Что грозит за двойной обгон
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит за двойной обгон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для наилучшего усвоения понятия «двойной обгон», следует хорошо разбираться в разнице обгонных и опережающих действий. Обгоняющий водитель начинает маневрировать на одной полосе направления. Затем он опережает впереди идущий автотранспорт и делает возврат на первоначально занимаемый путь. Он никоим образом не создает помех другим водителям.
Опережение и обгон, в чем отличия?
Под опережением подразумевается увеличение скорости авто по отношению к опережаемому транспортному средству, едущему по соседней полосе. Опережение с перестроением связано с переходом опережающего автомобиля на соседнюю полосу попутного направления по отношению к опережаемому ТС. В противовес обгонным действиям, опережение с перестроением и без него не заканчивается на изначально выбранной позиции.
На заметку! В ПДД имеет место такой термин, как объезд препятствия. Напоминаем, что движущийся автотранспорт не является препятствием. Соответственно объезжать его как «помеху на пути следования» неправомерно.
Исправительные меры нарушений ПДД
Мы достаточно обсудили, как грамотно обгонять транспорт. Поскольку всегда остается место риску, любое малейшее отклонение от предписаний может стоить жизни людей. По ПДД водителю запрещается выполнять обгон даже ТС, у которого просто включен левый сигнал поворота.
Важно! Штраф за двойной обгон в нарушение ПДД на сегодняшний день составляет 5000 рублей или лишение ВУ на 4–6 месяцев. Меру воздействия определяет инспектор ГАИ или судебный орган.
Повторное правонарушение влечет за собой более строгое наказание. Сумма штрафа остается прежней — 5000 р. За нарушение, зафиксированное камерой, прав могут лишить на 12 месяцев.
Завершение обгона в неположенном месте, а именно в зоне действия пешеходного перехода, облагается штрафом в 1500 рублей. Трактовка правонарушения такова – не уступил дорогу пешему гражданину. Наличие или отсутствие пешеходов на нерегулируемых переходах не имеет значения.
Создание помех своими действиям обгоняемому водителю обойдется штрафной санкцией в сумме от 1000 до 1500 р. Помните, что обгонять соседние машины с нарушениями позволяется только в экстренных случаях с целью предотвращения аварии. Стоит запастись фото или видеоматериалами на бытовых электронных устройствах. Наилучшим помощником в этой ситуации является личный видеорегистратор.
Проявляйте бдительность на дорогах, следуя старой поговорке «не уверен – не обгоняй!».
Чем двойной обгон отличается от обычного
Обычный обгон можно считать совокупностью трех последовательных этапов: автомобиль перестраивается на встречную полосу для объезда впереди идущей машины, совершает обгон и встает на прежнюю полосу движения. Однако автомобилисты часто путают такие понятия как обгон и опережение. Во избежание недомолвок с сотрудниками ГИБДД, помните, что второй термин – это когда машины двигаются по своим полосам, но одно авто вырывается вперед, не совершая выезда на чужую полосу.
Двойной обгон квалифицируется как участие трех и более машин, и бывает трех видов:
- одно авто совершает обгон нескольких машин;
- несколько решаются на обгон и двигаются «паровозом»;
- вереница машин обгоняет другую такую же.
В таких ситуациях сложно правильно оценить обстановку на трассе, и поэтому часто возникают аварийные случаи.
Как наказывают нарушителей
Фактически водители наказываются не за двойной обгон, а за нахождение в зоне риска – на встречной полосе. Двойной обгон не определяется в Правилах отдельно. В создавшихся ситуациях анализируется соответствие действий водителя или водителей предписанному ПДД алгоритму поведения на встречной полосе.
Несмотря на то, что в правилах не предусмотрены штрафные санкции за маневр обгона, нарушители не остаются безнаказанными. К ним применяются административные меры наказания за неправильный выезд на встречную полосу (12.15.4 КоАП):
- за первое нарушение – 5000 или лишение прав на срок до полугода (12.15.5)
- второе такое нарушение – 5000 или лишение прав на год (для назначения штрафа достаточно записи камеры видеонаблюдения, лишение прав состоится, если водителя заметил и остановил инспектор)
- за выезд на встречную при объезде препятствия – 1000-1500 (12.15.3).
В Правилах дорожного движения под обгоном подразумевается опережение как одного, так и одновременно нескольких автомобилей. Обязательное условие при этом – перемещение на сторону полотна, предназначенную для встречного транспорта. После завершения маневра всегда происходит возвращение на занимаемую ранее полосу.
Таким образом, закон не устанавливает ограничений на количество единовременно опережаемых машин.
Независимо от того, обгоняет водитель один, два или более объекта, он обязан руководствоваться при этом требованиями раздела 11 ПДД. Перед тем, как выехать «на встречку», сидящий за рулем должен удостовериться, что свободное пространство позволит совершить маневр безопасно. Способность за доли секунды оценивать расстояние иначе называют глазомером.
Выработать подобный навык поможет постоянная тренировка.
Если спереди или сзади другой автомобиль уже приступил к совершению аналогичного маневра, начинать обгон строго запрещено. При этом не имеет значения, на какой удаленности опережают транспортное средство. За так называемый «паровозик» можно лишиться водительского удостоверения или заплатить штраф в размере 5000 рублей.
Опережать машину также нельзя, если водитель подает сигнал о намерении повернуть налево.
Источник изображения: sputnik.kg
ПДД регламентируют действия и тех, кто управляет тихоходным транспортом (либо просто медленно едет). Находящемуся за рулем обгоняемого автомобиля человеку воспрещается увеличивать скорость, пока маневр не будет завершен. Если же фура (трактор, комбайн) движется медленнее 30 км/ч, ее водитель обязан принять максимально правее.
Иногда очевидно, что ширина проезжего полотна или наличие сплошной разметки все равно не позволят осуществить опережение. В такой ситуации управляющий техникой должен остановиться на обочине и пропустить следующий сзади транспортный поток.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
По Правилам дорожного движения транспортное средство считается движущимся впереди, если оно движется впереди по той же полосе.
2.7. Водителю запрещается:
несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства . 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения . 9.11. .
должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полос .
Транспортное средство на соседней полосе считается находящимся слева или справа.
8.4. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Снова вернёмся к пункту 11.2 Правил.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
Теперь рассмотрим две дорожные ситуации:
1. Водитель движется по полосе попутного направления. Транспортное средство впереди не производит обгон. Значит водителю не запрещено его обгонять.
2. Водитель движется по полосе встречного движения (выполняет обгон). Транспортное средство впереди также производит обгон. Значит водителю запрещено его обгонять.
Как видите, всё довольно просто. Во второй дорожной ситуации как раз описан двойной обгон, который запрещён.
Какие бывают исключения?
Несмотря на то, что двойной обгон и обгон паровозиком во многих случаях запрещены ПДД, из данного правила есть некоторые исключения. Касаются они только того автомобиля, который начал такой манёвр первым. Ему необходимо завершить его во что бы то ни стало. Причём сделать это нужно максимально безопасно. Поэтому автомобилистам, невольно оказавшимся в такой ситуации, следует быть предельно внимательными и осторожными. Для этого нужно правильно оценивать свободный путь встречной полосы, скорость движения, возможность быстро вернуться на свою полосу и технические характеристики своего автомобиля, а также погодные и дорожные особенности.
Стоит ещё раз напомнить, что исключения актуальны только для первого автомобиля. Водители машин, которые начали обгонять после него, подлежат серьёзному наказанию. Кроме того, поступая так, они подвергают опасности не только себя, но и ни в чём не повинных автомобилистов. А тому, кто за рулём первого авто, нередко приходится доказывать гаишникам свою невиновность. К сожалению, зачастую сделать это непросто.
В соответствии с действующим Кодексом дорожного движения обгон транспортного средства — это особый тип движения транспортного средства (другого вида транспорта), которое движется впереди транспортного средства, выезжает на полосу, предназначенную для встречного движения, и возвращается на полосу движения в том же направлении.
Обгон может производиться одним или несколькими автомобилями, движущимися по одной полосе.
Правила обгона, а также ситуации, в которых запрещается выполнение этого маневра, указаны в пункте 11 документа. Понятие «двойной обгон» действующей редакцией Регламента не предусмотрено.
Однако общепринято считать, что при двойном обгоне выполняются следующие действия:
- обгон машины за автомобилем, выполняющим аналогичный маневр.
- обгон транспортных средств, которые уже совершают подобный маневр;
Обгон пробки через прерывистую
Те, кто попал в пробку, не могут выехать со своей полосы движения, обгоняя впереди идущие машины. С прерывистой разметкой водитель может только повернуть машину и вернуться.
В первую очередь это связано с запретом обгона машин без возможности вернуться на ту же полосу. Существует значительный риск того, что, проехав более сотни автомобилей, водитель не сможет сразу занять свою полосу движения и оказаться на полосе встречного движения, и это гарантированная авария.
Во-вторых, пунктом 11.4, запрещающим обгон автомобиля при плохой видимости на дороге. Видимость может быть ограничена помехами, создаваемыми в направлении транспортного средства, на расстоянии не менее 100 метров от него. Речь идет не только о строительных работах, но и о припаркованных машинах или машинах, ожидающих пробки.
Нарушение правил обгона в этом случае влечет наложение санкции, установленной ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Это правило не распространяется только на транспорт спецслужб (скорая помощь, полиция, пожарная часть и т.д.), Если поданы звуковые сигналы и включены мигалки.
Как и где запрещено обгонять
Правила дорожного движения прописывают те ситуации, в которых водителю запрещено обгонять другие ТС. Список таких ситуаций есть в законе:
- Водитель видит, что машина впереди него приступила к совершению обгона другого ТС. В этой ситуации совершенно не важны габариты машин.
- Если автомобиль, который перегородил вам дорогу, включил поворот, то идти выезжать из своего ряда нельзя, пока он не закончит свой маневр.
- В случае, когда авто едущее сзади вашего транспортного средства, начинает обгонять вас, также нужно подождать и не совершать никаких действий.
- Автомобилист понимает, что после окончания маневра у него не будет времени и возможности быстро занять свою полосу движения.
Водитель должен хорошо знать ПДД и быть предельно внимательным на дороге. Также надо попытаться предугадать действия других участников движения.
Существуют также зоны, на которых выполнять двойной обгон категорически запрещается:
- Места пересечения автомобильной дороги с железнодорожными путями. Сюда относятся и те участки трассы, которые расположены за 100 метров до ЖД переезда и 100 метров после него. Связано это с тем, что они считаются опасными для совершения любых маневров.
- Мосты, тоннели и другие ограниченные территории.
- Пешеходные переходы также не подходят для совершения сложных траекторий движения. На этой территории есть вероятность столкнуться не только с машинами, но и с людьми.
- Места, где есть знак запрета “обгон запрещается”.
- Перекрестки регулируемые или нерегулируемые, когда по правилам вы обязаны уступать дорогу другим машинам. Кроме этого, на любых перекрестках движение всегда интенсивное, а значит опасное и не подходящее для совершения любых видов обгона (особенно двойного).
- Участки дорог с ограниченной видимостью, которые являются опасными по другим, не прописанным ранее причинам.
Также надо помнить, что обгонять ТС запрещается, если для этого надо пересекать сплошную линию.
Всеми этими правилами должны руководствоваться водители, так как в противном случае можно не только получить штраф, но и попасть в ДТП.
Статья 11. Обгон и движение в рядах
1. а) Обгон должен производиться со стороны, противоположной стороне, соответствующей направлению движения.
b) Однако обгон должен производиться со стороны, соответствующей направлению движения, в том случае, если водитель (погонщик), которого обгоняют, подал сигнал о своем намерении повернуть в сторону, противоположную стороне, соответствующей направлению движения, и направил свое транспортное средство или своих животных в эту сторону, с тем чтобы либо повернуть на другую дорогу или въехать в придорожное владение, либо остановиться на этой стороне.
c) В рамках национального законодательства велосипедистам и водителям велосипедов с подвесным двигателем может быть разрешено объезжать стоящие или медленно движущиеся транспортные средства со стороны, соответствующей направлению движения, при наличии достаточного места.**
2. Перед обгоном водитель должен, не нарушая положений пункта 1 статьи 7 и положений статьи 14 настоящей Конвенции, убедиться в том, что:
a) ни один следующий позади водитель не начал обгона;
b) водитель транспортного средства, движущегося впереди него по той же полосе движения, не подал сигнала о своем намерении совершить обгон другого транспортного средства;
c) он может сделать это, не создавая опасности или помехи для встречных транспортных средств и убедившись, в частности, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что относительная скорость двух транспортных средств позволяет совершить обгон за достаточно короткое время;*
d) за исключением случаев выезда на полосу, встречное движение по которой запрещено, он может без ущерба для обгоняемого пользователя или пользователей дороги вновь занять место, предписанное пунктом 3 статьи 10 настоящей Конвенции.
3. Во исполнение положений пункта 2 настоящей статьи запрещается, в частности на дорогах с двусторонним движением, совершать обгон при приближении к концу подъема и, когда видимость недостаточна, на поворотах, за исключением случаев, когда в этих местах имеется продольная разметка и когда обгон совершается без выезда на полосы, предназначенные для встречного движения.
Общие принципы совершения обгона
Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.
Обгон – это очень опасно!
Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона
И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).
Какое наказание предусмотрено для водителя?
В целом наказание и штраф назначается не за обгон, будь это обычный или двойной, а за выезд на встречную полосу. Согласно части 4 пункта 12.15 КоАП за выезд на встречку с нарушением правил водителям назначается штраф в размере 5000 руб. либо лишение прав на вождение ТС сроком 4-6 месяцев.
При повторном нарушении правил в виде выезда на встречку согласно части 5 статьи 12.15 водителю грозит лишение прав на вождение сроком на год либо штраф в размере 5 000 рублей, если нарушение доказано записью камеры автофиксации. За объезд препятствий по встречке согласно части 3 пункта 12.15 полагается штраф 1000-1500 рублей.
Освободиться от штрафа либо лишения водительских прав можно лишь в том случае, когда выезд авто на ПВД является вынужденной мерой, во избежание ДТП. А подобных ситуаций на дорогах случается немало. Доказательством может послужить запись видеорегистратора.
Какой штраф можно получить?
Как было указано, в ПДД России отсутствует наказание за опережение с использованием полосы встречки. Неважно: двойной он или совершен методом «паровозика». Однако есть штраф за въезд на полосу встречного движения, так как для совершения почти любого обгона необходимо перестроится в поток другого направления. Такой регламент представлен в статье 12.15 ч.4 КоАп России.
Помимо основной части есть дополнение, в котором указано еще более жесткое наказание для тех, кто нарушил правило повторно.
Правонарушение | Правовая база административного кодекса | Санкции |
Выезд на полосу встречного движения | Статья 12.15 часть 4 | Материальное взыскание в размере 5 тысяч рублей или запрет на вождение машины на срок от 4 месяцев до полугода |
Повторный выезд на полосу встречного потока движения | Статья 12.15 часть 5 | · лишение водительского удостоверения на 1 год;
· материальное взыскание в размере 5 тысяч рублей (если нарушение было зафиксировано автоматической камерой) |
Объезд неподвижного объекта по полосе встречного потока | Статья 12.15 часть 3 | Материальное взыскание в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей |
Обгон гуськом или паровозиком
Обгон гуськом или паровозиком, когда сразу несколько автомобилей обгоняют транспортное средство, запрещается, так как транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон, – п. 11.2 ПДД. Логика понятна – впередиидущие автомобили могут закрыть для обзора встречную полосу, и водитель не в состоянии выполнить требования п. 11.1 ПДД, то есть не состоянии определить, на достаточном для обгона расстоянии свободна встречная полоса или нет.
Тонкость состоит в том, что п. 11.2 ПДД описывает запрет обгона там, где ограничение видимости создается обстоятельствами. И здесь ключевое отличие от пункта 11.4 ПДД, так как он запрещает обгон на участках с ограниченной видимостью, – см. Ограничение видимости.
Выделяю еще раз: п. 11.2 – обстоятельства, запрещающие обгон, п. 11.4 – участки, где запрещен обгон.
Для установления ограничения видимости на участке дороги специальная методика и специальные приборы применяются специально обученными людьми. Результатом работы является объективное установление факта ограничения видимости на данном участке дороги с последующей установкой соответствующих знаков. Оспорить обгон в месте, где ограничена видимость невозможно.
Обстоятельства ограничения видимости устанавливаются субъективно, и однозначность нарушения установить сложно.
Можно сказать иначе. ПДД предоставляют водителю много прав, например, право определить количество полос для движения в отсутствие знаков или разметки, – п. 9.1 ПДД. Пункт 11.2 ПДД предоставляет водителю право субъективно определить, безопасен обгон или нет, если кто‑то впереди уже обгоняет.
По всей видимости, данный момент и был учтен Верховным судом в ППВС № 20. Сравните сами две формулировки – из ПДД и из ППВС:
«Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия», – п. 11.2 ПДД.