандарта от 26.08.2016 №948-ст 01.11.2016 В А И
11/2016 Приказ Росстандарта от 24.06.2016 №679-ст 01.09.2016 В А И
10/2016 Приказ Росстандарта от 12.05.2016 №311-ст 01.07.2016 В А И
9/2016 Приказ Росстандарта от 12.05.2016 №310-ст 01.07.2016 И
8/2016 Приказ Росстандарта от 14.04.2016 №260-ст 01.06.2016 В А И
7/2016 Приказ Росстандарта от 24.03.2016 №204-ст 01.06.2016 В А И
6/2016 Приказ Росстандарта от 17.02.2016 №40-ст 01.06.2016 В А И
5/2015 Приказ Росстандарта от 10.12.2015 N 2149-ст 01.03.2016 В А
4/2015 Приказ Росстандарта от 10.12.2015 N 2148-ст 01.03.2016 И
3/2015 Приказ Росстандарта от 26.11.2015 № 1999-ст 01.11.2015 В И
2/2015 Приказ Росстандарта от 17.08.2015 № 1166-ст 01.11.2015 В А
1/2015 Приказ Росстандарта от 26.05.2015 № 424-ст 01.08.2015 И
Читайте также:  Прожиточный минимум в Санкт-Петербурге

Дата актуализации классификатора: 03.02.2023.

Установление объема закупаемых услуг.

На подготовительном этапе закупки услуг связи заказчику необходимо определиться с объемом закупок в стоимостном выражении (в рублях), в физическом выражении (количестве), а также понять, как эти величины взаимозависимы. Можно назвать два типичных вопроса, с которыми приходилось сталкиваться автору статьи: как определить, сколько услуг связи потребуется в будущем году, и какие единицы указывать при закупке услуг связи? В отношении первого вопроса – заказчикам необходимо проанализировать закупки аналогичных услуг в предшествующие периоды, например за последние три года, и по аналогии установить объем закупки на текущий срок с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств (или показателей плана финансово-хозяйственной деятельности).

При определении единиц измерения при закупке услуг связи необходимо ориентироваться на порядок формирования цены контракта. Например, если условиями контракта предусматривается абонентская плата, то целесообразнее указывать единицу измерения «месяц»; если абонентской платы нет, а осуществляется тарификация по минутам – единицей измерения будет «минута». Например, при закупке услуг связи на год на 6 абонентских номеров и при наличии абонентской платы порядок формирования цены контракта будет следующим:

Наименование ТРУ

Единица измерения

Количество

Размер платы в месяц с НДС, руб.

Размер оплаты в год с НДС, руб.

Услуги связи (на 6 абонентских номеров)

Месяц

12

5 256,00

63 072,00

ЧаВО (или часто встречающиеся вопросы)

На большую часть вопросов, которые возникают при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.

Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых «используются» товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?

Ответ: Нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. Однако, ситуация будет полностью противоположной, если товары «поставляются» при выполнении работ, оказании услуг. В этом случае применение КТРУ является обязательным в отношении таких товаров.

Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).

Найдите позицию в КТРУ

В техническом задании укажите назначение объекта закупки, его технические и эксплуатационные характеристики. Закон дает два универсальных приема описания объекта закупки: характеристика товара и соответствие техническим регламентам, ГОСТам и стандартам.

Характеристики товара необходимо брать из КТРУ. У позиций КТРУ по каждому товару есть дата включения в каталог, а значит, есть и обязательная дата применения сведений КТРУ в закупках. Видно, что позиция каталога «Ноутбук» обязательна к применению с 13 марта 2021 года. Это значит, что все заказчики, которые намерены закупить ноутбуки по коду КТРУ 26.20.11.110-00000001, с марта 2021-го обязаны использовать в ТЗ характеристики каталога.

Требования к описанию объекта закупки изложены в статье 33 Закона № 44-ФЗ. К примеру, в первую очередь вы пишете, что товар должен быть новым. Это общее правило для поставляемого товара. Вывод следует из пункта 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Описание объекта закупки содержит функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. Участник закупки должен понимать, какой товар нужен, — просто наименования, например, «стол» или «говядина», будет недостаточно.

Шаг 2.

КТРУ госзакупок и муниципальных приобретений представляет собой перечень, каждая отдельная строка которого несёт информацию о товаре с присвоением ему индивидуального кода. При необходимости схожие позиции объединяются в наборы по близкому ассортименту.

Каждый код формируется единообразно и расшифровывается однозначно, где:

  1. Первые 9 цифровых знаков аналогичны коду объекта, фигурирующего в ОКПД-2. В случае, если позиция отображает подгруппу товаров или вид продукции, недостающие цифры замещаются нулями.
  2. Разряды, занимающие в коде места с 10 по 15, представляют собой номера ассортиментных наборов и указываются в возрастающем порядке. При непопадании объекта ни в один ассортиментный набор его порядковый номер обозначается в виде «000000».
  3. 16 цифра в коде обозначает тип предназначенного к закупке объекта. При этом товар обозначается как «1», работа представлена цифрой «2», а услуги кодируются цифровым знаком «3».
  4. Разряды от 17 до 21 отведены под порядковые номера, соответствующие кодам из ОКПД-2.

Сформированные таким образом коды КТРУ дают возможность быстро и точно идентифицировать необходимый объект и легко его находить.

Код КТРУ должен фигурировать во всех документах, обозначенных в Постановлении правительства РФ №145.

С начала 2018 г. КТРУ обязательно должен применяться в документах, представленных:

  • план-графиками и планами закупок;
  • формами, обосновывающими реализацию закупки;
  • приглашениями участникам закупок;
  • документами, сопровождающими проводимую закупку;
  • контрактами;
  • контрактными реестрами;
  • отчётами об выполнении договоров.

Использование каталога

В случаях, когда заказчики по тем или иным причинам называют приобретаемые товары, услуги или работу чересчур неконкретно, дезориентируя поставщиков, а то и вводя их в заблуждение, на помощь приходит каталог в ЕИС.

Его использование позволяет поставить барьер на пути возможных некорректных действий со стороны заказчиков или поставщиков. Одновременно официально оформленный КТРУ ЕИС даёт возможность избежать недоразумений при добросовестном заблуждении одной из сторон осуществляемых операций.

Точность характеристик, даваемых объектам, которые присутствуют в КТРУ для госзакупки или для приобретения их в коммунальных целях, не позволяет ни одной из сторон необоснованно завышать или занижать требования к этим объектам. Кроме того, специализированный официальный информационный справочник, чем, по сути, является каталог в ЕИС, может и должен выступать критерием обоснованности цен, устанавливаемых при осуществлении закупок.

Взятые из каталога сведения заказчики при формировании техзаданий должны вносить в них начиная с даты, указанной в КТРУ. Преимущественно она наступает спустя месяц после включения данных в перечень.

ПРИМЕНЕНИЕ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

Нравится это или нет, закон есть, и его надо выполнять. Остается понять – как.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры с материнским капиталом

Бытует мнение, что для ведения номенклатуры товара необходима товароучетная (ТУ) программа. На самом деле это не так. По закону использовать ТУ сервис необязательно. Достаточно просто завести каталог товаров в кассе. Такие кассовые решения особенно актуальны для небольшого бизнеса. Ведь по-старинке некоторые предприниматели продолжают вести учет в тетрадях и в таблицах Excel, несмотря на то, что сервисы для автоматического подсчета остатков давно перестали быть роскошью и вполне доступны по цене.

Но об этом мы поговорим позже. Давайте сначала разберемся, как же завести базу товаров в кассе, если ее там никогда не было.

База товаров в кассе уже создана, давайте учится вносить наименование в чек при продаже.

При регистрации онлайн-кассы практически все необходимые реквизиты кассового чека занесены в ККТ, поэтому останется вводить только несколько реквизитов: наименование товара, его количество, цену. Указывает номенклатуру в чеке конечно же кассир при формировании этого фискального документа.

Если вы внимательно прочитали предыдущие разделы, скорее всего сделали вывод о том, с каким видом кассы лучше всего связать свою судьбу. Здесь мы поговорим не просто о смарт-терминалах, а о нюансах, по которым они друг от друга отличаются с точки зрения работы с номенклатурой.

  1. Ввод номенклатуры и в самой кассе, и в личном кабинете. Увы, в некоторых кассах вы встретите либо первый, либо второй вариант. На самом деле удобно, когда есть оба. Ведь иногда кассиру несподручно останавливать торговлю и нужно, чтобы новые позиции внес другой сотрудник, например, товаровед. Ведь зайти в ЛК кассы можно с любого устройства. Даже с телефона.

  2. Обращайте внимание на возможность редактировать карточки товаров в самой кассе, а не только в личном кабинете. Тогда провести небольшую корректировку сможет кассир. Так гораздо быстрее.
    Опять же эта опция есть только на некоторых ККТ, в том числе на смарт-терминалах МТС Кассы.

  3. Большим плюсом будет наличие в кассе дополнительного справочника товаров. Если при сканировании штрих-кода касса не нашла товар в каталоге (забыли завести позицию), она “подцепит” его из своего справочника и создаст карточку для нового товара.
    МТС Касса работает с собственным глобальным справочником товаров (ГСТ).

  4. В современных смарт-терминалах, но далеко не во всех, есть специальная панель с избранными товарами. Если она есть – это дополнительный плюс к удобному поиску. Штрих-коды есть не на всех ходовых позициях. А с этой панели вы быстро занесете такой товар в чек.
    Особенность касс МТС в том, что такая панель здесь с картинками, поэтому скорость нахождения товара гарантированно космическая.

  5. Даже если платный товароучетный сервис вам сейчас не нужен, онлайн касса с ним лучше, чем без него. Это задел на перспективу – если вдруг ваш бизнес вырастет, у вас будет возможность подключить ТУ сервис. Поверьте, пользы в нем немало, а по цене очень даже доступно.
    Товароучетная система в кассы МТС уже встроена, подключайте ее в любой момент.

  6. Когда товары в каталоге создаются с нуля, удобнее переносить их из таблиц Excel массово, а не по одному. Загрузить товары из таблиц Excel можно только через Личный кабинет кассы, поэтому должна быть возможность работать с файлами Excel.

  7. Если вы реализуете товары с обязательной маркировкой, обратите внимание на интеграцию кассы с ЭДО.

Самыми удобными для работы с номенклатурой будут смарт-терминалы и фискальные регистраторы (при условии хорошей кассовой программы). В них можно без проблем самостоятельно вносить необходимые данные. С автономными кассами все сложнее – зачастую для ввода номенклатуры не обойтись без приглашения специалиста и остановки продаж. А это потеря выручки и дополнительные затраты на оплату услуг.

МТС Касса – это готовое решение для любого бизнеса, соответствующее всем требованиям 54-ФЗ. О преимуществах смарт-терминалов МТС мы уже неоднократно упоминали по ходу статьи. Осталось сказать немногое:

  • оффлайн-режим работы – касса выбьет чек даже без сети интернет, а при появлении связи сама отправит данные в ОФД;

  • автоматическое и бесплатное обновление в соответствии с 54-ФЗ;

  • круглосуточная техподдержка;

  • поддержка приема быстрых платежей, то есть вы сможете принимать безналичную оплату без подключения терминала эквайринга и платить за комиссию всего 0,4-0,7%;

  • функционала здесь гораздо больше, чем требует закон. Он доступен даже в базовом тарифе;

  • много разных фишек для удобной работы с номенклатурой;

  • есть специальное приложение для руководителя, с которым он контролирует торговлю со смартфона.

С 1 сентября открыта подписка на первое полугодие 2021 года

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
  • Сейчас
  • Вчера
  • Неделя
  • Сутки
  • Неделя
  • Месяц

Будучи сведённым в систему списком всех товаров, работ и услуг, приобретаемых государственными и муниципальными заказчиками, КТРУ предназначен для приведения к общим стандартам наименований и обозначения закупочных объектов.

Данный процесс гарантирует, что каждый объект, приобретаемый для государственных и муниципальных потребностей, во всех необходимых документах будет зафиксирован единообразно. Это полностью исключает любые разночтения и страхует от ситуаций, когда обозначение объекта не даёт исчерпывающей информации о нём.

КТРУ госзакупок и муниципальных приобретений представляет собой перечень, каждая отдельная строка которого несёт информацию о товаре с присвоением ему индивидуального кода. При необходимости схожие позиции объединяются в наборы по близкому ассортименту.

Каждый код формируется единообразно и расшифровывается однозначно, где:

  1. Первые 9 цифровых знаков аналогичны коду объекта, фигурирующего в ОКПД-2. В случае, если позиция отображает подгруппу товаров или вид продукции, недостающие цифры замещаются нулями.
  2. Разряды, занимающие в коде места с 10 по 15, представляют собой номера ассортиментных наборов и указываются в возрастающем порядке. При непопадании объекта ни в один ассортиментный набор его порядковый номер обозначается в виде «000000».
  3. 16 цифра в коде обозначает тип предназначенного к закупке объекта. При этом товар обозначается как «1», работа представлена цифрой «2», а услуги кодируются цифровым знаком «3».
  4. Разряды от 17 до 21 отведены под порядковые номера, соответствующие кодам из ОКПД-2.

Сформированные таким образом коды КТРУ дают возможность быстро и точно идентифицировать необходимый объект и легко его находить.

Код КТРУ должен фигурировать во всех документах, обозначенных в Постановлении правительства РФ №145.

С начала 2018 г. КТРУ обязательно должен применяться в документах, представленных:

  • план-графиками и планами закупок;
  • формами, обосновывающими реализацию закупки;
  • приглашениями участникам закупок;
  • документами, сопровождающими проводимую закупку;
  • контрактами;
  • контрактными реестрами;
  • отчётами об выполнении договоров.

Изменения 2021 года для участников закупок

Описание товара, работы, услуги должно содержать следующую информацию:

  • Перечень потребительских свойств, функциональных, технических, качественных характеристик товаров, работ, услуг;
  • Технические регламенты и прочие документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации;
  • Спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, цифровые модели, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия процессов и методов производства;
  • Дополнительная информация (при необходимости);
Читайте также:  Как оформить РВП участнику Госпрограммы переселения соотечественников

Каталог используется заказчиками в целях обеспечения единообразного указания наименований товаров, работ, услуг при формировании:

  • Плана закупок, Плана-графика закупок;
  • Форм обоснования закупок;
  • Извещения об осуществлении закупки;
  • Приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляемом закрытым способом;
  • Документации о закупке;
  • Контракта и реестра контрактов;
  • Отчета об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;
  • Иных документах, предусмотренных Федеральным законодательством;

Кроме того, КТРУ используется для описания объектов закупки, которое включается в План-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке, а так же при формировании ИКЗ.

  • Для ведения статистики при необходимости сравнивать данные РФ с результатами в различных отраслях мировой экономики.
  • Для получения внутренних статистических данных в различных областях предоставления услуги, проведенной работы и выпускаемых товаров.
  • Документ состоит из 4-х томов и достаточно удобен для использования.
  • Первый содержит коды обрабатывающих предприятий, горнодобывающих комбинатов, товары предназначенные для охотников и рыболовов, на продукцию лесных хозяйств и производителей сельскохозяйственной продукции.
  • Во втором находятся металлы, минеральные продукты, изделия из резины и химические вещества.
  • Третий посвящен строительным работам, воде, газу, электроэнергии, а также оборудованию и транспортной технике.
  • В четвертом представлена информация об образовании, транспорте, ремонту и гостиничному бизнесу.
  • В настоящее время используется классификатор ОКПД 2, разработанный с максимальным приближением к классификации применяемой в Европе.
  • При разработке использовался иерархический принцип и метод последовательности.

Каталогом товаров работ и услуг считается систематизированный перечень описаний объектов закупки, сформированный на основании ОКПД-2. В него включаются типовые характеристики для каждой позиции, коды ОКЕИ и прочая необходимая информация. Ответственность за разработку КТРУ возложена на Министерство финансов России.

Обязанность по использованию каталога возложена на заказчика частью 6 статьи 23 44-ФЗ. Правила формирования и ведения КТРУ прописаны в постановлении Правительства России за номером 145 от 08 февраля 2015 года. Каталог постоянно корректируется, в него добавляются новые данные.

Каталог размещается в ЕИС в свободном доступе. Изучить его могут как заказчики, так и поставщики. Он представляет собой набор отдельных электронных карточек, в которых содержится следующая информация:

  1. Код, состоящий из 21 разряда;
  2. Код по ОКПД-2;
  3. Наименование объекта закупки;
  4. Единица измерения, которая должна быть прописана в техническом задании;
  5. Качественные и количественные характеристики закупаемого объекта;
  6. Дата включения позиции в КТРУ, время начала и окончания ее применения;
  7. Иная информация, носящая справочный характер.

Для удобства использования поиск по каталогу можно осуществлять по нескольким параметрам: коду ОКПД-2, дате внесения информации, характеристикам, наименованию.

Создание и ведение КТРУ преследует следующие цели:

  • Иногда заказчики указывают наименование закупаемого объекта слишком «расплывчато», что вводит потенциальных поставщиков в заблуждение. Введение каталога позволяет избежать подобных недобросовестных действий.
  • Для каждой позиции в каталоге прописываются типовые характеристики. Благодаря этому заказчик лишается возможности устанавливать завышенные требования к закупаемому объекту.
  • КТРУ облегчает сопоставление цен и оценку эффективности проводимых закупок.

Прописывать в технических заданиях информацию из каталога заказчики обязаны начиная с того дня, который указан в КТРУ. Чаще эта дата наступает по истечении 30 дней с момента включения сведений в каталог.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО ТИПОВЫМ КОНТРАКТАМ

№ типового контракта (типовых условий контракта) Код позиции Код ОКВЭД2 Случаи применения типового контракта (типовых условий контракта) Нормативный правовой акт
1573000000116001 85.42.19.000 Услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие 85.42.9 Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки Подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
Подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Приказ Минтруда России от 29.10.2015 №797н

1573000000116003
1573000000116004

90 Услуги в области творчества, искусства и развлечений 90 Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений Подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
Подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Приказ Минобрнауки России от 21.10.2015 №1180
72 Услуги и работы, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками 72 Научные исследования и разработки
85 Услуги в области образования 85 Образование
91 Услуги библиотек, архивов, музеев и прочие услуги в области культуры 91 Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры
1400700000316001 38.22.11.000 Услуги по переработке отходов атомной промышленности 38.22 Обработка и утилизация опасных отходов Подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом
Подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок
Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Приказ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 29.12.2015 №1/27-НПА

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО КТРУ. ЧАСТЬ 2

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145 (ссылка на постановление) в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) обеспечена возможность применения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – каталог), ведение которого осуществляется в структурированном виде.

Федеральное казначейство размещает ответы на следующие вопросы.

3. Почему код позиции каталога не соответствует коду ОКПД2?
Порядок формирования кода позиции каталога установлен пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила), утвержденных Постановлением № 145.
Согласно пункту 12 Правил код позиции каталога включает в себя код товаров, работ, услуг, соответствующий ОКПД2, в формате ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ, который представляет собой первые 9 разрядов кода позиции каталога.
Последние 5 разрядов кода позиции каталога представляют собой порядковый номер позиции каталога, относящейся к одному коду ОКПД2, который принимает значения в порядке возрастания в формате от 00001 до 99999 в пределах соответствующего кода ОКПД2.
Таким образом, код позиции каталога включает в себя код ОКПД2, но не идентичен ему.
В свою очередь, для выбора именно кода ОКПД2 при описании объекта закупки необходимо в каталоге ЕИС перейти в диалоговое окно «Выбор позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и нажать на ссылку «Выберите наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, соответствующее КТРУ» в отобразившемся диалоговом окне.


4. Можно ли при формировании информации о контракте в реестре контрактов ЕИС изменить наименование товара, работа, услуги, указанное автоматически на основании кода позиции КТРУ?
Коды в описание объекта закупки в строке «Наименование товара, работы, услуги по КТРУ» в информации о контракте автоматически передаются из аналогичной строки описания объекта закупки в извещении об осуществлении закупки без возможности редактирования. При этом строка объекта закупки «Наименование товара, работы, услуги» в информации о контракте доступна для уточнения в соответствии с условиями контракта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *