Предпроверочный анализ налоговой: важно знать каждому предпринимателю
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предпроверочный анализ налоговой: важно знать каждому предпринимателю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В прошлом году было проведено 13,5 тыс выездных проверок и только 128 из них закончились благополучно для компании, т.е. без выявления нарушений. И дело не в том, что нарушают все компании, а в том, что предпроверочный анализ за последние годы стал крайне точным и 98% компаний, отобранных налоговиками, обязательно попадут под доначисления и штрафы. Как же именно проводят отбор, давайте разбираться.
Тайны отбора претендентов для выездной проверки
На первом этапе с помощью специальных программ проводится анализ предприятий. С каждым годом количество программ, находящихся в распоряжении налоговой растет, вот основные из них:
- ВНП-отбор
Налогоплательщиков, имеющих одинаковый ОКВЭД сравнивают между собой, и те, что выпадают из общей массы попадают под подозрение. В результате проверки каждому предприятию проставляются баллы, при наборе определенного количества программа рекомендует компанию к выездной проверке.
- СУР АСК НДС-2
Программа ищет фирмы однодневки, выявляя организации, которые не платят НДС. После этого анализируются связи других предприятий с этими компаниями, и происходит автоматическое деление всех налогоплательщиков на три категории. Категория с низким налоговым риском (НДС платят, ни с кем подозрительным не работают), высоким налоговым риском (НДС не платят, замечены в связи с «однодневками») и средним налоговым риском (те, которые не смогли отнести к другим категориям).
- АСК НДС-2
Данная программа ищет «дыры» в цепочках уплаты НДС. Данные контрагентов сопоставляются с данными самого предприятия и, если имеются расхождения по НДС, то налоговая ищет выгодоприобретателя. Если ваша компания допустила такой разрыв или вы находитесь очень близко к такой «дыре», то сразу же попадаете под подозрение инспекторов.
- АИС-налог
Это не просто программа, а целый информационный комплекс, состоящий более чем из 20 компонентов. Все они помогают в автоматическом режиме запрашивать информацию из разных источников для предпроверочного анализа (таможенная служба, ГИБДД, банки и т.д.). В один клик инспектору становится известна вся информация о предприятии независимо от его территориального нахождения. Таким образом, для налоговой не существует никаких преград. Все, что происходит в компании, становится известно инспектору моментально.
- ПК ВАИ (визуальный анализ информации)
Робот-помощник, который поможет отследить участие учредителей в других юр.лицах и взаимосвязи источников доходов и др.
Пока работают программы, без дела не сидит и сам инспектор, проверяя «вручную» другую информацию о предприятии.
Как предотвратить налоговую проверку
За последние 4 года сумма взыскания с одного предприятия растет день ото дня. С 3 млн в 2012 году до 12-15 млн в прошедшем.
Связано это в первую очередь с улучшением механизмов предпроверочного анализа. Всеобщая автоматизация и централизация делают свое дело, и ни одно нарушения предприятия не остается без внимания налоговых органов. Как же, все таки, можно предотвратить налоговую проверку и не попадаться на глаза инспекторам при предпроверочном анализе?
С одной стороны все просто – не нарушать законодательства, вовремя платить налоги, не работать с подозрительными контрагентами и фирмами однодневками, вовремя сдавать отчетность и в полной мере давать ответ налоговой на любые их требования.
С другой – не бывает компаний без нарушений, но весь вопрос в том, насколько серьезны эти нарушения. Для того, чтобы не попасть в поле зрения налоговой, достаточно никогда не нарушать целенаправленно и регулярно. Любые случайные, редкие нарушения могут быть объяснены и устранены.
И помните:
- Не существует временных ограничений по выездным проверкам, некоторые до сих пор думают, что могут работать три года до первой проверки, а потом закрыть фирму. Налоговая работает не на срок, а на результат. Если ваши нарушения попадут в их поле зрения, и они найдут реальным взыскать с вас все причитающееся казне по закону, то ждать три года никто не станет.
- Размер доначислений почти всегда выше, чем минимальный порог привлечения к уголовной ответственности за неуплату налогов.
- Если к вам придет проверка, значит налоговая нашла механизм взыскания с вас суммы доначислений (например, взыскать с взаимосвязанных лиц или провести процедуру банкротства).
Отбор налогоплательщиков
Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.
К первой категории в том числе относится информация:
-
полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
-
общедоступная информация из интернета;
-
жалобы физических и юридических лиц.
Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:
-
ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
-
ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
-
ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;
-
ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;
-
ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С
Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».
Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.
Запросы в банк как доказывание необоснованной налоговой выгоды
При изучении банковской выписки «спорного» контрагента инспекция делает вывод: что контрагент не осуществляет операции, свойственные обычной хозяйственной деятельности (не имеет расходов на уплату коммунальных платежей, электроэнергии, аренды, канцелярских товаров, заработной платы); движение денежных средств по счетам контрагента носит транзитный характер. Оплата производится на счета таких же недобросовестных контрагентов с низкой налоговой нагрузкой, и в дальнейшем, обналичиваются через расчетные счета ИП.
Иногда инспекцией удается доказать «круговое» движение денежных средств, т.е. возврат денежных средств по цепочке компаний на счета контролируемой налогоплательщиком компании.
ФНС анализирует также IP-адрес. Если управление счетами компаний происходит с одного компьютера, то это признак взаимозависимости.
В чем суть выездной налоговой проверки
Это форма налогового контроля. С ее помощью налоговики определяют, правильно ли предприятие считает налоги. Правовое обоснование проведения содержится в ст. 87 и 89 НК РФ.
Название «выездная» указывает на то, что инспекторы придут в компанию, а не просто запросят документы и посмотрят их на своем рабочем месте. Также у них есть право провести осмотр помещений, сделать выемку документов и предметов. Например, изъять системный блок, жесткий диск, флешку. Про то, что так можно, говорится в ст. 92 и 94 НК РФ.
Все это, несомненно, давит психологически на руководство и сотрудников компании. Поэтому эмоционально пережить выездную налоговую проверку намного сложнее, чем камеральную. Последняя заключается, прежде всего, в проверке правильности сданных деклараций. И если осмотр в процессе ее проведения еще возможен, то выемки точно не будет. Кроме этого, есть и другие отличия.
Когда нужно раскрывать налоговому органу правовую позицию?
Если налоговый орган проводит мероприятия предпроверочного анализа, медлить категорически нельзя. Недопустимое легкомыслие — бросать ППА на самотёк, откладывая подготовку стратегии и доказательной базы до выездной налоговой проверки. Крайне важно держать под контролем проведение предпроверочного анализа и пытаться решить проблему именно на этой стадии.
Бытует мнение, что не стоит выкладывать надзорным органам все карты, лучше поберечь козыри до финала. Поверьте, проверяющие будут только рады такому бездействию, особенно, если у налогоплательщика выявлены серьезные налоговые нарушения (разрывы по НДС, нет документов по 54.1 НК РФ и т. п.). На стадии согласовании готового акта объяснять налоговой что-либо будет уже поздно. Тем более в процессе принятия решения по ВНП!
Другой разговор — когда налоговому органу с первых шагов демонстрируется уверенная правовая позиция с соответствующим обоснованием и аргументацией.
Проведение в отношении лица ППА
Если ваша компания в итоге попала в поле зрения налоговиков по причинам, описанным выше, это еще не означает, что в отношении нее гарантировано будет проведена ВНП. Сегодня перед ФНС обоснованно стоит задача повышения эффективности контроля в области начисления и уплаты налогов и сборов. Это означает, что перед принятием решения о проведении ВНП фискальный орган уже должен иметь предварительную информацию о потенциальных нарушениях лицом налогового законодательства, а также о возможности фактического взыскания с него предполагаемых сумм доначисленных налогов, пени и штрафов.
Именно для этого в отношении налогоплательщиков проводится ППА, в рамках которого органы ФНС используют следующие инструменты и источники информации:
По итогам ППА выносится заключение, в котором отражается следующая информация:
Упрощенный порядок учета определенных договоров
Суть упрощенного учета договора аренды в том, что арендатор не отражает в бухучете ни право пользования активом (ППА), ни обязательство по аренде. Он признает только расходы по арендным платежам, когда предмет аренды учитывается на балансе арендодателя. То есть по-старому.
Вы, конечно, знаете, что с 2022 года Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ установлено, что с 1 января 2022 года по имуществу, находящемуся в аренде, в том числе лизинге, налог платит арендодатель. Этим и определяется, что на своем балансе предмет аренды учитывает только арендодатель.
Арендатор признает только расходы по арендным платежам равномерно в течение срока аренды или на основе другого систематического подхода. То есть сохраняет прежний порядок учета (п. 11, 12 ФСБУ 25/2018).
Как правило, это краткосрочная аренда и аренда недорогих объектов.
Никаких изменений в бухучете в этой ситуации у арендатора не происходит. Однако придется вносить изменения в учетную политику. В ней нужно будет прописать, в отношении каких договоров применяется упрощенный порядок учета.
Источники предпроверочного анализа
Предпроверочный анализ задействует в своей работе огромное количество источников информации. Топ-8 самых крупных и основных из них это:
- Налоговые органы. Вся отчетность предприятий хранится на сегодняшний день в электронном виде. В связи с этим она доступна всем подразделениям налоговых органов. В том числе и отделу предпроверочного анализа. Самый большой пласт информации инспекторы получают как раз из собственных баз данных, анализируя их разными способами, о которых поговорим далее.
- Таможенная служба. В данной службе получают информацию о внешнеэкономической деятельности предприятия
- Органы ГИБДД и Росимущества помогают налоговикам собрать данные об имуществе, которое зарегистрировано на предприятие и его учредителей.
- Органы МВД. Здесь хранится информация и противоправных действиях самого налогоплательщика, а также его контрагентов.
- Коммерческие банки дадут информацию о счетах компании, движениях средств по этим счетам, а также предоставят налоговикам выписки за любой период времени.
- Информация из-за рубежа. Согласно законодательству налоговая инспекция аккумулирует всю информацию о работе с иностранными контрагентами, и имеет сведения о зарубежных счетах предприятия.
- Физические и юридические лица также могут внести свой вклад в предпроверочный анализ. Например, если на предприятие пожалуется его бывший работник или контрагент. Налоговые органы почти никогда не оставляют данный факт без внимания.
- Интернет. В сети налоговики могут отслеживать работу предприятия, пользуясь специальными проверенными сервисами.
Заключение по результатам предпроверочного анализа
По результатам предпроверочного анализа составляется заключение – это документ, состоящий из 6 разделов:
- Основная информация о налогоплательщике. Адреса, телефоны, местонахождение, сведения об учредителях и имуществе организации.
- Оценка финансово-хозяйственной деятельности
- Оценка по 12 критериям, рекомендованным в приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333;
- Сведения из информационных источников (автоматический, «ручной» анализ и анализ эффективности проведения выездной проверки)
- Сведения о проведенных мероприятиях (камеральные проверки, встречные проверки контрагентов и т.д.)
- Результат
Первичный отбор кандидатов для ВНП проводят программы.
ВНП-отбор. Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Её задача — проанализировать компанию по ряду критериев. Интересно, что компании сравниваются с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. Таким образом, если в качестве основного вида деятельности указана оптовая торговля, а в реальности организация занимается производством, её показатели всё равно будут сопоставляться с другими оптовиками, по сравнению с которыми налоговая нагрузка производственников выгодно отличается. Но, зачастую, бывает всё с точностью до наоборот.
ВНП-Отбор проставляет баллы. Своего рода чёрные камушки в мешочке добрых дел налогоплательщика. При определенном количестве набранных баллов система рекомендует налогоплательщика к проверке.
Среди других программных комплексов назовём:
СУР АСК НДС-2 и АСК НДС-2. Аббревиатура СУР означает: система управления рисками (налоговыми).
Суть работы программ сводится к выявлению налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми.
Первая программа автоматически делит всех налогоплательщиков на три категории:
а) низкий налоговый риск (платят НДС, не взаимодействуют с потенциальными однодневками, имеют средства/ресурсы для ведения деятельности);
б) высокий налоговый риск (не платят НДС либо платят его в минимальном размере, в составе контрагентов имеются потенциальные однодневки, отсутствуют ресурсы для реальной деятельности);
в) средний налоговый риск (не попали в вышеуказанные категории).
Знаменитая АСК НДС-2 ищет разрывы в цепочках уплаты НДС. Сведения из отчётности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его контрагентов. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании (направляет требование дать пояснения). Иными словами, АСК НДС-2 ищет так называемые «чёрные дыры» — некие структуры (связанные между собой организаций), внутри которых отсутствует источник возмещения НДС, и определяет, насколько близок потенциальный проверяемый к такой «чёрной дыре».
Отсутствие реквизитов
Следует отметить, что на этом проблемы взаимодействия с налоговиками не заканчиваются. Так, ревизоры при истребовании документов не указывают их реквизиты либо контрагента, в отношении которого надо собрать и представить пакет документов; не объясняется необходимость истребования именно этих бумаг, а также – что послужило поводом для их запроса. Между тем статья 93.1 НК РФ четко устанавливает критерии, только при совокупности которых Служба имеет право истребовать бумаги и иную информацию вне рамок проверки налогоплательщика: в связи с проведением камеральной либо выездной проверки контрагента; только по конкретной сделке с указанием реквизитов и периода; документы и информация должны касаться именно проверяемого налогоплательщика по конкретному вопросу (а не по всей его деятельности, см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 года № 5355/11 по делу № А55-10502/2010); должна быть аргументация в форме обоснованной налоговым органом необходимости получения документов относительно конкретной сделки.