Правила проезда перекрестков: нюансы, о которых водители забыли (+штрафы)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила проезда перекрестков: нюансы, о которых водители забыли (+штрафы)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Всем любителям гонок известно, как гонщики срезают повороты для обгона конкурентов. Участники гонок при этом стараются по максимуму использовать ширину трассы. В гонках подобные маневры допустимы, ведь там отсутствует поток встречных автомобилей. Однако в других случаях, срезание поворота при движении по дороге может стать причиной непоправимых последствий для всех участников движения.

Какую полосу занять после поворота?

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

После выполнения поворота налево водитель может выбрать для движения любую попутную полосу движения, правила не накладывают никаких ограничений.

Как правило, водители выбирают для движения левую полосу, чтобы не пересечься со встречными автомобилями, поворачивающими направо. Однако это не обязательно. Можно пропустить встречные машины и повернуть в том числе на правую полосу.

Примечание. Не забывайте, что при повороте направо действуют другие правила. Необходимо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. То есть выбрать любую полосу нельзя.

Удачи на дорогах!

Поворот с крайней левой полосы

По действующим ПДД, с крайней левой полосы можно повернуть налево или развернуться, если данные действия не запрещены дорожными знаками или разметкой.

Какие знаки разрешаю т выполнить поворот?

  • 4.1.3 «Движение налево» дает возможность развернуться и свернуть через левую сторону;
  • 4.1.5 «Движение прямо или налево» дает возможность сделать разворот, поворот налево и проезд прямо
  • 4.1.6 «Движение направо или налево» разрешает сделать разворот, повернуть налево и направо.

Как правильно выполнить поворот налево и разворот? Нужно сделать следующее:

  1. Заранее занять нужную полосу на трассе, в нашем случае — крайнюю левую и активировать левый указатель поворотов;
  2. Возможно осуществить разворот с трамвайных путей, при отсутствии препятствий трамвайному движению и если нет запрещающих дорожных знаков;
  3. При выполнении маневра нельзя оказываться на встречной полосе.

Поворот с двух крайних левых полос

Поворот направо обычно считается наиболее простым в исполнении маневром. Он нетрудный, поскольку, когда вы поворачиваете направо по ПДД, то ваша траектория движения не пересекается с другими транспортными средствами.

Как выполняют поворот направо? Согласно п. 8,6 ПДД повернуть нужно таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль не переместился на встречную полосу.

По какой траектории разрешено выполнить поворот направо? Согласно ПДД поворачивая направо, водитель должен ехать по возможности ближе к правому краю дороги.

Повернуть налево реально сложнее, чем направо, ведь нужно видеть все транспортные средства на всех сторонах перекрестка. Поворачивая влево, можно заготовить для себя поэтапный план и действовать, согласно ему.

Для начала необходимо разместиться на левом крае дороги.

На первом этапе, когда только происходит подготовка к маневру, нужно занять на дороге крайнее левое положение. При выполнении маневра тоже возможны сложности, тем более если это многополосное движение и в наличии разметка, разграничивающая встречные потоки машин.

Чтобы выбрать на подобной трассе левое положение, нужно сместиться ближе к линии оси. Однако бывают случаи, когда на дороге разметка отсутствует совсем, что же тогда делать водителю? Необходимо определить, в каком месте дорога делится пополам и занять на трассе место, показывающее другим участникам движение Ваше намерение свернуть в левую сторону. При выполнении указанного действия обязательно включить поворотники.Затем необходимо мысленно представить центр перекрестка, приблизиться к нему и потом сделать поворот. Выполняя действие подобным методом, машина постоянно справа, на своей полосе, уходя от аварийных столкновений. Для того чтобы понять, что вы в центральной части перекрестка, нужно посмотреть на встречные машины, на их траекторию движения. Если они двигаются прямо или сворачивают в правую сторону, при этом не мешая Вашей траектории движения, значит Ваше действие верное. Необходимо только чуть снизить скоростной режим и дать дорогу машинам, двигающимся навстречу. Для этого возможно остановиться в центральной части перекрестка. Но нельзя менять установленную траекторию следования. Если встречный автомобиль повернет влево, вы разъедетесь таким образом, что центр перекрестка будет находиться между машинами. Таким образом, выезд в центр перекрестка будет наиболее удобной траекторией в случае поворота налево на любом перекрестке. Как определить эту пресловутую центральную часть перекрестка, ведь, само собой, какого-либо обозначения в центре не будет? Будьте наблюдательным. В теплый период года на асфальте перекрестка много шинных следов. И только в центре перекрестка они отсутствуют. А заодно следы от шин показывают, как его нужно объезжать именно здесь. В зимнее время в вероятном центре находится нетронутый снежный покров.

Читайте также:  Минтруд назвал размер пособия по безработице на 2023 год

На этом этапе выезжаете с территории перекрестка. Здесь тоже возможны варианты развития ситуации. К примеру, если вы, поворачивая выезжаете на дорогу с двухполосным движением, необходимо только плавно сместиться на вашу полосу. При наличии многополосной трассы, надо предварительно решить, какую полосу стоит занять и ехать по намеченному пути следования.

Есть множество примеров, которые подтверждают необходимость правильного выполнения поворота направо:

  • Один автомобилист при повороте направо увеличил радиус и столкнулся со встречной машиной, которая в этот момент поворачивала налево, не нарушая правил, поскольку повернуть налево можно в любой ряд. Виноваты в столкновении будут оба, ведь один нарушил правила, а второй не пропустил машину, которая ехала с правой стороны.
  • Если на правой полосе стоит непреодолимое препятствие (авария или сломанный автомобиль), не стоит пытаться его объехать или протиснуться между ним и обочиной. В такой ситуации разрешен поворот с левой полосы.
  • Если в момент поворота перекресток переходят пешеходы, придется пропустить их, не пытаясь объехать и продолжить движение — это опасно и увеличивает риск столкновения с другим автомобилем.

Общие правила проезда перекрестков

Правила дорожного движения определяют всего два таких общих правила. Они изложены в разделе 13 ПДД:

На этом сходство правил проезда обоих типов перекрестков заканчиваются. Т.е. во всем остальном правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков различны. Похожими остаются некоторые технические моменты, которые сейчас и рассмотрим.

Поскольку действие происходит на перекрестке, то у каждого участника движения есть возможность проехать в любом из возможных вариантов направлений. Самое «простое» направление — это движение «прямо».

Если на перекрестке предполагается поворот, то уместно будет вспомнить о том, как автомобиль поворачивает. По этой теме — материал одноименной статьи Как автомобиль поворачивает.

Следует обратить внимание на смещении задней оси к центру поворота. Неплохо также повторить общую технику выполнения поворота, которая включает в себя:

В процессе движения следует всегда контролировать дорогу, и помнить о «мертвых» или «слепых» зонах автомобиля. Это такие участки вокруг автомобиля, которые вам не видны с водительского места.

Вы будете очень часто сталкиваться с этими «понятиями» как во время начала движения, так и в процессе маневрирования. Более подробно этот вопрос рассмотрен в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.

Во время проезда перекрестка, когда рядом, с обеих сторон движутся другие ТС, термин «мертвая» или «слепая» зона принимает более обширное значение: сюда еще добавляется пространство перекрестка, которое в данный момент по разным причинам вы не можете видеть и контролировать.

Например, часть дороги может быть закрыта от взора листвой деревьев или зданием. За большегрузным автомобилем или автобусом может находиться (спрятаться) легковой автомобиль, который в данный момент тоже может быть не видно и т.д.

Запланированное движение, предполагающее под собой именно поворот налево, считается достаточно простым, но для безошибочного его исполнения следует знать некоторые правила. Грамотное управление машиной даёт возможность избежать аварии, штрафов и иных разногласий с сотрудниками ГИБДД. К основным правилам можно отнести следующие советы:

  • перед поворотом или разворотом стоит занять нужную полосу (крайнюю левую);
  • транспортное средство должно располагаться так, чтобы не выезжать на встречную трассу;
  • крупногабаритный автомобиль может частично отступить от вышеуказанных правил, если не создаёт опасности для других участников.

Перед тем, как совершать поворот налево непременно надо внимательно изучить все знаки, расположенные на дороге, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо запретов. Среди таких знаков выделяют:

  1. Нельзя поворачивать налево, но допустимо выполнить осторожный разворот вдоль правой стороны – 3.18.2.
  2. Указание, в каком именно направлении разрешено движение, могут запрещать повороты или разворот – 1-12,14.
  3. Демонстрирует, что открыт лишь путь направо, поэтому при повороте в другом направлении попадёшь на встречку – 7.
  4. Подтверждают наличие полосы, специально предназначенной для маршрутного транспорта – 11-5.14.
  5. Выделяют отдельные зоны, где специально допускается повторять абсолютно любые манёвры – 3.1-2.

Тщательно изучив часто встречаемые правила и знаки, с помощью которых разрешено и запрещено поворачивать налево, любой автолюбитель сумеет осуществлять данный процесс максимально быстро и безопасно.

Виды маневров в дорожном движении

Во время движения автомобилисты постоянно совершают различные маневры, но многие даже не задумываются над этим. В наше время в автошколах самому понятию «маневр» уделяется сравнительно немного внимания. Многие и вовсе упускают этот момент при обучении. Если спросить у человека, только что получившего права, какие маневры он может назвать, возможно, не каждый сразу сориентируется и назовет их. Тем не менее каждый день, садясь за руль, водители совершают маневры.

Читайте также:  Универсальное пособие на детей с 2023 года: что меняется

Так какие же маневры существуют? Их немного: перестроение, поворот, разворот, обгон, объезд, начало движения с обочины или от тротуара, съезд на обочину или к тротуару, движение задним ходом. Это основные виды маневров, но у них существует множество вариаций. Кстати, поворот с выездом на встречную полосу запрещен. Имеется в виду случай, когда перед поворотом водитель какое-то расстояние проезжает по «встречке».

Зачем же это нужно знать? Все это необходимо для того, чтобы соблюдать правила дорожного движения, ведь там эти термины встречаются как при описании того, что разрешено, так и при описании того, что запрещено. А как водитель будет соблюдать жизненно важные запреты, если не будет себе представлять, что ему нельзя делать? Поэтому логичный вывод — знание теории для водителя крайне важно.

Какие бывают виды поворотов

Сначала необходимо уяснить, что такое поворот. Поворот – это изменение траектории движения транспортного средства. Это один из главных и самых частых маневров дорожного движения. Съезд к обочине поворотом не считается, так как траектория движения остается прежней. Перестроение также обгоном не считается, хоть и сопровождается поворотом рулевого колеса в ту или иную сторону, но направление движения сохраняется, поэтому это совсем другое. Обгон не считается поворотом по тем же основаниям. Про движение задним ходом упоминать не стоит, так как здесь и сомнений быть не может. Следует помнить, что поворот с выездом на «встречку» не допускается.

В правилах дорожного движения выделяют несколько видов поворотов: простой, сложный, опасный, который одновременно может быть и простым, и сложным. Однако этот перечень не исчерпывающий, ситуации на дороге бывают разными, и их все невозможно описать. Итак:

  • Простой поворот — это когда автомобиль поворачивает по понятной траектории, только налево или только направо.
  • Сложный поворот — это когда автомобиль сначала поворачивает в одну сторону, потом, возможно, едет в другом направлении или прямо, направо или змейкой, но все в рамках выполнения одного маневра. Хотя, к счастью, такие ситуации достаточно редки.
  • А опасный поворот, который может быть как простым, так и сложным, характеризуется именно повышенным риском наступления негативных последствий при совершении данного маневра. Поэтому водителям требуется максимальное сосредоточение при прохождении этого участка дороги и снижение скорости.

Какие санкции за нарушение правил поворота?

Здесь все зависит от того, как именно были нарушены правила при повороте. Например, разворот с выездом на встречную полосу в нарушение предписаний знаков или дорожной разметки наказывается штрафом от 1000 до 1500 рублей. А если водитель выехал через «сплошную» на встречную полосу и при этом еще и проехал по ней в направлении движения и только после этого совершил поворот, то за такое можно получить в зависимости от обстоятельств либо штраф 5000 рублей, либо лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Если водитель выполнит поворот в нарушение «двойной сплошной» наказание будет такое же, как и за «одинарную».

Следует помнить, что поворачивать налево нужно с крайней левой полосы, направо — с крайней правой, если иное не предусмотрено дорожными знаками. Если водитель этими правилами при повороте решит пренебречь и случится ДТП, то он получит штраф за то, что не уступил дорогу другому транспортному средству.

Следует учитывать, что наказания за ДТП при развороте налево вне перекрестка и на нем отличаются. В данном вопросе все зависит от тяжести происшествия, наличия пострадавших и характера совершенного водителем нарушения. При разборе аварии зачастую обнаруживается, что ПДД не соблюдалось обеими сторонами. Однако ответственность в любом случае понесет один из автомобилистов.

Важно знать! При ДТП без пострадавших виновнику грозит административный штраф. Если водитель был задержан за рулем пьяным, его могут лишить прав. Также его обязывают возместить материальный ущерб потерпевшей стороне. Если в результате ДТП другие участники движения получили тяжелые телесные повреждения, против виновника могут возбудить уголовное дело. В случаях с летальными последствиями суд назначит наказание в виде ограничения либо лишения свободы.

Для того чтобы осуществить разворот через трамвайные пути вне перекрестка, водитель должен:

  • Убедится, что они находятся на левой стороне от вас и выше проезжей дороги. Кроме того, отсутствуют вышеописанные ограничения в виде разметки и знаков.
  • Пропустить попутно идущие трамваи и перестроится на трамвайные пути в попутном направлении.
  • Включите поворотник, и убедившись в отсутствии помех, осуществите разворот.
  • Трамваи, идущие по встречной полосе также нужно пропустить.
Читайте также:  За что могут не платить все пенсионеры в России в 2023 году

Самые распространенные ошибки, совершаемые при развороте налево через трамвайную линию:

  • Разворот следует начинать с проезжей части, но никак не с трамвайных путей. Хотя это не считается нарушением и за такой маневр наказание не предусмотрено. При этом вы должны понимать, что в таком случае вы в значительной степени повышаете риск возникновения аварии. Поэтому разворот следует осуществлять со стороны встречных трамвайных путей.
  • В данном случае вы нарушаете пункт 9.6. из правил ПДД, в которых четко сказано про выезд с дальнейшим движением по трамвайным путям встречного направления». Таким образом, при выезде на данный участок ваш автомобиль будет расположен не перпендикулярно путям, то маневр может быть расценен инспекторами ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления, а это значит, что такое нарушение повлечет за собой наказание в виде штрафа.
  • Если вам необходимо осуществить разворот налево относительно припаркованных автомобилей, маневр нужно начинать, когда передняя часть вашего и припаркованного автомобиля расположены на одной линии. Такая постановка, в ограниченном пространстве, позволит вам избежать столкновения с припаркованным авто.

Санкции за нарушения во время маневра предусмотрены ст.. 12.15 – 12.18 КоАП.

Нарушение Штраф, руб., ст. КоАП
Остановка на рельсах 2000 – 4 000, ст.12.18
Помехи для попутного рельсового ТС 600, ст.12.18
Нарушения разметки 600 – 1500, ст. 12.17
«Встречка» 6 000 или лишение прав на 4-6 мес., повторно – на 1 год;
С объездом помехи – 1200 – 1600.

ст. 12.15

Разворот не является сколько-нибудь сложным манёвром. Это повседневное действие, которое многие водители выполняют не задумываясь. Тем не менее, как вы видите, есть немало нюансов, которые надо учитывать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге. Важно, чтобы вы, разворачиваясь, чётко понимали, какая именно траектория у вашей машины, хватит ли вам места, в какую полосу вы попадаете. А ещё — хватает ли вам времени для того, чтобы правильно выполнить разворот и не помешать другим водителям. Как делать разворот на дороге, правила не описывают. Вы должны сами выбрать радиус разворота, поэтому и последствия будут на вашей совести. Узкий радиус безопаснее до тех пор, пока ваши габариты не превращаются в проблему при развороте. Причём не только в вашу, но и в проблему окружающих. В этом случае будьте вдвойне внимательны и аккуратны при развороте. И помните, что прицеп — это дополнительная тяжесть, снижающая вашу скорость. Но даже так не стоит торопиться и подвергать опасности себя и других.

Принцип «всё, что не запрещено, разрешено» даёт вам некоторую свободу действий. Ситуаций, когда вы не сможете развернуться, не так уж много, они все определены в ПДД и описаны до мельчайших деталей (за редким исключением, конечно). Поэтому, следуя правилам и собственному здравому смыслу, вы будете безопасно и правильно разворачиваться там, где вам это будет удобно.

Как правильно делать развороты на экзамене

Правильно делать развороты на экзамене нужно, учитывая ситуацию:

  • Если дорога имеет одну полосу для каждого направления, можно начать маневр от обочины вне перекрестка. Во всех остальных случаях обязательно занимать крайнее левое положение.
  • На перекрестке лучше выбрать траекторию, как для поворота, то есть большой полукруг. Малый экзаменаторами не приветствуется, может быть расценен, как выезд на «встречку».
  • Нельзя задевать разметку пешеходного перехода. Это тоже ошибка.
  • Нельзя при смене направления следования выезжать за границы перекрестка. Ведь таким образом машина оказывается на встречной полосе.
  • Обязательно следить за дорогой с помощью зеркал. Водитель должен контролировать все направления.
  • Перед началом маневра обязательно зажигать левый поворотник. Выключить его можно, когда ТС окажется на полосе, на которую стремилось попасть.

Где запрещен разворот

Разворот для автомобилей запрещен на объектах, перечисленных в п.8.11 ПДД:

Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

На местах, где нельзя выполнять маневр, стоят знаки:

  • 3.19;
  • 1.31;
  • 1.2, 1.3.1, 1.3.2, 1.27, 1.28;
  • 1.25;
  • 1.11.1-1.11.4;
  • 5.16, 5.17;
  • 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4;
  • 1.5.1, 1.5.3;
  • 1.6, 1.7.

Они предупреждают о наличии объекта из запретного для выполнения действия списка или особенностях дороги, которые делают ее плохо обозримой.

На перекрестках разворачиваться нельзя, если они расположены на спуске (подъеме), там затруднена видимость, есть запрещающие символы, или образовался затор.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *