Налоговая система Российской Федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая система Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
-
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
-
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.
Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.
Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.
Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
-
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
-
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.
Понятие налогов возникло еще в древние времена, когда возникли первые государства. Тогда налоги называли «дань», «подать», они носили бессистемный характер и взымались по мере необходимости. В Древней Греции, например, налоги взымались только во время войны на нужды армии, а в мирное время налогов не было.
Итак, налог – это обязательный и безвозмездный платеж, который взымают различные органы государственной власти на принудительной основе. Цель сбора – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципалитета.
Рынок труда. Спрос и предложение труда.
Для исчисления суммы налога применяется налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. По федеральным налогам они устанавливаются НК РФ (в случаях, прямо указанных в Кодексе, ставки по федеральным налогам могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Кодексом), а по региональным и местным – соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.
Существует несколько видов налоговых ставок.
Твердая налоговая ставка определяется в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от величины доходов.
Пропорциональная налоговая ставка означает взимание налога в равных долях независимо от размера дохода (адвалорные).
Прогрессивная налоговая ставка предполагает увеличение процента изъятия дохода по мере возрастания размеров этого дохода.
То же относится к стоимости имущества. Различают простую прогрессию, при которой налоговая ставка возрастает по мере увеличения дохода для всей суммы дохода, и сложную, когда доход делится на части, каждая из которых облагается по своей ставке, превышающей предыдущую. Существует также регрессивная налоговая ставка, при которой чем ниже доход, тем выше процент налогового изъятия по отношению к сумме дохода.
Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (ст. 54 НК РФ). Если невозможно определить конкретный период, корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.
Единица обложения – единица измерения объекта налогообложения (в денежном или натуральном измерении в зависимости от налога).
Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком.
Источник налога – материальный фонд, за счет которого уплачивается налог, – капитал или доход налогоплательщика в зависимости от вида налога.
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
1. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности (все остальные принципы, как считал А. Смит, занимают подчиненное данному принципу положение).
2. Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.
3. Принцип определенности, из которого следует что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.
4. Принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
5. Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков и экономичности (эффективности).
Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.
Согласно принципу справедливости каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.
Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала ХIХ в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другими проявлениями этого принципа являются информированность налогоплательщика (обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее) и простота исчисления и уплаты налога.
Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.
Виды налогов и основания их классификации.
Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.
1. В зависимости от плательщика:
1) налоги с организаций — обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплателыциковорганизаций,в том числе налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др. 2) налоги с физических лиц — обязательные платежи, взимаемые синдивидуальных налогоплательщиков — физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
3) общие налоги для физических лиц и организаций — обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационноправового статуса. Наличие общихналогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог).
2. В зависимости от формы обложения:
1) прямые (подоходноимущественные) — налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль и др.). Прямые налоги подразделяются на:
• личные — налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций);
• реальные — налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается.Ставки реальных налогов рассчитываются, как правило, по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков (например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес, земельный налог);
2) косвенные (на потребление) — налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ, определяемые размером потребления, включаемые в виде надбавки к цене товара и уплачиваемые потребителем (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.); при косвенном налогообложенииформальным плательщиком выступает продавец товара (работ, услуг), являющийся как бы посредником между государственной казной и потребителем товара (работ, услуг), а реальным же плательщиком налогаявляется потребитель (именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные).
3. По территориальному уровню:
1) федеральные налоги — устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти — Государственной Думой РФ. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ (например, единый социальный налог, водный налог, акцизы);
2) налоги субъектов РФ — налоги, перечисленные в НК РФ, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортныйналог, налог на игорный бизнес);
3) местные налоги — налоги, устанавливаемые НК РФ, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на имущество физических лиц).
4. В зависимости от канала поступления:
1) государственные — налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты;
2) местные — налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
3) пропорциональные — налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам;
4) внебюджетные — налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды.
5. В зависимости от характера использования:
1) налоги общего значения, используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расхо
дуются; таковыми являются большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации;
2) целевые налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретноопределенных мероприятий (например, земельный налог).
6. В зависимости от периодичности взимания:
1) разовые — налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, единый налог на вмененный доход);
2) регулярные налоги — взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.).
5.Налоговая система.Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения.
Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методових взимания. Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Законодательство о налогах и сборах состоит из:
-законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах);
-законодательства субъектов РФ о налогах и сборах (законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налоговым кодексом);
-нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятых представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.
Нормативные акты иного уровня в категорию законодательства о налогах и сборах не входят.
Определение несоответствия актов налогового законодательства Налоговому кодексу. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим кодексу, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:
-издан органом, не имеющим права издавать подобного рода акты, либо с нарушением установленного порядка издания;
-отменяет или ограничивает установленные кодексом права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;
-изменяет определенные кодексом обязанности участников налоговых правоотношений, а также иных лиц, обязанности которых установлены Налоговым кодексом;
-запрещает разрешенные кодексом действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей и др.
Элементы налога (понятие и перечень)
Элементы налога – это составные части платежа, принципы формирования самих этих обязательных перечислений.
К элементам налогов относятся следующие понятия (каждое из которых по всем видам налогов рассмотрено в соответствующих главах НК РФ):
- Плательщик налога;
- Объект обложения;
- База по налогу;
- Единица налогообложения;
- Льготы по налогу;
- Ставка;
- Правила расчета;
- Оклад по налогу;
- Источник;
- Период;
- Срок перечисления;
- Порядок перечисления.
Принципы построения налоговой системы в РФ
Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:
- Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
- Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
- Налоги не имеют права быть дискриминационными — по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
- Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
- Налоги не могут быть произвольными.
- Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
- Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
- Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
- Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.
Налог – это обязательная, безвозмездная выплата, взимаемая с граждан и организаций в пользу государства с целью обеспечения его деятельности.
Сбор – обязательный взнос, который взимается с физических лиц и организаций в качестве условия совершения государством юридически-значимых действий, например, предоставление прав или передачу разрешений/лицензий.
Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут быть «операции по реализации товаров/работ/услуг, имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров/работ/услуг либо иной объект».
Налоги – главный источник финансирования деятельности государства, однако они выполняют и ряд других, не менее значимых функций:
- Фискальная заключается в том, что из налогов формируется государственный бюджет.
- Регулирующая заключается в том, что с помощью налогов государство может стимулировать или тормозить производство тех или иных товаров.
- Контролирующая заключается в том, что государство через налоги наблюдает за деятельностью экономических субъектов.
- Социальная или перераспределительная заключается в том, что с помощью налогов государство может уменьшить финансовое неравенство между гражданами.
- Экономическая состоит в том, что с помощью понижения налогов государство может стимулировать экономическую деятельность предпринимателей.
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) дает следующее определение понятию налог: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.» (статья 8, пункт 1 НК РФ). [2]
Для того чтобы налог считался установленным, необходимо в обязательном порядке определить налогоплательщика и обязательные элементы налога, такие как: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка (чаще указана в виде процента от налоговой базы), порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.[3] Обязательность выполнения описанных условий закреплена статьей 17 НК РФ. [4]
В свою очередь согласно статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации существуют три группы налогов:
- федеральные
- региональные
- местные. [5]