Отсутствие спецоценки в 2020 году: как избежать ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отсутствие спецоценки в 2020 году: как избежать ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.

Заблуждение 1. «Оценка профрисков – дело добровольное»

Аргументы работодателей

Закон не устанавливает порядок и четкие требования к оценке уровня профессиональных рисков. В Трудовом кодексе написано, что порядок процедуры устанавливает Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 14 ст. 209 ТК). До сих пор такого документа нет. Электронный сервис Онлайнинспекция.рф подтверждает, что в законе нет четких требований к проведению оценки профрисков. Поэтому требование об обязательном проведении процедуры ничем не обосновано, и штрафовать за ее отсутствие ГИТ не вправе.

Можно ли признать отсутствие оценки профрисков малозначительным нарушением?

Скорее нет, чем да. Несвоевременная оценка профрисков может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников. Роструд признает оценку профрисков базовой процедурой в СУОТ (п. 9.4 Приказа № 77). Поэтому при расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ в первую очередь обратит внимание на то, выявил ли работодатель опасность, которая была реализована. Если в ходе расследования выяснят, что оценку профрисков не проводили, представители госорганов расценят это как фактор, отягощающий вину работодателя. Также комиссия по расследованию вправе признать отсутствие оценки профрисков и информирования
работников о возможных опасностях причиной несчастного случая.
На конференции Международной организации труда оценку профрисков, борьбу с профрисками и опасностями, а также развитие культуры безопасности через информирование и консультации работников назвали основополагающими принципами государственной политики в области охраны труда (ч. 3 ст. 3 Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»). В России закон обязывает работодателя принимать меры по выявлению и оценке

профрисков, в том числе информировать работников об уровнях профессиональных рисков на их рабочих местах (решение Промышленного районного суда города Смоленска от 02.03.2020 № 12-72/2020). Судебные решения подтверждают, что отсутствие оценки профрисков нельзя признать малозначительным деянием (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019; решение Калужского районного суда Калужской области от 06.02.2020 № 12-56/2020). Однако если из-за отсутствия процедуры никто не пострадал, не было угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, судьи могут заменить штраф на предупреждение. При этом будут учитывать и другие обстоятельства, отягощающие административную ответственность, в том числе, были ли у работодателя ранее штрафы по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП. Учтите, что представители Минтруда, Роструда и сложившаяся судебная практика подтверждают, что управление профрисками – обязательная процедура для каждого работодателя. Поэтому рекомендуем не ждать, когда произойдет несчастный случай, а следовать требованиям Трудового кодекса и организовать на своем предприятии процедуру, руководствуясь Типовым положением о СУОТ.

Читайте также:  Порядок замены неисправного электросчетчика

Что представляет собой спецоценка условий труда?

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Периодичность проведения оценки профрисков в организациях

Оценка профессиональных рисков – это циклический процесс. В отличие от СОУТ, которая проводится 1 раз в 5 лет, ОПР должна проводиться регулярно, потому как улучшив условия труда можно добавить дополнительные риски.

Например, проводилась у вас на предприятии разгрузка фуры вручную, с целью улучшения условий труда, приобрели автопогрузчик. В этом случае ОПР пересматривается, так как добавляется новая опасность – опасность травмирования работников вследствие наезда автотранспорта. Поэтому нужно предусмотреть дополнительные меры по снижению рисков, например, обеспечение светоотражающими жилетами, проведение инструктажей, нанесение дорожной разметки.

Поэтому важен контроль уже после самой процедуры оценки рисков для того, чтобы проводились капитальные ремонты, модернизация оборудования, проводились медосмотры и инструктажи и так далее.

Какие штрафы предусмотрены за непроведение специальной оценки условий труда

Примечательно то, что с изменением порядка оценки условий труда, изменяется ряд нормативных положений. К примеру, кардинальные изменения вносятся в статью 5.27 КоАП РФ. И теперь для работодателей, которые бездействуют, будет ужесточаться и дифференцироваться система штрафов и санкций. Дифференцируются, значит, подразделяются на виды. То есть, отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ, за непроведение медосмотров, необеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.) и т.д. Подобное разделение было сделано впервые. Ранее существовал единый вид правонарушения и размер выплат, вне зависимости от того, что совершил работодатель – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Как избежать наказания, если СОУТ не провели вовремя

По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».

Читайте также:  Незаконное увольнение работника

Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.

Таблица штрафов в 2020 году

Собрали в таблице все штрафы за отсутствие СОУТ 2020 года. Они варьируются в различных пределах, в зависимости от объема нарушения, вида нарушителя, установленных ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Нарушитель

Должностное лицо

ИП

Юрлицо

Наказание за 1-ое нарушение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Предупреждение

или штраф от 5000 до 10 000 руб.

Штраф от 5000 до 10 000 руб.

Штраф от 60 000 до 80 000 руб.

Наказание за 2-ое нарушение (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация от 1 до 3 лет

Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или остановка деятельности до 90 дней

Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или остановка деятельности до 90 дней

Общие правила проведения спецоценки

Общий порядок выполнения спецоценки условий труда на предприятии сейчас выглядит так. Работодатель, которому нужно организовать спецоценку на предприятии, должен обратиться к специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда. Самостоятельно проводить эту процедуру он не имеет права. Такое условие прописано в законодательстве, чтобы исключить возможность злоупотреблений на этой почве: например, не дать работодателям возможности указать, что рабочие места с вредными условиями труда относятся к категории оптимальных или допустимых.

Основные этапы выполнения этой процедуры включают:

  • создание работодателем комиссии для составления списка рабочих мест, подлежащих проверке, и определения аналогичных рабочих позиций;
  • выбор исполнителя и заключение с ним договора о выполнении работ;
  • передачу исполнителю необходимых документов, характеризующих условия при выполнении должностных обязанностей;
  • идентификацию исполнителем наличия вредоносных факторов на конкретных рабочих местах;
  • в случае выявления таких факторов – определение интенсивности их воздействия на работников;
  • классификацию проанализированных рабочих мест и составление отчета;
  • утверждение отчета работодателем;
  • передачу исполнителем данных о результатах проверки условий труда в федеральную государственную систему учета;
  • выполнение работодателем обязательств согласно действующему законодательству, включая информирование работников об условиях на их местах, публикацию данных об итогах спецоценки на официальном сайте компании, внедрение дополнительных мер по охране труда, передачу сведений об итогах проверки в государственные социальные фонды и проч.

Аттестация рабочих мест штрафы и их размеры

За нарушение правил по охране труда должностные лица выплачивают административный штраф в размере от 1000 рублей до 5000 рублей. Если у лица осуществляющего деятельность без образования юридического лица отсутствует аттестация рабочих мест штрафы остаются те же, но с добавлением административного отстранения на сток до 90 суток. В то время как на юридическое лицо возлагается штраф от 30000 рублей до 50000 либо приостановление деятельности сроком на 90 суток. Если лицо, на которое ранее уже была наложена административная ответственность за отсутствие аттестации рабочих в виде штрафа, при обнаружение повторного нарушения административная дисквалификация может продлиться сроком до трех лет.

Читайте также:  Как ИП будут платить фиксированные взносы в 2023 году

Данные взыскания можно считать незначительными для данных видов деятельности, возможно именно поэтому мы наблюдаем столь хладнокровное отношение к аттестации рабочих мест, состояние которых всегда должно соответствовать государственным нормам, для того чтобы исключить несчастные случаи на производстве. Если на данных руководителей невозможно повлиять даже юридической ответственностью, что тогда говорить об элементарных моральных нормах. Хотелось бы конечно что бы за отсутствие аттестации рабочих мест штрафы были гораздо выше, возможно тогда и эффекта будет больше.

Штрафы за СОУТ после 1 января 2022 года

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Аттестация рабочих мест (специальная оценка условий труда) для СНТ с 2022 года

О том, что необходимость проводить СОУТ касается и СНТ говорится в ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 19.07.2022) «О специальной оценке условий труда». Если быть точнее, то в соответствии с п.3. ст. 3 ФЗ №426-ФЗ специальную оценку условий труда не проводят только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, которые не зарегистрированы, как индивидуальные предприниматели. Как видите, СНТ никаких поблажек нет.

  • установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  • установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от
  • принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников.

За непроведение СОУТ штрафы будут назначаться автоматически

Об этом сообщил начальник Управления по надзору за соблюдением трудового законодательства Роструда. Как сообщил Егор Иванов, данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать, чтобы наказать работодателей, которые не провели спецоценку, есть только с 2015 года, и автоматически штрафовать работодателей начнут с 2021 года. До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2021 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА, которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

С 2021 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с предприятиями, которые есть во ФГИС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *