Как водить автомобиль на механике
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как водить автомобиль на механике». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В обычных автошколах дают азы: учат спокойной езде в спокойной обстановке. На практике же дорога полна неожиданностей: может лопнуть колесо, выскочить в лоб лихач, подвернуться участок с гололедом. Потому не обойтись без тренировок аварийной маневренности. Есть специальные курсы, на которых инструктируют водители-профессионалы, но кое-чему можно научиться и бесплатно.
Тренировка аварийной маневренности
Потребуется исправный автомобиль, достаточно большая площадка или широкая и пустынная дорога. Не лишним будет и помощник, лучше опытный водитель. Отрабатывать можно следующие упражнения:
- Экстренное торможение. Разогнаться до 40 км/ч и резко затормозить. Заметить, как ведет себя автомобиль, каков тормозной и остановочный путь. Выполнить это же упражнение на сухой и мокрой дороге, а также при скорости 60 и 70 км/ч.
- Объезд неожиданного препятствия. Попросить помощника, чтобы он выкатывал покрышки перед вашим автомобилем, а самому разогнаться до 40 км/ч и в последний момент постараться объехать препятствие не прибегая к торможению.
- Выход из заноса. Можно выполнять на скользком покрытии. Разогнаться до 40 км/ч, резко затормозить, слегка вывернув руль влево или вправо. Постараться удержать автомобиль на желаемой траектории.
Передачи в механической коробке
Существуют определенные правила выбора передачи, которая является наиболее оптимальной для двигателя в конкретный момент движения. Эти правила примерно одинаковы для всех автомобилей с МКПП независимо от мощности двигателя и иных характеристик.
Оптимальной считается работа двигателя в диапазоне 2000-2500 об/мин во время равномерной езды и 3500-4500 об/мин при обгоне, ускорении и разгоне. Поэтому во время спокойного движения нужно следить, чтобы обороты двигателя не выходили за границы диапазона в 2000-3000 оборотов. При превышении 3000 надо включать более повышенную передачу, при снижении меньше 2000 тысяч — более низкую.
Рассмотрим более подробно каждую передачу на примере 5-ступенчатой коробки.
- Нейтральная передача. Отвечает за холостой ход машины, при этом крутящий момент не передается на колеса, и они остаются неподвижными, то есть разорвана связь мотор-колеса. Рукоятка рычага находится посередине в свободном положении. Она должна свободно двигаться влево-вправо при раскачивании. Перед тем, как включить любую передачу обязательно сначала перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
- Первая передача. Предназначена для трогания с места и передвижения с маленькой скоростью не более 15-25 км/ч. Включается движением рычага чуть влево и вперед из нейтрального положения.
- Вторая передача. Используется для движения со скоростью 20-50 км/час. Переключаться на следующую ступень лучше в диапазоне 40-50 км/час. Эта передача часто используется в городских условиях, особенно при прохождении поворотов на перекрестках, когда скорость приходиться скидывать до значений 25-35 км/час. Также вторая передача незаменима при езде по крутым спускам, подъемам и бездорожью. Включается движением рычага чуть влево и назад из нейтрали.
- Третья передача. Оптимальный диапазон движения на третьей скорости — 40-70 км/час. Наиболее часто используемая передача при езде по городу. Включать следующую передачу нужно при достижении скорости 60-80 км/час. Включается движением рычага вправо и вперед.
- Четвертая передача. Используется при движении со скоростью 60-90 км/час. Можно применять в городе на участках с незатрудненным движением. Часто используется при езде по трассе за городом. Включается движением рычага вправо и назад.
- Пятая передача. Рассчитана на равномерное движение по трассе или магистрали со скоростью более 80-90 км/час. Обеспечивает минимальный расход топлива во время движения со скоростью 90-110 км/час. Включается движением рычага максимально вправо и вперед.
- Задняя передача. Нужна для движения машины задним ходом. Расположение задней скорости на рычаге МКПП может быть разным. Включать заднюю передачу можно только после полной остановки автомобиля.
Обычно считается, что чем большей мощностью обладает двигатель, тем на большей скорости надо включать повышенную передачу.
Передачи в механической коробке
Использование каждой ступени связано с определёнными условиями, которые возникают во время движения. И хотя машины могут отличаться по мощности, иметь разные динамические характеристики, все они работают по общему принципу выбора ступеней. При переходе на любую ступень, важно поддерживать обороты мотора в пределах 2500-3000 об/мин. Этот показатель характерен для спокойной и равномерной езды. При разгоне или динамических нагрузках, они должны составлять 3500-4500 об/мин. Передачи для спокойного движения на трассе можно охарактеризовать следующим образом:
- Задняя. Используется для осуществления некоторых манёвров, предусматривающих езду задом: парковка, выезд со стоянки, объезд препятствий, другое. Передвигаться можно только на не выжатом до конца сцеплении для безопасной езды.
- Нейтральная. Рукоятка располагается в свободном положении посередине. Чтобы её проверить, нужно раскачать её вправо/влево.
- Первая. Включается, чтобы начать движение. Максимальная скорость передвижения – 50-70 км/час. Рекомендовано переходить на следующую передачу, когда автомобиль начнёт ехать со скоростью 15-25 км/час.
- Вторая. Скоростной диапазон – 20-50 км/час. Переходят на неё при достижении 40-50 км/час.
- Третья. Подходящий режим – 40-70 км/час. Переход осуществляется при 60-80 км/час.
- Четвёртая. Скоростной интервал – 60-90 км/час. Для перехода на пятую ступень – 90-100 км/час. Может применяться на трассах, где нет каких-либо преград.
- Пятая. Подходит для равномерного вождения по шоссе, на магистралях, при условии соблюдения стабильной скорости в 90 км/час.
Особенности механической коробки передач
Механическая КПП — вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.
Более простым языком назначение МКПП — регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.
Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.
Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.
Преимущества транспорта с МКПП:
- недорогой ремонт и легкое обслуживание;
- высокая надежность;
- достаточный диапазон вариантов вождения;
- возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
- запуск машины с «толкача»;
- улучшенная проходимость в трудных условиях;
- повышенная динамика и КПД.
Правильный плавный газ
В большинстве случаев водители используют плавные движения и неспешные нажатия на педали. Это касается и газа. Резкие действия часто становятся причиной аварий. Это происходит из-за того, что сидящий за рулём человек может потерять управление над машиной. Другие участники дорожного движения не успеют оценить ситуацию и отреагировать должным образом.
Как и в случае с тормозом, газ не стоит резко бросать или нажимать.
Плавный газ — неспешное и дозированное давление на педаль. Он нужен для того, чтобы аккуратно тронуться с места, а не разгоняться слишком резко. Также такой газ помогает экономить топливо и не увеличивать износ двигателя, а повышать его ресурс.
Новичкам, которые ещё не привыкли к педали газа, лучше всего нажимать на неё как можно аккуратнее и медленнее. У каждого автомобиля своё сопротивление нажатию. Поэтому даже если у вас уже есть опыт вождения, не стоит давить, как вы привыкли, это может привести к резкому разгону или порче сцепления, если оно было нажато.
Чтобы быстрее адаптироваться к езде, лучше всего выбрать самую удобную обувь, которая у вас есть. Ноге важно хорошо чувствовать силу нажатия. Если вы предпочитаете носить обувь на толстой подошве, то лучше во время обучения носите кеды. В них хорошо чувствуется всё, что вы делаете. Также лучше отказаться от выступающей назад подошвы. Она будет мешать плавно нажимать на педали, так как центр стопы сместится и носок ноги будет выше, чем педальный узел.
Когда использовать ручник
Ручник — это ручной стояночный тормоз. Он представляет из себя рычаг, который расположен между передними сидениями автомобиля. Независимо от стороны руля, он находится всегда в одном и том же месте, как и коробка передач.
Иногда ручник заменяется на ножной стояночный тормоз — ножник, но такая конфигурация встречается редко и чаще всего на автомобилях с автоматической коробкой передач. Если вы не обнаружите ручник, посмотрите на педали. Ножник устанавливают с края, ближе к двери, рядом с педальным узлом. Если вы увидите 4 педали, то скорее всего последняя будет ножным стояночным тормозом.
В основном ручник используют во время парковки. Сначала включают нейтральное положение коробки передач и ставят автомобиль на ручной тормоз. Также он нужен при сдаче экзамена в ГИБДД на автодроме во время задания «горка». В городе могут встретиться подобные этому упражнению ситуации, в них тоже понадобится ручник, чтобы избежать скатывания автомобиля назад.
Основная задача ручника — предотвращение движения автомобиля без использования педали тормоза. На парковке он позволяет избежать аварии без ведома водителя, так как автомобиль не сдвинется с места даже стоя на горке.
Как завести машину для начинающих: пошагово
До того как тронуться с места водитель должен сделать следующее:
- Визуально осмотреть транспортное средство, проверить колеса, фары, габариты, исключить потеки масла и топлива.
- Установить кресло в удобное положение, отрегулировать боковые зеркала.
- Пристегнуться ремнем безопасности и проверить ремни пассажиров.
После этого можно познавать азы вождения для новичков на механике дальше. Изучите педали и их местонахождение. У новичков автомобиль часто глохнет, т.к. они не чувствуют транспортное средство. Педали расположены в следующем порядке:
- сцепление;
- тормоз;
- газ.
Правая нога нажимает на газ и тормоз, левая – на сцепление. Сцепление необходимо выжимать до упора, а на газ и тормоз нажимают осторожно, т.к. они чувствительны к воздействию. Дальше мы подробно расскажем о том, как правильно пользоваться сцеплением на механике.
Варианты расположения скоростей
Машины бывают разные, и скоростные передачи на них тоже расположены по-разному. К примеру, где-то задняя скорость занимает крайнее правое верхнее положение, где-то – крайнее левое верхнее. Рассмотрим разные варианты:
- Задний ход расположен правее первой передачи. Наиболее часто встречается на отечественных автомобилях. Из очевидных минусов – возможность перепутать задний ход с первой передачей, что создаст аварийную ситуацию.
Подобная ситуация, но нижнее расположение заднего хода. Обратите внимание, коробка передач шестиступенчатая.
- Задний ход расположен левее пятой передачи. Расположение более безопасное, так как тут вы уже не тронетесь в неправильном направлении.
Как долго нужно прогревать авто на МКПП
Современные автомобили оборудованы системой электронного впрыска топлива, которая регулирует подачу топливно-воздушной смеси в автоматическом режиме. Это позволяет двигателю быстро развивать устойчивые обороты. В инструкциях некоторых автопроизводителей даже есть рекомендации, согласно которым начинать движение можно сразу после запуска двигателя зимой. Однако речь в большинстве случаев идет о европейских зимах, когда температура редко опускается ниже +5°С.
В условиях холодной русской зимы специалисты все же рекомендуют прогревать двигатель в течение 2-5 минут. При средней температуре -10°С двигателю достаточно трех минут прогрева для выхода на нормальный рабочий режим. Если за окном -20°С и более, прогревать авто следует не менее 5 минут.
Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач
Автоматическая коробка передач отличается от МКПП тем, что за переключение передач отвечает не водитель, а сам автомобиль. Кроме классических гидроавтоматов, к подобному типу трансмиссии можно отнести роботизированные КПП и бесступенчатые вариаторы. Принцип работы и особенности поведения у них отличаются, но одно остается главным – водителю не нужно постоянно нажимать педаль сцепления и переключать рычаг управления скоростями.
У машины с АКПП всего две педали – газа и тормоза, расположены они так же, как и в автомобилях с МКПП. Отсутствует рычаг переключения скоростей, его заменяет селектор, которым выбираются специальные режимы работы коробки. Для того, чтобы начать движение, нужно завести мотор, передвинуть селектор в положение «drive» и нажать на газ. Автоматическая коробка сама будет переключать обороты, ориентируясь на скорость движения и количество оборотов мотора.
Что нужно учесть перед выездом?
Всех, кто начал учиться на права, ожидают первые уроки вождения на автомобиле с механикой. Нужно проверить перед выездом следующие нюансы:
- Проверьте, чтобы у вас было с собой удостоверение водителя и страховка ОСАГО. Даже водители с многолетним опытом забывают документы, поэтому платят штрафы при встречах с сотрудниками ГИБДД;
- Важно проверять каждый раз исправность работы тормозов;
- Чтобы светились все габаритные огни;
- Работали все фары и задние тоже;
- Исправно срабатывало рулевое управление;
- Работал «дворник» с водительской стороны;
ВАЖНО: Согласно законам РФ, ездить без документов или когда у вас не работает любой из перечисленных выше элементов, даже к месту ремонта, запрещается! Это тот случай, когда придется платить штрафы за нарушение правил.
Советы всем начинающим водителям, ездящим не только на механике — перед выездом, особенно когда поездка предстоит дальняя, проверьте:
- Количество охлаждающей жидкости в системе;
- Достаточно ли бензина в баке;
- Уровень смазки мотора;
- Давление всех покрышек/шин;
Работа педалями на механике
Людям, начинающим ездить на механике после привычки к автоматической трансмиссии, приходится привыкать нажимать педали обеими ногами, иначе на механике ездить не получится. Правая нога отвечает за торможение и разгон, левая выключает сцепление, облегчая переключение передач. Управлять автоматом, можно только правой ногой. Подробнее о педалях механической коробки:
- Педаль выключения сцепления – располагается слева. Функция – облегчение переключения передач, без вреда для механики. Выжимается до упора в пол, отпускается плавно. Выжатая педаль равносильна нейтральной передачи механической КПП, связь мотора с колесами при этом разрывается;
- Педаль тормозная — расположена посредине, ее задача — снижение скорости и остановка транспорта. При нажатии происходит прижимание колодок к дискам/барабанам тормозной системы;
- Педаль газа — находится справа. Она регулирует разгон автомобиля, помогает резко ускориться при маневре обгона и прочих ситуациях. Чем сильнее давление, тем быстрее разгоняется машина. При отпускании акселератора, скорость и обороты двигателя начинают снижаться.
Почему нужно уметь водить машину на механике
Вы никогда не знаете, в какую ситуацию попадёте в ближайшее время. Возможно, вам придётся одолжить чужой автомобиль, который будет оснащен механической коробкой передач. Или ваш друг захочет выпить, и обратится к вам с просьбой доставить его домой на его же авто с МКПП? А что с прокатом автомобилей за рубежом? Машины на механике встречаются намного чаще, нежели авто с АКПП.
Если вы научитесь ездить на механике, вас ничто не застанет врасплох. Человек, который понимает, как ездить на автомобиле с механической трансмиссией, с легкостью сядет за руль машины с «автоматом», но не наоборот.
Машины с ручной трансмиссией, в большинстве случаев, стоят меньше, чем аналогичные версии с АКПП. Вы сэкономите деньги не лишь при покупке автомобиля. Вождение на механике – это серьезная экономия средств в течение многих лет эксплуатации транспортного средства, поскольку расход топлива таких автомобилей очень часто является меньшим, по сравнению с автоматическими трансмиссиями. Поскольку цены на топливо неумолимо растут, выгода будет очевидной.
Если аккумулятор вашего автомобиля с МКПП разрядился, вы сможете начать движение. Один из вариантов – воспользоваться проводами для прикуривания. Если их под рукой не оказалось, всегда можно завести машину «с толкача». Забудьте об этой идее, если вы используете автомобиль с автоматической трансмиссией.
Многие спорткары доступны исключительно с механической трансмиссией. В особенности это касается многих моделей, выпущенных несколько десятков лет назад. В большинстве случаев производители таких машин понимают, что получить истинное удовольствие от вождения мощного авто можно лишь с механической КПП.
Водить машину на механике гораздо веселее! Если вы всю жизнь проездите на АКПП, вы так и не узнаете, что такое настоящий контроль над автомобилем. Езда на машине с «автоматом» очень искусственная и пассивная. А вот механика позволяет вам стать с автомобилем одним целым.
Как научиться водить машину
Вундеркиндов, что творят чудеса, управляя авто с первого раза, избегая всевозможных препятствий, увы, единицы. От Вас может зависеть безопасность движения на дорогах, а также, жизнь и здоровье окружающих. Как и в любых серьёзных начинаниях, нужно прежде, чем Вы сядете за руль, ознакомиться с общими правилами дорожного движения, и не лишне будет, разобраться в конструкции самой машины. В любой авто школе, когда Вы придёте обучаться, сначала будут несколько теоретических уроков, и только когда, Вы успешно научитесь их понимать, запоминать, Вас допустят до практической части, а именно автодрома. Существует ещё отличный аналог машины, безопасный для Вас и окружающих, это симулятор вождения. Управления им, схоже с компьютерной игрой, во многих школах такие уже присутствуют. Решив научиться водить машину, приобретите экзаменационные билеты, они продаются в любом книжном магазине, либо проходите регулярно в интернете он-лайн тесты. Очень важно выучить правила, понять их смысл и как применять в жизни. Если Вы полный новичок и никогда не сидели за рулём машины, нужно это исправить. Перестаньте бояться, для более уверенного вождения, важна решительность действий.
Эффект собаки Павлова: почему учиться водить нужно с МКПП
И кажется, я нахожу все больше аргументов в пользу того, что первый автомобиль должен быть с механической коробкой передач, а водительские права – без позорной о. И боюсь, что это вовсе не вопрос идеологии, все упирается в простые вещи: безопасность, надежность и… удобство.
Водитель за рулем машины с автоматом, да еще с не самым мощным мотором привыкает работать педалью газа как кнопкой — условно говоря «тяга вкл/тяга выкл». Газ почти в пол со светофора, потом отпустить, потом нажать. Говорить о какой-то управляемости машины, стабильности траектории в повороте, хорошем сцеплении или контроле траектории тягой в этом случае не имеет смысла. Машина на скользком покрытии и в повороте предоставлена сама себе, и хорошо, если есть ESP, он-то и спасет в случае чего.