Бухгалтерский учёт и налогообложение некоммерческих организаций в 2022 г
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухгалтерский учёт и налогообложение некоммерческих организаций в 2022 г». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
- Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников. - Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты. - Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
- Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений. - Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
Бухгалтерский учёт в НКО, занимающихся предпринимательством в 2022 г
Ведение учёта в НКО, работающих с целью получения материальной выгоды, считается непростой задачей, поскольку бухгалтеру необходимо сосредоточить внимание на:
- распределении доходов и расходов между деятельностью, связанной с благотворительностью, социальной работой и предпринимательством;
- отслеживании формулировок назначения получаемых и направляемых финансовых потоков в договорах и документах, являющихся первичными.
Пример неправильного определения назначения средств в учётной политике выглядит следующим образом.
Бухгалтеру необходимо принять деньги, поступившие в качестве вознаграждения за проведение мероприятия. Они могут быть записаны двумя способами – правильным и неправильным. Неправильно писать следующее: «Плата за проведение развлекательного мероприятия». Правильно: «Целевой взнос на организацию и проведение развлекательного мероприятия». В первом случае налоговая служба требует НДС, а вот целевые взносы в НКО налогами не облагаются, поэтому никаких дополнительных расходов организация не понесёт. Отметка по НДС является обязательной.
Бухгалтеру необходимо максимально сосредоточиться на выборе формулировок: нельзя допускать использования в официальных документах размытых, неточных определений. Пример неточности – назначение «Покупка одноразовой посуды». Точная формулировка должна звучать так: «Приобретение одноразовой посуды для проведения благотворительного мероприятия на природе с участием детей». Если речь идёт о приобретении канцтоваров, то вместо простого «Покупка канцтоваров» пишут «Приобретение канцтоваров для административного отдела». Точное указание целевых трат помогает бухгалтеру не запутаться во время налогового учёта расходов и доходов, быстрее определить, какой счёт будет правильным для направления на него денег.
Кроме того, бухгалтер обязан проверить, обоснованы ли понесённые затраты. Для этого необходимо проверить, есть ли:
- приказы на распределение финансов;
- письма и распоряжения участников НКО;
- обращения со стороны граждан и организаций за средствами в виде помощи от некоммерческой организации;
- иные документы.
Чтобы раздельно вести налоговый учёт, составляют два разных субсчёта. Для основной общественной деятельности 20-1 и 26-1, для предпринимательской деятельности ‒ 20-2 и 26-2.
В 2022 году финансовые результаты фиксируются следующим образом:
- основная общественная работа – счёт 86;
- предпринимательство – счёт 90, убыток и прибыль списываются каждый год на счёт 86;
- продажа активов и выполнение прочих операций – счёт 91, в конце года этот счёт закрывается на счёт 86.
В конце года НКО обязательно сдаёт две формы (касается и тех организаций, что коммерческую деятельность не ведут) – это бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то, как и прежде, она отчитывается о финансовых результатах.
Важно! НКО по-прежнему не нужно заявлять о том, куда и как осуществлялось движение денежных средств в 2022 году. Исключением являются организации, работающие в узкоспециализированной сфере, чья деятельность регламентируется отдельными законами.
Какие ошибки может совершить бухгалтер НКО в 2022 г
Существует ряд ошибок, считающихся в бухгалтерской среде типичными. Их совершают почти все бухгалтеры, неважно при этом, работает НКО по упрощённой схеме налогообложения, ведёт предпринимательскую деятельность или же существует исключительно на благотворительных началах. Распространены следующие виды ошибок.
- Некоммерческая организация безвозмездно передаёт подакцизный товар, но не платит НДС. Это является нарушением ФЗ РФ № 135-ФЗ от 11.081995. Этот федеральный закон применяется, если НКО передаёт товары или выполняет работы на благотворительной основе. Кажется, всё подходит, но подакцизных товаров закон не касается. Они облагаются налогом по общим правилам.
- Физические лица, не являющиеся сотрудниками НКО, получили пожертвования, с которых не отчислили НДФЛ. В налоговом кодексе (ст. 217) указывается на то, что такие выплаты не облагаются налогами. Но при этом также отмечается, что источником выплат должно быть государство, а никак не НКО. В ряде случаев налогом могут не облагаться деньги, направленные в качестве помощи семье сотрудника, в том числе единовременная помощь (до 2 000 рублей) и подарки (до 2 000 рублей). Налоги рассматриваемой категории не платят организации, включённые в официальные перечни, разработанные Правительством РФ. Но все остальные организации НДФЛ отчислить обязаны.
- НКО не задумывается о правильном бухучёте, у бухгалтера нет отчёта за квартал, полугодие и девять месяцев, при этом организация не работает по упрощёнке. Это также является ошибкой. В упрощённом составе разрешается отчитываться только бюджетным и общественным организациям при условии, что они не занимаются деятельностью, приносящей материальную выгоду, не реализуют товары и услуги.
Эти ошибки считаются самыми распространёнными, помимо элементарной путаницы с проводками и счетами.
Иллюстративный материал
Матрица решений по корректировке компонентов балансовой стоимости основных средств некоммерческой организации при переходе на ФСБУ 6/2020 на дату начала отчетного периода, начиная с отчетности за который применяется Стандарт
Порядок перехода |
Первоначальная стоимость |
Накопленная амортизация |
Накопленное обесценение |
Накопленный за балансом износ |
Ретроспективный (п.48 ФСБУ 6) |
Корректируется ретроспективно |
Признается ретроспективно |
Признается ретроспективно |
Списывается |
Ограниченно ретроспективный (п.49 ФСБУ 6) |
Не изменяется |
Признается исходя из новых элементов амортизации |
Не признается |
Списывается |
Перспективный (п.51 ФСБУ 6) |
Не изменяется |
Переклассифицируется из учтенного за балансом износа |
Не признается |
Переклассифицируется в накопленную амортизацию |
Учетная политика некоммерческих организаций
Главный документ для учета в любой организации, в том числе и в НКО – учетная политика. В ней обязательно указывается порядок учета целевых поступлений и их расходования.
Кроме того в учетной политике НКО следует закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»):
- на какую дату вы будете отражать на счете 86 «Целевое финансирование» средства на ведение уставной некоммерческой деятельности: на дату фактического поступления денежных средств или на дату начисления;
- какие счета используются для отражения расходов, 20 или 26 (а, может быть, и оба);
- базу для распределения общехозяйственных затрат, относящихся к коммерческой и некоммерческой деятельности (например, пропорционально заработной плате, прямо относящейся к каждому из видов деятельности, или пропорционально доле поступлений целевых средств, доходов от коммерческой деятельности в общей сумме поступлений) (Письмо Минфина России от 21.02.2002 N 16-00-14/67);
- конкретный перечень применяемых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.
Какие отчеты изменятся?
Вот список документов, формы которых получили новые редакции:
- отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников;
- отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества;
- отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
- отчет о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
- отчеты структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.
НКО: понятие и особенности
Некоммерческие организации отличаются от коммерческих тем, что имеют другую цель создания и осуществления своей деятельности. Главная цель коммерческих компаний заключается в получении максимальной прибыли. НКО же создаются не для получения дохода. Это предусматривает и российское законодательство (ст. 50 ГК РФ). При осуществлении деятельности НКО руководствуются Гражданским кодексом и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
При разработке учредительных документов НКО обязательно должны прописать виды деятельности, которыми они будут заниматься. При этом деятельность НКО должна вестись строго в соответствии с целью ее создания. НКО предназначены для реализации государственных функций в социальной, образовательной, медицинской, культурной, религиозной и других сферах.
Законодательство не запрещает НКО вести предпринимательскую деятельность, которая ведет к получению прибыли. Так, учреждения образования имеют право взимать плату за свои услуги. Однако данная деятельность не должна противоречить основной цели создания и функционирования НКО, а также должна обязательно быть прописана в учредительных документах. Учет доходов от коммерческой деятельности НКО должен вестись при этом отдельно.
Налоговая отчетность: УСН
НКО на упрощенке сдают отчетность, обязательную для всех организаций. Кроме того, НКО на упрощенке сдают ежегодно в налоговую инспекцию декларацию по единому налогу, который они платят (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Причем обязанность сдавать декларации не зависит от того, были доходы и расходы в отчетном периоде или нет.
Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, НКО на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.
Подробнее на эту тему см.:
- Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке;
- Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке.
НКО на упрощенке не платят налог на прибыль, налог на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому и сдавать декларации по перечисленным налогам некоммерческая организация не обязана. Но из этого правила есть исключения:
- НПО, у которых есть имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), платят налог с этого имущества и сдают декларацию по нему в общем порядке;
- некоммерческие орагнизации – налоговые агенты по НДС, которые, например, арендуют государственное или муниципальное имущество (п. 3 ст. 161 НК РФ), обязаны удержать и перечислить НДС и сдать декларацию.
Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента
Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).
В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).
Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.
Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:
- получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
- участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.
Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).
Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.
Программный продукт «1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерчеcкой организации 5» предназначен для автоматизации деятельности некоммерческих учреждений различного типа:
- Некоммерческие организации
- Благотворительные фонды
- Некоммерческие партнерства
- Автономные некоммерческие организации
- Религиозные организации (церкви, храмы и др)
- Общественные организации, движения, партии
- Союзы
- Ассоциации
- Объединения
- Некоммерческие товарищества
- Саморегулируемые организации
- Гаражно-строительные кооперативы
- Дачные некоммерческие партнерства
- Кооперативы
Порядок и сроки сдачи отчетности
В соответствие с действующим законодательством все НКО обязаны ежегодно предоставлять отчеты в Министерство Юстиций одним из предложенных способов:
- размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
- личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
- публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного государственного органа – Министерства Юстиции.
Все вышеперечисленные способы предоставления отчетности имеет одинаковую юридическую силу и абсолютно равнозначно могут быть использованы организацией.
Важно! Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом.
При этом отдельно стоит отметить положение некоммерческих агентов иностранных компаний. В своей деятельности они руководствуются теми же требованиями, однако дополнительно должны предоставлять:
- раз в пол года – сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена,
- раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.
- один раз в год – аудиторская проверка.
В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.
Концепция стандарта по бухучету в НКО Архангельская Л.Ю.
ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА «БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)
Проект на заседание
ОК НКО 07.02.2017
ФСБУ «Некоммерческая деятельность»
Вопросы на обсуждение
Общие положения
1. Настоящий стандарт устанавливает правила ведения бухгалтерского учёта и отчётности в некоммерческих организациях (кроме государственных и муниципальных учреждений) при осуществлении ими уставной некоммерческой деятельности с использованием средств целевого финансирования.
2. Некоммерческие организации (далее по тексту – «НКО») вправе применять настоящий стандарт для всей совокупности своей деятельности.
3. Некоммерческие организации, осуществляющие исключительно приносящую доход (коммерческую) деятельность, настоящий стандарт не применяют.
4. Некоммерческие организации, применяющие упрощённые способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощённую бухгалтерскую отчётность, применяют настоящий стандарт в той степени, в какой это не противоречит ведению учёта упрощёнными способами.
5. Настоящий стандарт применяется совместно с другими ФСБУ и иными правилами ведения бухгалтерского учёта и отчётности. В случае наличия противоречий между настоящим стандартом и иными ФСБУ и/или правилами ведения бухгалтерского учёта и отчётности, применяются положения настоящего стандарта.
6. Термины и определения
целевое финансирование | |
фонд имущества и обязательств | Фонд, формируемый некоммерческими организациями в разделе «Целевое финансирование» для отражения использования средств целевого финансирования на формирование запасов и прочих активов, кроме основных средств и НМА |
фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества | Фонд, формируемый некоммерческими организациями в разделе «Целевое финансирование» при признании объекта ОС и НМА, приобретаемых для использования в уставной деятельности НКО, не приносящей доход. |
Фонд резервов | Фонд, формируемый НКО в разделе «Целевое финанси-рование» при создании резервов под обесценение запасов, по безнадежным долгам по операциям, предусмотренным уставной деятельностью, результаты которых не приносят доход НКО и относятся на уменьшение целевых средств |
Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.
Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.
В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.
Документы для Министерств юстиции
Теперь поговорим об отчетности НКО в Минюст, сроках сдачи необходимой документации. Тут необходимо предоставление трех обязательных отчетов:
- По форме № ОН0001. Отражаются данные о руководителях, а также характере деятельности учреждения.
- По форме № ОН0002. Данный бланк должен отражать информацию о расходовании денежных целевых средств, использовании организацией своего имущества.
- По форме № ОН0003. Данный отчет заполняется на официальном интернет-ресурсе Министерства.
Важно отметить, что в некоторых случаях некоммерческие учреждения освобождаются от сдачи такой отчетности. Действуют следующие исключения:
- Активы НКО не пополнялись международными организациями или иностранными гражданами.
- Среди участников, учредителей НКО нет иностранных граждан.
- Общая годовая сумма поступлений в адрес организации не превышает 3 млн рублей.
Какую отчетность сдают некоммерческие организации тут? Вместо первых двух видов документов такая НКО сдает заявление о ее соответствии законодательным требованиям. Документ может быть составлен в свободной форме. Сдача электронного отчета № ОН0003 остается обязательной.
Все перечисленное в обязательном порядке должно быть предоставлено в территориальное отделение Минюста до 15 апреля года, последующего за отчетным.
Прежде всего разберемся, какие НКО являются социально-ориентируемыми некоммерческими организациями. Это учреждения, занимающиеся решением следующих общественных вопросов:
- Соцзащита.
- Помощь населению, пострадавшему от техногенных катастроф и стихийных бедствий.
- Защита животных.
- Охрана различных сооружений и построек, имеющих историческое значение.
- Оказание безвозмездной или льготной юридической помощи гражданам.
- Благотворительность.
- Решение экологических проблем, охрана окружающей среды.
- Профилактические меры по исключению социально-опасного поведения граждан.
- Развитие деятельности в сферах культуры, здравоохранения, науки, образования.
В своем большинстве СО НКО представлены следующими учреждениями:
- Общественные, гражданские объединения.
- Религиозные организации.
- Автономные НКО.
- Политпартии.
- Отдельные государственные учреждения.