Мишустин: владельцы подсобных хозяйств получат субсидии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мишустин: владельцы подсобных хозяйств получат субсидии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы заручиться материальной поддержкой государства, иметь возможность получить безвозмездную субсидию для персонального фермерского хозяйства, у гражданина в собственности должен быть земельный участок размером не больше 0,5 га. В некоторых областях на местах принято решение увеличить эту цифру в 5 раз (но не более).
Что представляет собой «Агростартап»?
Агростартап – это возможность получить у государства на безвозмездной основе до 3 млн рублей на развитие своего хозяйства, или до 4 млн рублей, если хозяйство состоит в кооперативе.
Деньги будут предоставлены на условии софинансирования. Фермер должен определиться, сколько денег ему необходимо на создание и развитие хозяйства: не более 90% от этой суммы (без учёта НДС и транспортных расходов) предоставит государство и не менее 10% фермеру придётся вложить собственных средств.
Деньги выделяются на конкурсной основе. Претенденту на грант нужно будет представить в минсельхоз бизнес-план (проект создания и развития) своего хозяйства. Все бизнес-планы будут оцениваться по специальной шкале (см. ниже), составленной в соответствии с приоритетами региона (например, если приоритет – молочное животноводство, то проекты молочных ферм будут получать больше баллов, чем проекты тепличных хозяйств). По сумме баллов будут определены победители конкурса – они-то и получат господдержку.
Каким грантополучателям отдадут предпочтение на конкурсе?
По предварительным данным, оценка заявок на грант будет проводится по следующей шкале.
1. Направление деятельности в соответствии с бизнес-планом:
- развитие молочного скотоводства, выращивание многолетних насаждений и виноградников – 3 балла;
- развитие мясного скотоводства, кролиководства – 2 балла;
- иные виды деятельности – 0 баллов.
2. Наличие у участника конкурсного отбора животноводческих помещений – для участников конкурсного отбора животноводческого направления:
- имеется в собственности и/или аренде на срок 5 и более лет – 3 балла;
- документы находятся в стадии оформления в собственность и/или аренду на срок 5 и более лет – 2 балла;
- планируется приобретение и (или) строительство и (или) реконструкция согласно бизнес–плану – 1 балл;
- иное – 0 баллов.
3. Наличие поголовья сельскохозяйственных животных молочного направления, в том числе как у владельца личного подсобного хозяйства:
- от 4 и более голов – 2 балла;
- от 1 до 3 голов – 1 балл;
- отсутствует – 0 баллов.
4. Наличие кормовой базы (в соответствии с потребностью, указанной в бизнес–плане)
- кормовой базы обеспечен полностью за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 2 балла;
- кормовой базой обеспечен частично за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 1 балл;
- корм планируется приобретать на основании договоров на поставку кормов на 5 лет – 0 баллов;
5. Каналы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой участником конкурсного отбора:
- организация собственного перерабатывающего производства (в том числе через кооператив, членом которого является КФХ) – 3 балла;
- через перерабатывающие организации (предприятия) – 1 балл;
- иные направления сбыта произведенной продукции – 0 баллов.
6. Размер запрашиваемого гранта:
- не более 50 процентов от максимального размера гранта – 2 балла;
- от 50 процентов, но не более 90 процентов от максимального размера гранта – 1 балл;
- от 90 процентов до 100 процентов от максимального размера гранта – 0 баллов.
7. Наличие у участника конкурсного отбора собственных средств для софинансирования средств гранта:
- от 30 процентов затрат – 2 балла;
- от 15 процентов, но не более 30 процентов затрат – 1 балл;
- не более 15 процентов – 0 баллов.
8. На дату подачи заявки постоянное проживание участника конкурсного отбора на сельской территории муниципального образования Ростовской области по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства:
- постоянно проживает свыше 5 и более лет – 2 балла;
- постоянно проживает свыше 1 года, но не более 5 лет – 1 балл;
- планирует переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства – 0 баллов.
9. Состав семьи участника конкурсного отбора на дату подачи заявки:
- 3 и более детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 2 балла;
- 2 детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 1 балл;
- иное – 0 баллов.
Кто может получить субсидию?
Субсидию могут получить граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», если они выращивают картофель и овощи в открытом грунте, в том числе из элитных семян.
Государство может возместить расходы:
-
на закупку посадочного материала (из расчёта на 1 гектар посевной площади)
-
производство овощей (из расчёта на 1 тонну реализованных овощей). Имеются в виду расходы на подготовку к реализации (сбор, упаковка, доставка и т. д.).
ЭКСПЕРТИЗА СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЭКСКЛЮЗИВНО!
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
Какие налоги придется платить
Выручка от продажи продукции, произведенной в ЛПХ, не облагается налогами. НДС также платить не придется, поскольку этот налог распространяется только на ИП и организации. Единственная регулярная плата — земельный налог, примерно 0,3% от кадастровой стоимости участка.
По действующему законодательству, не облагаются налогом доходы от продажи продуктов животного и растительного происхождения, однако для освобождения от уплаты налогов необходимо соблюдать два условия:
- Площадь земельного участка не должна быть больше установленной законом № 112-ФЗ. Допустимый размер участка ‑ 0,5 га, если по решению местной администрации не выделен надел большего размера.
- Личное подсобное хозяйство ведется без привлечения наемных рабочих.
Чтобы освободиться от налогов, необходимо получить документ подтверждающий, что урожай, мясо и другая продукция произведены на участке разрешенной законом площади. Справку должна выдать местная администрация или правление дачного (садоводческого) товарищества.
Однако, есть нюансы, на которые стоит обратить внимание:
- Если вы решите производить на своем участке биогумус, биогрунт и т.п. и продавать его оптом или в розницу, вас могут обязать уплатить налоги. Удобрения не считаются продуктом животноводства, их производство рассматривается как результат предпринимательской деятельности, и, следовательно, подлежит налогообложению. Также законодатель не относит дерн и почвенные смеси к продуктам растениеводства.
- Для получения освобождения от налогов нужна справка только из администрации населенного пункта или правления некоммерческого объединения (садоводческого, дачного). Документ, выданный другой организацией, недействителен.
- От налога освобождаются только доходы от продажи продукции, произведенной в ЛПХ. Если вам удастся получить государственную субсидию — налоги придется платить. Не облагаются суммы, полученные из бюджета на возмещение процентов по целевому кредиту, остальные средства по субсидиям подлежат налогообложению.
Виды субсидий, предоставляемых владельцу личного подсобного хозяйства
Направления, в которых оказывается государственная поддержка, установлены ст. 7 Федерального закона № 112 от 7.07.2003.
Согласно положениям статьи, государственная поддержка ЛПХ ведется по следующим направлениям:
- формирование всей необходимой инфраструктуры в непосредственной близости от ЛПХ (в частности, средства связи, транспортное сообщение, обеспечение электричеством, газом и водой и т.д.), а также на формирование сельскохозяйственных кооперативов, позволяющих облегчить процедуру переработки и сбыта произведенной продукции;
- создание организационно-правовых, экологических и социальных условий, позволяющих обеспечить нормальное функционирование ЛПХ, а также предоставление владельцам таких хозяйств доступа к научным разработкам и технологиям.
Государственная поддержка
Земли населенных пунктов ЛПХ могут быть использованы, как для выращивания овощей, фруктов, так и для размещения различных строительных объектов, в том числе жилого дома. На законодательном уровне определено, что органы местного самоуправления или госвласти вправе определять меры поддержки личных подсобных хозяйств по следующим направлениям:
- организация инфраструктуры;
- создание кооперативов (сбытовых, обслуживающих, сельскохозяйственных и др., например ТЛПХ);
- разработка, внедрение организационно-правовых, экологических и социальных условий;
- организация искусственного осеменения, бесплатного медосмотра животных;
- выполнение мероприятий по повышению качества скота и др.
Нужно ли оформлять ЛПХ
В пределах деятельности ЛПХ каждый гражданин РФ имеет полное юридическое право осуществлять любую деятельность в сельскохозяйственном направлении. Изначально предполагается, что при ведении такой деятельности граждане производят товар для своих нужд, но излишки могут быть реализованы.
В сравнении с крестьянским видом фермерской деятельности, при ЛПХ нет необходимости регистрировать свою трудовую деятельность в налоговой инспекции. Помимо этого, на такой тип осуществления трудовой деятельности не распространяются требования по ведению отчетов и остальных документов.
Благодаря этому, ЛПХ предоставляет немало возможностей:
- предоставляется возможность реализовывать сельскохозяйственную продукцию;
- отсутствует необходимость в предоставлении отчетов;
- санитарная и прочая служба не имеет права на внезапную проверку, поскольку человек не является индивидуальным предпринимателем;
- ЛПХ находиться под поддержкой государственной и региональной власти (субсидиями). Более того, в некоторых районах РФ региональные органы местно самоуправления предоставляют даже торговые места на рынках.
Но при этом необходимо помнить: при ЛПХ налоги нужно уплачивать (на доходы). По большому счету, всю прибыль можно указать в декларации.
Открыть ЛПХ можно на приобретенном или предоставленном в аренду участке при условии, что земельный участок имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. Регистрировать ЛПХ как юридическое лицо не нужно — заниматься выращиванием фруктов и овощей или разведением животных и птицы можно с момента получения права на землю.
«Учет всех ЛПХ на территории ведет местный департамент земельных и имущественных отношений. Чтобы узаконить хозяйство, достаточно обратиться в администрацию поселения для внесения данных о вашем новом хозяйстве в похозяйственную книгу», — говорит член Российской гильдии риелторов Андрей Паньшин.
При оформлении подсобного хозяйства потребуются следующие сведения:
- Ф. И. О. и дата рождения хозяина или арендатора земли, а также данные о членах семьи;
- площадь участка и его кадастровый номер;
- поголовье животных и (или) птицы, количество ульев;
- перечень сельхозтехники, оборудования и транспортных средств.
II. Личные подсобные хозяйства в ХХI веке
В результате анализа материалов по развитию личных подсобных хозяйств членами согласительной комиссии предложена следующая концепция Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»:
1. Закон устанавливает (статья 2), что личное подсобное хозяйство — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Реализация гражданами этой продукции также не является предпринимательской деятельностью. Это означает, что платить налоги с полученных доходов от личного подсобного хозяйства не надо.
2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок, полученный или приобретенный ими для этих целей. Дополнительной регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 3 Закона.
Те граждане, которые имеют свидетельства о праве собственности, о праве пожизненного наследуемого владения или о праве постоянного (бессрочного) пользования либо заключили договор аренды на земельный участок, могут не беспокоиться — закон их признает. Гражданам, которые имеют на руках только выписку из решения правления колхоза или из приказа директора совхоза о предоставлении им земельного участка для ведения личного хозяйства (о предоставлении приусадебного участка), лучше переоформить свои права на землю в районных регистрационных палатах. После этого у них также проблем не возникнет.
3. Закон устранил противоречия с Земельным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым (статьи 78 и 81) личные подсобные хозяйства отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям поселений, где они фактически находятся.
Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 4 настоящего Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок), который имеет правовой режим категории земель поселений, и земельный участок за черной поселений (полевой земельный участок), который имеет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
На приусадебном земельном участке разрешается возводить жилые, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Сооружения, например загон для скота, оборудованное место дойки, водопоя или мелиоративные сооружения, навесы для защиты от дождя и другие подобные сооружения возводить на нем можно.
4. При ведении личного подсобного хозяйства разрешается выращивать все виды сельскохозяйственных культур, включая использование теплиц без ограничения их площади, содержать все виды сельскохозяйственных животных, пчел и птицы без ограничения их поголовья и количества, но с соблюдением экологических и санитарно-гигиенических требований (ст.6 Закона). В случаях, если гражданин захочет разводить крокодилов или калифорнийских червей, то ему уже придется платить налоги, т.к. такой вид деятельности для личного подсобного хозяйства не предусмотрен.
5. Закон предписывает (п.4 ст.4) органам местного самоуправления установить максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых из государственных и муниципальных земель в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а также предписывает субъектам Российской Федерации (п.5 ст.4) устанавливать максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться у граждан одновременно на праве собственности и(или) ином праве (праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды).
В случае, если установленный максимальный размер общей площади будет превышен, то гражданин должен в течение года либо произвести отчуждение сверхнормативной площади (продать, подарить, отказаться), либо пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства и платить налоги от доходов с продажи выращенной продукции.
Законодатель ввел это ограничение в целях предотвращения случаев приобретения в собственность или аренду десятков и даже сотен гектаров для ведения личного подсобного хозяйства и реализации больших объемов сельскохозяйственной продукции, не облагаемой подоходным налогом.
6. На личные подсобные хозяйства решено распространить меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п.3 ст.7).
Как уже отмечалось, личные подсобные хозяйства производят значительную долю продовольствия и, значит, должны поддерживаться государством так же, как и сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства.
7. Ряд граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не имеют другого постоянного места работы и у них не идет трудовой стаж. Теперь им разрешено (ст.9 Закона) добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и таким образом зарабатывать себе пенсию.
Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства
1. Определение личного подсобного хозяйства, закрепленное в комментируемой статье, имеет два важных аспекта.
Во-первых, личное подсобное хозяйство — это форма непредпринимательской деятельности.
Во-вторых, эта деятельность ограничивается деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1 комментируемой статьи) и деятельностью по реализации этой продукции (п.4 настоящей статьи). Кроме того, в пункте 2 комментируемой статьи закреплено, что ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции.
Из этого следует, что личное подсобное хозяйство отличается от другой формы деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, т.е. от крестьянского (фермерского) хозяйства. Первые относятся к хозяйствам потребительского типа, а вторые являются субъектами предпринимательской деятельности. В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.
Прямо рассматриваемый Федеральный закон не устанавливает, каким может быть соотношение доли продукции, используемой для личных потребностей гражданина и членов его семьи и доли товарной продукции, направляемой на реализацию. Косвенно же этот вопрос предлагается решить путем установления максимального размера общей площади земельных участков, которые используются личным подсобным хозяйством на любом праве (п.5 ст.4 Закона).
О некоммерческой (непредпринимательской) деятельности личного подсобного хозяйства свидетельствуют многие обстоятельства. Личное подсобное хозяйство не подлежит государственной регистрации (пункты 1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2 ст.3 Закона) и не облагается подоходным налогом.
В соответствии с подпунктом 13 части первой статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые ими от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде. Указанные доходы освобождаются от налогообложения при условии предоставления гражданином документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена на принадлежащем гражданину или членам его семьи земельном участке, используемого для ведения личного подсобного хозяйства.
2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и(или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи на земельном участке, предоставленном и(или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Эта правовая норма поставила точку в вопросе о том, кого следует считать главой личного подсобного хозяйства и с какого возраста (как было прежде установлено в колхозном дворе). Комментируемый Федеральный закон не вводит понятий «глава» и «члены личного подсобного хозяйства». Оно ведется гражданином на земельном участке, предоставленном и(или) приобретенном им для этих целей совместно с членами его семьи. При этом допускается, что член семьи может и не проживать совместно с этим гражданином.
3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих это личное подсобное хозяйство.
Из этого следует, что граждане сами должны определить причитающуюся каждому из них долю в этой продукции (согласно пунктам 1 и 2 статьи 245 и пунктам 1 и 3 статьи 252 ГК РФ по соглашению между ними либо в судебном порядке) или владеть, пользоваться и распоряжаться этой продукцией сообща без определения своих долей (согласно статье 253 ГК РФ по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из них совершается сделка).
Однако данные нормы гражданского законодательства входят в некоторое противоречие с земельным законодательством. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 40 и пункту 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор земельного участка имеют право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, т.е. по земельному законодательству продукция, произведенная в личном подсобном хозяйстве, должна быть в собственности гражданина, которому принадлежит земельный участок, предоставленный и(или) приобретенный им.
Таким образом, законодательство допускает три вида собственности на сельскохозяйственную продукцию, произведенную и переработанную при ведении личного подсобного хозяйства:
1) совместную собственность гражданина и членов его семьи (ст.253 ГК РФ);
2) долевую собственность гражданина и членов его семьи (статьи 245 и 252 ГК РФ);
3) собственность гражданина, права которого на земельный участок прошли государственную регистрацию (статьи 40 и 41 ЗК РФ) или совместную собственность этого гражданина и его супруги (ст.256 ГК РФ).
ФЗ о личном подсобном хозяйстве
Подобная деятельность регулируется законом. А именно — 112 ФЗ РФ под названием «О личном подсобном хозяйстве», вышедшим в 2003 году (7 июля). В первом пункте статьи номер 2 данного нормативного акта приводится определение понятия личного подсобного хозяйства. ЛПХ — это форма деятельности, связанной с производством и переработкой сельхозпродукции. Причем данная деятельность считается непредпринимательской.
Ведется ЛПХ (личное подсобное хозяйство) гражданином в одиночку либо с привлечением членов семьи с целью удовлетворения собственных потребностей личного характера на участке земли, приобретенном либо предоставленном специально для данной цели.
Та сельхозпродукция, что выращивается и перерабатывается, в данном случае относится к собственности ведущего ЛПХ гражданина, а процесс ее реализации не является предпринимательской деятельностью. Регистрировать ЛПХ отдельно не следует. Право заниматься подобной деятельностью (производство и переработка сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией) возникает сразу же после регистрации права собственности либо аренды на указанный земельный участок. Согласно упомянутому ФЗ номер 112 гражданин, ведущий ЛПХ, — это товаропроизводитель в сфере сельского хозяйства (аналогично фермеру либо сельхозпредприятию).
Что еще влияет на развитие ЛПХ
Законодательством РФ предусмотрено распространения на ЛПХ тех мер государственной поддержки, которые предоставляются за счет федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям. Субъекты РФ принимают программы по социально-экономическому развитию не только сельских поселений, но и ЛПХ. В пределах собственных полномочий они определяют, в какой форме, размерах и порядке будет производиться поддержка ЛПХ на собственной территории совместно с обслуживающими их сельхозкооперативами и прочими организациями.
Право вступления в правоотношения обязательного пенсионного страхования ведущим ЛПХ гражданам предоставляется на добровольной основе.
Когда прекращается ведение ЛПХ? Это происходит в случае прекращения прав на тот земельный участок, где оно ведется.
Поддержка личных подсобных хозяйств граждан является одним из приоритетов государственной политики. Для поддержки граждан могут быть предоставлены субсидии:
- При покупке бензина или других горюче-смазочных материалов;
- разведении пород крупного рогатого скота;
- при покупке оборудования;
- с целью покупки некоторых ветеринарных препаратов;
- для осеменения КРС;
- когда требуется купить удобрения.
Для того, чтобы обратиться за получением помощи, нужно подготовить пакет документов. В него входят:
- Заявление от лица, претендующего на получение помощи.
- Документы, которые подтверждают фактически понесённые расходы.
- Предоставленная администрацией выписка, сделанная из похозяйственной книги.
- Перечень имеющегося крупного рогатого скота.
- Документы на имеющийся транспорт.
- Акты выполненных работ.
От того, находится ли участок ЛПХ в границах населённого пункта или за их пределами, зависит разрешённое законодательством его использование:
- На приусадебном земельном участке можно выстроить жилой дом и любые другие строения (с соблюдением правил, одинаковых для всех – строительных, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих, а также можно производить сельхозпродукцию (любую: сажать растения, разводить животных и птицу, поставить пасеку). В жилом доме, выстроенном на приусадебном земельном участке, можно зарегистрироваться по месту жительства, а также возможно получить имущественный налоговый вычет.
- На полевом земельном участке можно только производить сельхозпродукцию и возводить для этого некапитальные строения (без фундамента). Жилой дом строить запрещено, а если он будет построен, его могут обязать снести. Естественно, о прописке в таком доме и речи не идёт.
Минимальный/максимальный размер участка ЛПХ
Участок ЛПХ может быть предоставлен в собственность или приобретён.
Если земля выдаётся органами местного самоуправления или государством, то размер участка (минимальный и максимальный) будет ограничен нормами, установленными органами местного самоуправления. Так, во Владимире может быть предоставлен участок от 0,04 га до 0,15 га. В городе Чебоксары – от 1200 до 1500 кв. м.
У одной семьи (одного ЛПХ) в собственности (или на ином праве) может находиться ограниченное количество земли, по общему правилу — 0,5 га. Региональное законодательство может увеличить это количество, но не больше чем в 5 раз. Во Владимирской области участок ЛПХ может быть размеров до 2,5 га, в Чувашской Республике — не должен быть больше одного гектара.
Отличия ЛПХ от ИЖС
ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) — вид использования земельного участка, при котором гражданин либо самостоятельно выстраивает себе дом на этом участке, либо дом строится целиком и полностью за его. При этом построенный дом имеет законодательно установленные ограничения по этажности (не более трёх) и составу проживающих (одна семья).
И ЛПХ, и ИЖС предназначены для некоммерческого использования, т.е. не предполагают извлечения прибыли.
Тем не менее различия имеются:
- На любом участке ИЖС разрешено строительство жилого дома с дальнейшим оформлением регистрации по месту жительства. На участке ЛПХ возведение жилого дома разрешено, только если участок находится в границах населённого пункта (регистрация по месту жительства в таком доме также возможна).
- Земельный налог на участок ИЖС намного выше, чем аналогичный налог на земли сельхозназначения. По этому параметру приусадебный земельный участок не отличается принципиально от участка ИЖС (размер процентной ставки либо одинаков, либо отличается незначительно — например, ставка земельного налога в городе Владимир составляет 0,3% и для участков ИЖС, и для участков ЛПХ), и только полевой земельный участок без права строительства обойдётся дешевле.
- На участке ИЖС разрешено выращивание сельскохозяйственных культур. На участке ЛПХ можно заниматься не только растениеводством, но и животноводством в любых масштабах.
- На участке ИЖС строительство жилого дома является обязанностью владельца (как минимум в течение трёх лет работы следует начать, иначе владельца можно будет привлечь к ответственности за нецелевое использование земли), в то время как на участке ЛПХ строительство жилого дома является лишь правом владельца.