Понятие, правовые основы и принципы государственной службы в ОВД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, правовые основы и принципы государственной службы в ОВД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На различных исторических этапах развития России государственная служба определялась по-разному. Так, до 1917 года к государственной службе относилась служба, осуществляемая чиновниками по управлению государственными делами. Она понималась как «постоянная должность по достижению определенных целей государства, для чего лица, занимающие государственные должности, наделялись необходимыми полномочиями.

Прохождение службы в ОВД: определение и особенности

Определение 1

Службой в органах внутренних дел называется профессиональная деятельность (федеральная государственная служб) граждан РФ на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации или на должностях, которые не относятся к органам внутренних дел.

Служба в ОВД характеризуется определенной спецификой и отличается от гражданской и военной государственных служб. Такая особенность обусловлена спецификой задач и функций, возложенных на МВД.

Прохождение службы в полиции состоит из различных этапов, приводящих в некоторых случаях к изменениям служебно-правовых статусов сотрудников и должностных лиц. Существующие нюансы служебных отношений из сферы внутренних дел регламентированы разнообразными законами и нормативными актами, среди которых Федеральные Законы: «О полиции», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др., а также президентскими указами, правительственными постановлениями и приказами по МВД.

Причины увольнения без согласия служащего

Причины для разрыва трудового договора и отставки:

  • болезнь, приведшая к служебной негодности;
  • признание судом сотрудника недееспособным;
  • нет возможности перевода, служащий отказывается от перевода;
  • приобретение гражданства другой страны;
  • фиктивные документы, предоставляемые при служебном поступлении;
  • служащий отказывается от перевода, связанного с родственными связями;
  • призвание на военную службу;
  • проступок, который порочит честь мундира;
  • нарушены обязательные правила во время подписания договора;
  • срок контракта закончился;
  • отказ от перевода на должность, равнозначную нынешней;
  • утрата доверия.

Наличие одной из этих причин способствует увольнению без согласия сотрудника.

Весной 2017 года в ФЗ номер 342 были внесены многочисленные поправки и изменения. Произошли перемены в регулярных проверках сотрудников ОВД на профпригодность. Сейчас руководитель контролирует персональное обучение сотрудника, которое проходит по месту работы.

Редакции законов приведены ниже.

Ст. 11 – о правах служащих в ОВД:

  • повышение квалификации и образование доступно для всех сотрудников;
  • качественное выполнение работы несет право на соответствующую оплату труда (мотивация);
  • выполнение обязанностей по службе обеспечивается информацией и материалами дела;
  • государственная и служебная тайна в доступе;
  • открыт доступ к личному делу и отзывам о персональной службе;
  • личная информация безопасна.

Сотрудник ОВД вправе носить при себе и хранить огнестрельное оружие в месте, специально отведенном для него.

Ст.12 – об основных обязанностях сотрудников ОВД:

  • действия сотрудника строго регламентированы законодательством РФ, знания которого подлежат проверке;
  • приказы, исходящие от начальства, не подлежат обсуждению, приказы начальства, идущие вразрез с законом, не выполняются;
  • анализирование вопросов по службе с руководством;
  • соблюдение интересов физ. и юр. лиц при выполнении служебных обязанностей;
  • информация о нарушении закона сообщается начальству незамедлительно;
  • неразглашение конфиденциальной информации;
  • предоставление данных об имущественных доходах близких членов семьи.

Ст. 13 – о правилах поведения служащих в МВД:

  • забота о собственной репутации;
  • проявление сотрудником уважения и тактики;
  • сохранять нейтралитет в политике и религии.

Ст. 22 – действия по инструкции недопустимы в отношении:

  • беременных граждан, инвалидов, детей до 14 лет (за исключением группового вооруженного нападения);
  • проходящих митингов, шествий, если порядок не нарушается.

Ст. 106 – о зонах и территориях со специальными условиями (новое положение о сзз): здания и сооружения на определенных территориям считаются самовольными постройками и подлежат ликвидации.

Стаж службы (выслуга лет) в ОВД

Стаж службы (выслуга лет) в ОВД исчисляется в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в ОВД, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами РФ и ведомственными знаками отличия (п. 1 ст. 38 Закона N 342-ФЗ).

Порядок исчисления выслуги лет устанавливается Законом N 342-ФЗ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

В ст. 38 Закона N 342-ФЗ приведен перечень периодов работы, включаемых в выслугу лет. Укажем некоторые из них. Это время:

  • прохождения гражданином военной службы, службы в Федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • замещения гражданином государственных должностей РФ;
  • замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры РФ, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
  • замещения гражданином должностей в таможенных органах РФ, следственных органах и учреждениях Следственного комитета, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
  • работы судьей.

Понятие и основные направления деятельности органов внутренних дел

Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые выполняют значительный объем работы по охране общественного порядка, защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий и организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и обеспечению законности.

Органы внутренних дел в пределах своих полномочий оказывают содействие в защите прав и законных интересов другим органам государственной власти, органам местного управления и муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности и должностным лицам этих органов и организаций.

Читайте также:  Ходатайство о возврате письменных доказательств

Главные векторы работы

Как и все иные государственные учреждения, данное имеет четко определенные направления деятельности. Отдел собственной безопасности полиции работает по следующим векторам:

  1. Государственная защита лиц, работающих в МВД, а также членов их семей.
  2. Предотвращение трудоустройства в органы граждан, преследующих таким образом противозаконные цели.
  3. Как выявление, так и пресечение антиправовой деятельности со стороны сотрудников полиции.
  4. Нахождение и устранение причин случаев нарушения закона в системе МВД.
  5. Всеобъемлющая профилактическая работа, направленная на пропаганду законности в работе сотрудников полиции.

Немаловажная часть деятельности отдела собственной безопасности полиции — это работа, касающаяся гражданского общества. Сюда входит борьба со следующими факторами:

  • Случаи формального рассмотрения обращений, заявлений и жалоб, поступающих от граждан.
  • Укрытие совершенных преступлений от постановки на учет.
  • Необоснованные отказы в открытии уголовных дел, а также необъясненные прекращения их ведения.
  • Фальсификация сотрудниками полиции документов.
  • Незаконные задержания граждан.
  • Рукоприкладство в отношении задержанных.
  • Грубость, хамство сотрудников и проч.

Обратиться как в Главуправление, так и в его подразделения может каждый, кто явился свидетелем противоправной деятельности полиции. Телефон отдела собственной безопасности вашего административного округа должен находиться в широком доступе.

Вы можете как позвонить по «горячей линии», так и написать заявление. Допустимо к нему прилагать фото-, видео-, аудиодоказательства. Имеется только одно требование — необходимо указать личные данные. С анонимными обращениями в данной структуре не работают.

Управление собственной безопасности, как и главная его составляющая — ГУСБ МВД России, призвано бороться с правонарушениями сотрудников-полицейских. Обратиться с жалобой в эту систему может каждый гражданин. Кроме этого, отдел проводит работу по защите самих работников органов МВД, координационную деятельность в отношении своих структурных подразделений, профилактические беседы с полицейскими и проч.

Система, основные задачи, полномочия и структура органов внутренних дел

Органы внутренних дел — это государственные органы исполнительной власти, являющиеся составной частью правоохранительной системы РФ, к главным задачам которых относятся обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью и иными правонарушениями.

Органы внутренних дел представляют собой централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел РФ (МВД России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах.

Причины увольнения без согласия служащего

Причины для разрыва трудового договора и отставки:

  • болезнь, приведшая к служебной негодности;
  • признание судом сотрудника недееспособным;
  • нет возможности перевода, служащий отказывается от перевода;
  • приобретение гражданства другой страны;
  • фиктивные документы, предоставляемые при служебном поступлении;
  • служащий отказывается от перевода, связанного с родственными связями;
  • призвание на военную службу;
  • проступок, который порочит честь мундира;
  • нарушены обязательные правила во время подписания договора;
  • срок контракта закончился;
  • отказ от перевода на должность, равнозначную нынешней;
  • утрата доверия.

Наличие одной из этих причин способствует увольнению без согласия сотрудника.

Комментарий к Ст. 36 НК РФ

В структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ есть Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ, возглавляемая заместителем министра внутренних дел. Указанная федеральная служба подчинена непосредственно МВД России, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель министра внутренних дел РФ — начальник службы криминальной милиции. Соответствующие подразделения указанной федеральной службы МВД России, ОВД субъектов РФ, ОВД в городах, районах и т.п. (главные управления, управления, отделы и т.п.) ведут борьбу с налоговыми преступлениями.

Министерством внутренних дел совместно с Федеральной налоговой службой разработан совместный Приказ N 495 и N ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее в настоящей главе — Приказ МВД N 495 и ФНС N ММ7-2-347), в Приложении которого разработана форма запроса об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

В случае проведения выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с п.

1 ст. 36 НК РФ и пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД N 495 и ФНС N ММ-7-2-347.

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

Читайте также:  Льготы для инвалидов 3 группы в Украине в 2023 году

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-однодневок, используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр. Под фирмой-однодневкой в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу «массовой» регистрации, и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки, которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

Сложившаяся ситуация, безусловно, требует разрешения. Действующее в настоящее время законодательство не препятствует появлению фирм-однодневок. Регистрирующий (налоговый) орган до сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности представляемых на регистрацию юридического лица документов.

Это означает, что ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы не найдут в числе его контрагентов такие «однодневки»;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

В случае если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:

выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;

составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;

организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Результаты проведенного совещания должны быть запротоколированы.

Протокол подписываться участниками совещания, и его копия направляется в органы внутренних дел, сотрудники которых включены в выездную налоговую проверку.

В случае проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в решении о проведении выездной налоговой проверки указываются также Ф.И.О., должности этих сотрудников, выделенных на основании запроса налогового органа для участия в проведении выездной налоговой проверки и входящих в состав проверяющей группы, за исключением сотрудников органов внутренних дел, которые привлекаются для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа.

При необходимости изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку, в том числе в случае привлечения сотрудников внутренних дел для участия в уже проводимой выездной налоговой проверке, принимается решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки.

Рекомендуемая форма Решения о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 7 мая 2007 г.

N ММ-3-06/281@.

Кроме изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку, может быть внесено изменение в части назначения нового (изменения) руководителя проверяющей группы (руководителей проверяющих бригад).

Такое решение должно быть принято до составления справки об окончании выездной налоговой проверки.

Если во время проведения проверки произошла реорганизация налогоплательщика-организации в форме присоединения, то в решение о проведении выездной налоговой проверки может быть внесено изменение о проведении проверки налогоплательщика с учетом присоединившихся организаций, если в отношении данных организаций ранее не была проведена проверка по тем же налогам за проверяемый период и если оставшегося времени достаточно для качественного проведения проверки.

Если реорганизация происходит в период незадолго до окончания выездной налоговой проверки, что ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля, то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации.

Вышеуказанные разъяснения даны в Письме ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», в Письме ФНС России от 11 февраля 2010 г. N 3-7-07/84 «О рассмотрении обращения».

Общая информация о ФЗ 342 от 30.11 2011 о службе в ОВД имеет 14 глав и 98 статей:

  • основные правила;
  • названия должностей и званий в ОВД;
  • правовое положение сотрудника;
  • официальные отношения внутри органов;
  • процесс продвижения по службе;
  • присвоение званий;
  • безоговорочное исполнение приказов, изданных МВД;
  • порядок работы и отдыха;
  • социальное и правовое обеспечение сотрудников;
  • конфликтные ситуации и их урегулирование;
  • организация состава кадров;
  • окончание службы в ОВД;
  • службы финансов внутри министерства;
  • заключение.

Действующий федеральный закон регулирует права и обязанности, которые возникли во время поступления, выслуги и после окончания службы в ОВД РФ.

Внутренняя служба МВД включает в себя специалистов, обладающих гражданскими профессиями, применяемыми в целях обеспечения работоспособности непосредственно полицейских, тех кто реально следит за соблюдением законности в нашем обществе.

Проводимая в данное время реформа МВД, имеющая целью оптимизировать структуру и количество служащих, не в последнюю очередь, затрагивает и внутреннюю службу МВД. Планируется проведение разаттестации, то есть вывода некоторых специалистов из разряда служащих внутренней службы МВД в гражданских служащих.

В первую очередь это касается медицинских работников, экономистов, юристов и кадровиков. Этот шаг позволит высвободить финансовые средства для увеличения денежного довольствия действующим полицейским и одновременно сократить в рядах МВД бюрократические и контролирующие процессы, мешающие нормальной работе подразделений.

На региональном уровне за счет перевода части служащих внутренней службы в государственные служащие, появится возможность увеличения личного состава полицейских, которые работают с населением.

Среднестатистический отдел в полиции

Итак, предположим, что вы живете рядом с полицейским участком и даже пару раз туда заглядывали. Начнем, пожалуй, с того, что встретит вас дежурная часть. Обычно она выглядит следующим образом:

  1. На входе турникет;
  2. Огромное бронированное стекло;
  3. Громкоговоритель (как у кассиров в банке);
  4. Решетка и т.д.
Читайте также:  Социальные выплаты в Москве с 1 января 2023 года будут проиндексированы на 10%

Разумеется, через дежурную часть ведется основной прием граждан. Существующая структура этой части предполагает наличие следующих сотрудников:

  1. Помощники дежурного;
  2. Сам дежурный;
  3. Сотрудник работающий с доставленными гражданами.

В частности, после того как вы изъявите желание написать заявление, именно дежурная часть будет обязана принять ваше заявление. Мы еще разберемся с особенностями их работы позже. А пока, скажем о том, что выходных и перерыва в дежурной части нет от слова совсем. Т.е. она работает 24/7 без праздников и т.д.

Достигается это путем работы сотрудников по сменам. Разумеется, у некоторых из них есть какое-то время, чтобы поспать. Поэтому в дежурной части работает не 1, а сразу несколько сотрудников.

Все дело в том, что если в этой части все будут спать, то любое нападение на участок закончится для всех очень плачевно. Дежурная часть — это первый форпост и КПП полицейского участка.

Что до уголовного розыска, то это те самые оперативники, которых нам показывают в фильмах и сериалах. Они не всегда ходят в форме, а передвигаются по городу в основном в обычной гражданской одежде. В качестве основных задач у них:

  1. Исполнение поручений от следователей;
  2. Проверки по заявлениям и т.д.

Разумеется нельзя обойти стороной и следственный отдел. Это как раз те сотрудники (следователи), которые занимаются возбуждением уголовных дел например. Или проведением допросов. И они же занимаются управлением оперативников службы уголовного розыска. Именно тут работают непосредственно с уголовными делами.

Кстати, нельзя забывать о такой структуре как ПДН и участковые. В принципе, можно сказать что исполняют они одну и ту же задачу. А именно:

  1. Проверки по заявлениям;
  2. Прием заявлений.
  3. Ведение статистики.

Как показывает статистика, именно на ПДН и участковых приходится большая часть всех заявлений от граждан. Потому что они более мобильны, чем все остальные (если не считать ППС например).

Существует еще и такой отдел, как дознание. В принципе, по задачам он схож с тем, чем занимается следственный отдел. Но есть и различия. Например, они расследуют куда более легкие преступления, в сравнении с последними.

Что до выезда на преступления, то тут все предельно просто. Каждая служба и часть выделяет на 24 часа (обычная смена) своего сотрудника. И все они дружной компанией (или не всегда) выезжают на место преступления. Состав следующий:

  1. Следователь;
  2. Дознаватель;
  3. Оперативник;
  4. Участковый;
  5. Криминалист (эксперт, он выезжает не всегда).

Кроме того, к отделам закрепляются еще и патрули постовой службы. Или Росгвардии. Тут уже все зависит от территориальных особенностей и внутренних приказов.

Кроме того у каждой службы есть свой обособленный рабочий график. Например ППС может проверить адрес, и в случае чего передать информацию дежурному (об убийстве например). Ну а дальше на место выезжает та самая группа во главе со следователем и начинается работа.

А теперь разберемся с тем, как вообще устроено МВД.

Общие сведения об органах внутренних дел

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.

Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:

Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.

Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.

Внутренние войска МВД

Важное место в структуре ОВД РФ занимают внутренние войска МВД России.

Внутренними войсками МВД называют воинское объединение в структуре МВД Российской Федерации, осуществляющее деятельность, направленную на внутреннюю защиту государства в целом, охрану базовых прав и свобод, обеспечению безопасности в обществе.

Статус внутренних войск определяется законом № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (06.02.1997 г.)

Статья 2 указанного закона закрепляет задачи, поставленные государством перед внутренними войсками, такие как:

Отдельными правовыми актами государство может возложить на внутренние войска дополнительные функции, к примеру, внутренние войска соответствующим федеральным законом уполномочены принимать участие в защите объектов государственной охраны (закон № 57-ФЗ «О государственной охране», 27.05.1996 г.)

В систему внутренних войск входят следующие подразделения:

Функционирование всех подразделений, частей и соединений опирается на специализированные положения, утверждаемые МВД РФ. На данный момент таким руководством к работе служит Общее положение о соединении и воинской части внутренних войск МВД России. Данное положение утверждено соответствующим приказом № 884 (15.11.2003 г.)

Внутренние войска комплектуются посредством несения военной службы по контракту и посредством призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *