Как вести воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как вести воинский учёт в организации: пошаговая инструкция 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно абз. 2 п. 22 Рекомендаций, организацию учета, в том числе кандидатуры ответственных за него лиц, необходимо согласовать с военкомом по адресу нахождения предприятия (компании). Ответственности за нарушение такого правила нет. Ведь оно является рекомендацией и не считается обязательным к исполнению.

Образец приказа об организации воинского учета

Приказом об организации воинского учета устанавливаются обязанности соответствующих сотрудников по его ведению. Кроме того, в этом акте указывается, кто из работников будет заменять их в случае ухода на больничный, в отпуск или при увольнении.

В итоге ответственность за ведение ВУ несет руководитель организации. Он и обязан проводить проверку правильности ведения воинского учета на предприятии (компании).

Военкому отправляются ксерокопии 2 приказов:

  1. Об организации воинского учета.
  2. О назначении лица, ведущего ВУ.

III. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

26. При осуществлении воинского учета организации и их должностные лица выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности (согласно приложению N 8 к настоящим Методическим рекомендациям), наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона). Проверяют соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия. При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете для уточнения документов воинского учета;

б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащихся в документах граждан, принимаемых на воинский учет граждан;

в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

г) информируют военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, об обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

28. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:

а) выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;

б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом настоящими Методическими рекомендациями;

29. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций:

а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений) согласно приложению N 9 к настоящим Методическим рекомендациям. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

Читайте также:  Уборщик служебных помещений профстандарт минтруда

б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете согласно приложению N 10 к настоящим Методическим рекомендациям;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15 — и 16 — летнего возраста согласно приложению N 11 к настоящим Методическим рекомендациям, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в соответствии с приложением N 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400*(8) (указанные списки при наличии средств автоматизации представляются в электронном виде). Кроме того, приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, руководители образовательных учреждений представляют в военный комиссариат заполненные анкеты согласно приложению N 4 к указанной Инструкции;

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления в порядке согласно приложению N 12 к настоящим Методическим рекомендациям;

е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты в порядке согласно приложению N 13 к настоящим Методическим рекомендациям;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Ответственность организации

Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В ст. 21.1 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.

Административную ответственность за нарушения несет как руководитель компании, так и лицо, назначенное ответственным за его ведение. Действующие размеры штрафов — от 1000 до 5000 рублей (в зависимости от проступка).

Госдума одобрила в первом чтении законопроект №637094-7 об увеличении административной ответственности за нарушения. Поправки внесут в статьи 21.1–21.7 КоАП РФ. После их утверждения размер штрафа за то, что организация своевременно не представила в районный военкомат сведения о работниках, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, составит от 3000 до 10 000 рублей.

Оштрафуют руководителя и другое ответственное должностное лицо. При обсуждении законопроекта депутаты отметили, что, так как его внесли два года назад, некоторые суммы устарели, поэтому при подготовке поправок во втором чтении размеры штрафов еще раз изменят.

Документооборот по военно-учетной работе

Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, любые изменения данных у состоящих на учете сотрудников (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), и ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2 и карточка воинского учета, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, справка взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

С 8 января – новые правила воинского учета работников

8 января 2022 г. вступила в силу новая инструкция по организации воинского учета (Приказ Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. № 700 (зарег. в Минюсте 28 декабря 2021 г.).

Инструкция определяет, в частности, перечень, формы документов воинского учета, по которым ведется воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения; порядок проведения сверки сведений о воинском учете; показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, критерии оценки их деятельности.

Организациям придется заводить на каждого работника-призывника или военнообязанного карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации (форма приведена в приложении № 22 к новой инструкции). Ранее сведения о воинском учете вносились в личные карточки работников (форма Т-2).

Заполнять карточки необходимо на основании удостоверений призывников, военных билетов военнообязанных или временных удостоверений, выданных взамен военных билетов. Некоторые сведения (об образовании, семейном положении и пр.) необходимо уточнять у работника.

Новые карточки должны формироваться и вестись в электронном и бумажном видах. Бумажные карточки можно заполнять от руки разборчивым почерком без помарок и сокращений (записи о семейном положении, адресе места жительства или пребывания, номере телефона производятся карандашом) или распечатать заполненную карточку в электронном виде.

Читайте также:  Что делать, если виновник ДТП не вписан в ОСАГО

Карточки должны помещаться в соответствующие разделы картотеки:

  • первый раздел – карточки офицеров запаса;
  • второй раздел – карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
  • третий раздел – карточки военнообязанных запаса женского пола;
  • четвертый раздел – карточки призывников.

Картотека должна строиться в алфавитном порядке.

При наличии в организации на воинском учете свыше 500 граждан карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах о вручении мобилизационных предписаний, помещаются в пятый раздел картотеки.

В этом разделе карточки размещаются по номерам команд (партий) на основании данных пункта 7 карточки, в них – в алфавитном порядке (если военным комиссаром субъекта РФ не установлен иной порядок построения этого раздела картотеки).

Кто занимается воинским учетом

За ведение учетной документации отвечают:

  • директор организации;
  • начальник отдела кадров (или его заместитель);
  • делопроизводитель, секретарь.

Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС). В нормативах закреплено, чем занимается ВУС, — ведет учетную деятельность в учреждении, в котором работают от 2000 до 4000 военнообязанных человек. В небольших компаниях такие обязанности возлагаются на одного из сотрудников отдела кадров.

Независимо от наличия ВУС, ответственные специалисты выполняют следующие задачи.

  1. Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
  2. Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
  3. Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
  4. Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.

Кто подлежит первоначальной постановке на воинский учет

Ежегодно все 16-летние граждане мужского пола обязаны прибыть в военкомат в дату, установленную военкомом для первоначальной постановки на воинский учет.

Это происходит в период с 1 января по 31 марта. Кроме них, согласно ст. 9 ФЗ № 53, встать на первоначальный ВУ (в любое время года) обязаны следующие граждане:

  • не прибывшие в военкомат в приведенный срок (в течение 1 квартала);
  • ставшие гражданами РФ;
  • отсидевшие в тюрьме;
  • вернувшиеся в РФ на ПМЖ;
  • женщины, имеющие военно-учетную специальность, входящую в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.

Кто подлежит воинскому учету?

Основной правовой акт, устанавливающий обязанность ведения воинского учета в организациях, — Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (ред. от 16.04.2008) (далее — Положение). В частности, в его п. 9 указано, что воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны России. Из последних отметим Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, изданные Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г. (далее — Рекомендации).

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат:

  1. Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники).
  2. Граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные):
  • мужского пола, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению.

По норме п. 15 Положения не подлежат воинскому учету:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ);
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ России.

Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном Законом N 53-ФЗ порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета (п. 16 Рекомендаций).

Ответственность должностных лиц за неисполнение обязанностей по воинскому учету

Выше были перечислены обязанности работников, ответственных за ведение воинского учета в организациях. Согласно п. 54 Положения граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, КоАП РФ установлена ответственность за несколько видов нарушений правил ведения воинского учета. Рассмотрим их более подробно.

Статья 21.1 КоАП РФ определяет, что непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. Напомним, сроки представления данных списков указаны в пп. «в» п. 32 Положения.

Читайте также:  Разворот через двойную сплошную

Одной из форм военучёта служит система бронирования граждан. Предназначением этого действия является обеспечение необходимыми кадрами госструктур и теруправления в случае проведения мобилизационных мероприятий.

Регламент проведения резервирования прописан в законе о воинском учёте. По нормативам задачей спецучёта и бронирования является обеспечение учреждений, которые выполняют крайне важные для государства функции руководством, сотрудниками необходимой квалификации. В мирное время эти лица имеют статус военнообязанных, освобождённых от призыва при прохождении мобилизации. Эти же особы не призываются на военсборы в рамках срока наложения на них брони.

Основной характеристикой определения военизированного резерва складывается из соблюдения консенсуса создания баланса между существующими кадрами. Заключается это в равновесии между сотрудниками, важными для поддержания уровня работоспособности предприятия с работниками, которые могут пополнить личный состав ВС в случае надобности.

Одной из форм военучёта служит система бронирования граждан. Предназначением этого действия является обеспечение необходимыми кадрами госструктур и теруправления в случае проведения мобилизационных мероприятий.

Регламент проведения резервирования прописан в законе о воинском учёте. По нормативам задачей спецучёта и бронирования является обеспечение учреждений, которые выполняют крайне важные для государства функции руководством, сотрудниками необходимой квалификации. В мирное время эти лица имеют статус военнообязанных, освобождённых от призыва при прохождении мобилизации. Эти же особы не призываются на военсборы в рамках срока наложения на них брони.

Основной характеристикой определения военизированного резерва складывается из соблюдения консенсуса создания баланса между существующими кадрами. Заключается это в равновесии между сотрудниками, важными для поддержания уровня работоспособности предприятия с работниками, которые могут пополнить личный состав ВС в случае надобности.

Кто из сотрудников подлежит воинскому учёту

Правильность проведения ВУ состоит в первоначальном принятии на учёт всех военнообязанных работников компании. К ним относятся:

  • Лица призывного возраста, но не служившие в ВС.
  • Особы с полученным военным билетом.

Не подлежат учёту и не относятся к военнообязанным следующие сотрудники:

  • женщины (кроме лиц с военно-учетной специальностью);
  • освобожденные по ФЗ №53 от исполнения воинской обязанности лица;
  • проходящие военную (альтернативную) гражданскую службу;
  • постоянно живущие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров сотрудники службы внешней разведки России и ФСБ России в запасе.

Определить, кто из работников подлежит для регистрации как военнообязанный, можно по спецотметке на 13-й странице гражданского документа. Сделать это необходимо при первичном приеме документов при трудоустройстве.

Пошаговая инструкция организации воинского учёта в 2020

Осуществление военучета является не тяжёлой процедурой для обученных делопроизводителей. Но если пренебрегать качественным выполнением обязанностей, то организация может попасть на денежные санкции. Поэтому стоит пошагово разобрать порядок реализации военучета в компаниях:

  • Важно встать своевременно на учет в райвоенкомате. Временной регламент — в течение пяти дней с момента записи об открытии юрлица в ЕРГЮЛ. Для регистрации руководитель обращается в райкомиссариат по место принадлежности фирмы. Если учреждение изменяет свой юр. адрес, то принадлежность к комиссариату меняется одновременно. И регистрацию нужно проходить уже по новому адресу.
  • Разработать для ответственного за военучет лица инструкцию, в которой чётко закрепить его обязанности. Специальной редакции такой инструкции не утверждено. Можно по примеру, полученному в комиссариате или скаченному в интернете, создать её самостоятельно под своё предприятие.
  • Назначить приказом сотрудника, который будет вести ВУ. Ограничений по выбору уполномоченного нет. Вести его может первое лицо компании, а также иные назначенные им сотрудники, включая совместителей. Чтобы правильно вменить избранному сотруднику обязанность, следует внести дополнительные пункты в его должностную инструкцию.
  • Получить в райвоенкомате согласование мероприятий. По инструкции ведения ВУ, в каждой организации разрабатывается план мероприятий по ВУ. Организация составляет его по своему усмотрению. В бланке фиксируются сроки мероприятий и указывается ответственный за их проведение специалист. Вести отчётность по выполненным пунктам плана также его работа.
  • Составление отчётности. Для получения полной информации военучёту разработаны и внедрены отчёты разных форм со своими сроками сдачи. Сданные сведения подшиваются в папки и хранятся не менее трёх лет.

Представленная пошаговая инструкция может быть дополнена уполномоченным лицом в организации на основании особенности специфики учёта.

Составы и воинские звания граждан, пребывающих в запасе

Составы военнослужащих Воинские звания
войсковые корабельные
Солдаты, матросы, сержанты, старшины рядовой ефрейтор младший сержант сержант старший сержант старшина матрос старший матрос старшина 2 статьи старшина 1 статьи главный старшина главный корабельный старшина
Прапорщики и мичманы прапорщик старший прапорщик мичман старший мичман
Офицеры:
младшие офицеры младший лейтенант лейтенант старший лейтенант капитан младший лейтенант лейтенант старший лейтенант капитан-лейтенант
старшие офицеры майор подполковник полковник капитан 3 ранга капитан 2 ранга капитан 1 ранга
высшие офицеры генерал-майор генерал-лейтенант генерал-полковник генерал армии контр-адмирал вице-адмирал адмирал адмирал флота
Маршал Российской Федерации


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *