Как провести СОУТ: разбираем процесс поэтапно
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести СОУТ: разбираем процесс поэтапно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда
Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.
Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.
- Наименование должности.
- Марка и название оборудования.
- Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
- Сотрудники располагаются в одном помещении.
Какие нормативные правовые акты регулируют проведение спецоценки?
- Трудовой кодекс РФ, ст. 212
- Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ - Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“»
от 28.12.2013 № 421-ФЗ - Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
от 23.06.2014 № 160-ФЗ - Федеральный закон «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и Федеральный закон „О специальной оценке условий труда“»
от 01.05.2016 № 136-ФЗ - Приказ Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
от 24.01.2014 г. № 33н - Приказ Минтруда России
от 20.01.2015 N 24н «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» от 24 января 2014 г. № 33н.
В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
- при введении нового рабочего места;
- при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
- при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
- если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
- если выявлено профессиональное заболевание;
- если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда
Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.
Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:
- межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- стандарты безопасности труда;
- типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).
Кто и как определяет?
Надо отметить, что время воздействия фактора при СОУТ не влияет только на три показателя – химический, биологический и ультрафиолетовое излучение. В остальных случаях оно учитывается напрямую. Например – в тяжести труда (рабочая поза, статические нагрузки), в напряженности рабочего процесса (работа с оптикой, нагрузка на голосовой аппарат, виброакустика, микроклимат, световая среда и др.).
Отсюда вопрос: кто и как должен определять время воздействия вредных факторов. И главное – кто несет за это ответственность?
По закону, только на нестационарных рабочих местах время выполнения каждой технологической операции (соответственно время воздействия вредных факторов) определяется экспертом оценивающей организации – на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем проведения хронометража (Федеральный закон 426-ФЗ). Но разве эксперт сторонней организации может это сделать лучше, чем само предприятие? Конечно нет.
Для всех остальных рабочих мест эта работа проводится работодателем, и данные передаются в организацию, проводящую СОУТ. Значит, ответственность ложится на того, кто готовил эту важную информацию.
Результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.
Как определять время воздействия вредных факторов? Какой-либо единой утвержденной методики определения на сегодня не существует, поэтому каждая организация выбирает свой способ. Их много: опрос работников и их руководителей, хронометраж, фотография рабочего дня, составление карты или структур затрат рабочего времени. Неважно, каким способом будет учтено время, главное, чтобы это было объективно.
Все эти процедуры осуществляют службы работодателя. А результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.
Основные документы, которые регулируют проведение СОУТ
- Трудовой кодекс РФ.
- Закон «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
- Методика проведения СОУТ, утвержденная Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
- Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, утвержденная приказом Минтруда от 5 декабря 2014 г. № 976н.
- Приказ Минтруда «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» от 7 февраля 2014 г. № 80н.
Оценка начинается с идентификации вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, на основе чего проводятся их дальнейшие измерения. Для этого происходит сопоставление имеющихся факторов производственной среды и трудового процесса с теми, которые указаны в Классификаторе вредных и опасных производственных факторов.
Если выявленный фактор не идентифицирован, то условия труда признаются допустимыми и на такие рабочие места оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Если же факторы совпали с приведенными в Классификаторе, их признают идентифицированными, и комиссия принимает решение о проведении исследований. Измерения проводятся согласно методике проведения СОУТ, утвержденной приказом Минтруда от 24 января 2014 г. № 33н. По итогам исследований эксперт определяет классы условий труда.
Условия труда подразделяются на четыре класса по степени вредности и опасности.
1-й класс – оптимальные условия труда: воздействие на сотрудника вредных и опасных производственных факторов отсутствует или не превышает уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека.
2-й класс – допустимые условия труда: воздействие вредных и опасных факторов не превышает уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня.
3-й класс – вредные условия труда: уровни влияния вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда. Этот класс имеет четыре подкласса.
4-й класс – опасные условия труда: уровни воздействия производственных факторов в течение всего рабочего дня (или его части) способны создать угрозу жизни работника, а их последствия могут привести к высокому риску развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.
Действия в случае разногласий по итогам оценки
Разногласия по проведению СОУТ, включая несогласия сотрудника с ее результатами и жалобы работодателя на действия организации, которая проводила оценку, рассматривает трудовая инспекция. Для этого работодателю нужно подать заявление о несогласии с проведенной оценкой в произвольной форме, а также приложить заверенные копии материалов отчета о результатах СОУТ, по которым есть разногласия.
Трудовая инспекция рассматривает заявление в течение 30 дней, по истечении которых информирует работодателя о своем решении.
Работодатель, сотрудник или профсоюз также имеет право обжаловать результаты СОУТ в суде, минуя трудовую инспекцию, или обратиться в органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда для проведения экспертизы качества спецоценки.
Специальная оценка направлена на определение классов условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2. ст. 3 426-ФЗ):
- оптимальный;
- допустимый;
- вредный;
- опасный.
От присвоенного класса зависят:
- размер тарифа страховых взносов, которые работодатель платит в ПФР в пользу работников: чем лучше обстановка, тем ниже взнос;
- предоставляемые работникам гарантии и компенсации во вредных или опасных условиях работы (допотпуска — ст. 117 ТК РФ, уменьшение длительности рабочего дня — ст. 92 ТК РФ, повышение уровня зарплаты — ст. 147 ТК РФ).
Сроки внеплановой СОУТ
Для внеплановой специальной оценки условий труда сроки зависят от причин и составляют 6 или 12 месяцев.
Срок |
Условия для проведения внеплановой СОУТ |
---|---|
6 месяцев |
|
12 месяцев |
|
Чем грозит отказ от проведения спецоценки
Спецоценка — обязательная процедура для предприятий. Те, кто считает, что относится к группе, кому СОУТ можно не проводить, в первый раз оплачивает штрафную санкцию в размере от 5000 до 85 тыс. руб.*, а за следующее невыполнение государственных предписаний — до 40 тыс. руб. Также в последнем случае грозит отстранение от занимаемой должности на срок до трех лет.
К сведению! Компании, кому нужно проводить СОУТ, а они этого не делают, получают взыскание в виде штрафной санкции в размере 200 тыс. руб. или запрет работы на три месяца.
Если после отказа от проведения процедуры произошел несчастный случай на предприятии, и работник по вине работодателя получил серьезные травмы или умер, директор несет уголовную ответственность. Как правило, наказание назначают строгое — 1-3 года исправительных работ или от 3 до 7 лет лишения свободы с заключением.
Спецоценка проведена. Что делать дальше?
После составления отчета о проведении СОУТ следует предпринять ряд действий, в частности:
- утверждение отчета председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
- в течение 30 дней после утверждения отчета – ознакомление сотрудников с результатами (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) и размещение сводной информации о СОУТ на сайте работодателя (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
- в течение 3 дней после утверждение отчета – уведомление организации, проводящей СОУТ (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
- изменение или дополнение трудовых контрактов с сотрудниками и осуществление иных необходимых мероприятий по результатам СОУТ.
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?
Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:
√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.
1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.
2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.
3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.
4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:
• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.
При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.
Спецоценка 2021: что нового
СОУТ — аббревиатура, смысл её следует знать всем нанимателям, у которых трудятся работники в организации. Спецоценка условий труда введена с 2014 года Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Эта процедура заменила аттестацию рабочих мест и во многом ее повторяет. Специальная оценка условий труда — возможность уменьшить риск штрафных санкций и оптимизировать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она позволяет выявить вредные факторы производственной среды и трудового процесса, а также распределить условия труда по классам – оптимальные, допустимые, вредные, опасные. По результатам спецоценки разрабатываются мероприятия по улучшению условий труда, обеспечению работников средствами защиты и компенсациями.
Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу ст. 212 ТК РФ. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.
Спецоценка не проводится для надомников, работников, которые трудятся удаленно, лиц, пришедших трудоустраиваться к физическому лицу, без регистрации ИП, религиозных организаций (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже, чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Внеплановую оценку работодатель обязан провести в случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай, выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание ГИТ или на проведении СОУТ настаивает профсоюз.
С 1 января 2021 года появился еще один повод для проведения внеплановой СОУТ. Если от сотрудника поступят замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на рабочем месте, также обязательна внеплановая оценка.
На проведение внеплановой СОУТ отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).
Также СОУТ — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты.