Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комитет ставропольского края по государственным закупкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно ч. 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ «При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения».

Права и обязанности заказчика

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

Обязанности государственного заказчика установлены ст. 6.2 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Например, заказчик обязан:

  • разрабатывать с привлечением головного исполнителя, исполнителей, определенных в установленном порядке, предложения по объему поставок продукции по государственному оборонному заказу и его основным показателям;
  • организовывать и осуществлять размещение заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу;
  • формировать начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов и цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика;
  • заключать государственные контракты и принимает необходимые меры по их исполнению;
  • присваивать каждому государственному контракту идентификатор государственного контракта и указывает его в государственном контракте;
  • включать в государственный контракт условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке и др.

Права и обязанности головного исполнителя

Закон №275-ФЗ наделяет головного исполнителя правами в сфере государственного оборонного заказа (ст.7.2 275-ФЗ).

Например:

  • запрашивать у исполнителей информацию, касающуюся исполнения контрактов;
  • получать от федерального органа в области обороны доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа и др.

Но помимо прав, законом установлены и обязанности. В частности, головной исполнитель обязан, например (ст. 8 275-ФЗ):

  • определить состав исполнителей, обосновывать с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам);
  • по согласованию с государственным заказчиком выбирать уполномоченный банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении;
  • уведомлять (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета;
  • включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями;
  • соблюдает режим использования отдельного счета и др.

Судебное разбирательство по договорам поставки

В рамках судебного разбирательства по договорам поставки, ключом к успеху является правильно составленная и оформленная документация, подтверждающая факты отгрузки, получения товара, подписанные обеими сторонами товарные накладные, акты сверки и любые другие документы, достоверно подтверждающие исполнение сторонами условий договора.

Однако если часть документов утеряна, или не была оформлена надлежащим образом, в качестве доказательства могут выступать также свидетельские показания и переписка сторон. Причем допускается использование как переписки по почте, так и электронной. Для удобства и экономии времени можно указать в договоре, что стороны признают юридическую силу документов, направленных по электронной почте, и обязательно указать адреса электронной почты, с которых будет вестись переписка между сторонами. Если иск заявлен по качеству товара, может потребоваться проведение экспертизы, которой будет установлено соответствие или несоответствие поставленного товара требованиям, согласованным в договоре.

Изменения с 2021 года

Начиная с 1 января 2021 года составление и подписание документов о приемке товаров стало доступно в ЕИС (Единой информационной системе).

Теперь можно вести работу в электронной форме, а письма ФНС и Казначейства за номерами № АС-4-15/26126 и № 14-00-06/27476 подробно разъяснили, что онлайн-версии документов, которые подписываются цифровой подписью, равнозначны по юридической силе бумажным вариантам, подписанным собственной рукой.

Для того чтобы осуществлять документооборот с использованием ЕИС, необходимо указать в контракте следующие пункты:

  • определить возможность обмена документами, подписанными цифровой подписью о получении партии товара и прочих процедурах и характеристиках в электронной форме;
  • принимать электронные формы сопроводительных и подтверждающих документов, вроде счетов, передаточных и корректировочных бумаг и т.п. в качестве первичных учетных документов.
Читайте также:  Правила заполнения трудовых книжек 2024 году новые

Интерфейс ЕИС содержит весь необходимый функционал для осуществления вышеописанного документооборота, и при желании обоих сторон, заказчика и поставщика, может служить юридической онлайн площадкой для обмена документами о факте передачи и приемки товара в электронной форме.

Для этого необходимо иметь действующий контракт с соответствующими пунктами и выполнить два простых шага:

  1. Найти в реестре контрактов действующий текущий контракт в фазе исполнения.
  2. В контекстном меню данного контракта выбрать пункт «Предусмотреть формирование документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».

После этого, поставщик в своем личном кабинете найдет соответствующий контракт и сможет передавать документы в цифровом виде.

Особенности заключения контрактов по ГОЗ

Основные требования к государственным контрактам, заключаемым в целях исполнения ГОЗ, определены Положением, утвержденным ПП № 1275. В соответствии с ним в договоре, заключаемом с единственным исполнителем, указывается вид цены на поставляемую продукцию. В зависимости от вида цены на продукцию рекомендуется:

  • устанавливать твердую цену, в случае если госконтрактом устанавливается фиксированная цена на продукцию. Она согласовывается сторонами в форме протокола. Его составляют в произвольной форме.
  • указывать ориентировочное значение цены, в том числе предельное ориентировочное значение по согласованию между заказчиком и единственным исполнителем, в случае если контрактом устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию;
  • указывать формулу цены и ее максимальное значение, в случае если устанавливается цена на продукцию, возмещающая издержки. Она включает в себя затраты, возросшие по объективным причинам в ходе выполнения работ, и, если это предусмотрено, фиксированную норму или объем прибыли. Таким образом, цена, возмещающая издержки, — это некая стоимостная договоренность сторон о том, что, в случае непредсказуемости изменения условий производства и динамики затрат при применении твердо фиксированных цен, хозяйственный риск почти полностью ложится на заказчика.

Контролеры не могут заставить заказчика принять продукцию

Суть дела: Заказчик (учреждение здравоохранения) закупало медицинские изделия. По результатам закупки был заключен контракт, поставщик отгрузил товары. В ходе их проверки заказчик не смог удостовериться в том, что все они полностью соответствует условиям заключенного контракта (вязкость не менее 4000 мПа/с; pH 6,8 — 7,6; в отношении аллергенности отсутствовала информация в сопроводительных документах на товар (характеристика не подтверждена); комплектация: стеклянный шприц, стерильная канюля отсутствует) и отказал в приемке, предоставив участнику возможность подтвердить соответствие иными документами, предоставление которых не было предусмотрено контрактом. В частности, провести экспертизу поставляемой продукции.

Несогласный с указанным решением поставщик обратился с жалобой в контролирующий орган. Контрольный орган провел проверку действий заказчика и вынес заказчику представление об устранении нарушении, фактически обязав заказчика осуществить приемку продукции. В случае неисполнения представления заказчику грозила ответственность по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ. По мнению контролеров, право запрашивать у поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта, предоставлено Законом № 44-ФЗ лишь экспертам, экспертным организациям, но не приемочной комиссии заказчика. Заказчик может затребовать от поставщика только те документы, которые предусмотрены в контракте. Если из указанных документов прямо не подтверждается соответствие поставляемых поставщиком товаров условиям контракта, то заказчик обязан осуществить приемку.

Памятка для экспортёра

  • Запрет на вывоз товаров из России. Постановлением № 311 Правительство РФ запретило отправлять на экспорт продукцию, представляющую ценность для экономики. Всем участникам ВЭД следует внимательно изучить нормативный акт и приложения к нему.
  • Вывоз в разрешительном порядке. Постановление № 312 определяет отдельные категории товаров, которые в порядке исключения можно вывозить за рубеж, при наличии веских оснований: например, для ремонта или модернизации. Для получения разрешения необходимо обращаться в контролирующее ведомство — Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Минздрав, Минтранс, Минприроды.
  • Постановление № 313 определяет список недружественных стран, в которые запрещён экспорт отдельных видов сырья и материалов. В частности, под полный запрет попала продукция деревообрабатывающей отрасли.
  • Оформление сертификата СТ-1 — обязательная процедура для участников ВЭД, которые занимаются производством и реализацией продукции российского происхождения. Документ не только позволяет торговать со странами ЕАЭС в полном объёме, но и освобождает от таможенных пошлин.
  • Таможенное законодательство находится в стадии обновления. Прежде чем принимать решения об экспорте продукции, необходимо внимательно изучать нормативные акты и поправки к ним.

Правила приёмки продукции военного назначения

Действующие правила приёмки военной продукции соответствуют общепринятым нормам ОТК в рамках системы менеджмента качества.

Основные требования военной приёмки таковы:

  • выполнение технических заданий в рамках научно-исследовательской и опытной деятельности;
  • следование установленным технической документацией требованиям в отношении выполняемых работ и производства изделий;
  • предупреждение производства изделий, которые не соответствуют действующим требованиям к ним;
  • исключение использования во время сборки материалов, комплектующих, полуфабрикатов неаутентичной группы;
  • сохранением стабильно высокого качества на ВПН.
Читайте также:  Пересечение одной сплошной какой штраф в 2024 году

Может ли поставщик сразу начать участвовать в закупках по ГОЗ или начинать нужно с закупок попроще?

Евгений Бобышев: Наши ученики и слушатели интересуются, можно ли погружаться в гособоронзаказ сразу или следует начинать с чего-то попроще, например, закупки по 44-ФЗ? Я имею в виду позицию поставщика, у которого есть, что предложить в обычных закупках, но в то же время его товар или услуги востребованы еще и в ГОЗ…

Анастасия Ганичева: Опыт работы с госзакупками не особо поможет с гособоронзаказом, потому что процесс участия в конкурентных процедурах одинаковый. А вот процесс исполнения контракта, требования к контракту, требования к внимательному прочтению проекта договора, к изучению документации, конечно, в гособоронзаказе сложнее.

Если компания успешно работает в госзакупках, это вовсе не означает, что она сможет выполнить гособоронзаказ.

Госконтракты по 44-ФЗ и 223-ФЗ проще, там меньше требований… Я не один раз сталкивалась с ситуацией, она меня очень смешит. Читаю контракт, который мне присылает предприятие, столкнувшееся с проблемами: или деньги не может вывести, или заказчик требует выполнения дополнительных обязательств. Я спрашиваю:

— Вы когда выходили на конкурс, как планировали выполнять этот пункт контракта?
— Да мы дотуда не дочитали, — отвечает мне директор. – Сумму увидели, обрадовались и пошли на конкурс.

Такого в ГОЗе быть не должно.

Идя на конкурс, предприятие должно понимать, как будет выполнять каждый пункт договора.

Евгений Бобышев: Думаю, это самая распространенная ошибка не только в гособоронзаказе, но и везде. Контракт читают в последний момент. Обычно знакомятся с техническим заданием, просчитывают финансовую составляющую. А что касается исполнения обязательств, дополнительных требований, то туда заглядывают в самый последний момент, когда что-то начинает не получаться.

Анастасия Ганичева: Если в госзакупках самым страшным может быть внесение в РНП, то в гособоронзаказе еще и штрафы огромные. Например, выполнив контракт на 100 тыс. руб. ты вполне можешь влететь на штраф в 300 тысяч. Поэтому лучше изучать контракт до того, как выходишь на конкурс.

Почему тяжело найти поставщиков по ГОЗ?

Евгений Бобышев: В нашем Клубе, в том числе есть и участники по ГОЗу, и они сталкиваются с тем, что когда закупается товар, и этот товар оказывается по гособоронзаказу, то поставщики сливаются. Как думаете, чего они опасаются, и что делать участнику, который является головным исполнителем по контракту?

Андрей Плешков: Мне кажется, мы нащупали, почему в оборонке по одному участнику. Слушая Анастасию, становится понятно, что товар в этой сфере не всегда военного назначения. Ярко выраженный миф, когда участники ассоциируют закупки по гособоронзаказу с военной продукцией, военной приемкой…

Анастасия Ганичева: Мне кажется, что это не совсем так, я сталкивалась с другими страхами.

Почему не найти поставщиков? Чаще всего, боятся возможности распоряжаться деньгами, потому что ГОЗ – это отдельные банковские счета либо казначейское сопровождение, лицевые счета в УФК. И боятся штрафа за ведение раздельного учета.

Есть такой миф: если ты опоздал с поставкой хоть на один день, то тебя посадят. Если ты сделал ошибку в счете-фактуре, то тебя посадят. Т.е. наказание за стандартное нарушение условий деятельности контракта почему-то рассматривается как тюрьма. Но на самом деле, все не так. Да, штрафы в гособоронзаказе есть и они большие, но чтобы сесть в тюрьму, нужно, наверное, не купить ни одного кирпича для строительства дома, а деньги положить себе в карман.

Если посмотреть арбитражные дела, то за не поставку в срок муки, за опоздание на 10 дней, не только никто не посадит, но там и штрафы достаточно небольшие.

Прежде чем бояться, нужно понять, чего мы боимся. Расходовать деньги? Накажут за высокую цену? Не выполним контракт?

У меня сейчас много клиентов, которые расторгают контракты в силу того, что не могут их выполнить. У них были импортные комплектующие, которые сейчас невозможно завести в страну. Поэтому расторгают контракты, переносят сроки исполнения дополнительными соглашениями. В этом нет ничего ужасного. Имущество не конфискуют и в тюрьму не посадят.

Какие дополнительные требования предъявляются к военной продукции

Информации о конкретных дополнительных испытаниях, необходимых для военной приемки, немного, поэтому можно сделать вывод, что этот перечень формируется заказчиком и изготовителем, исходя из типа, назначения и предполагаемого места эксплуатации изделия. Например, приборостроительная фирма «Дюпан», основной продукцией которой являются панели управления для специальной техники, в разделе «Приемка 5. Военная приемка» указывают такие качества своего продукта, как устойчивость к ряду неблагоприятных условий работы:

При этом на самом сайте компании указывается, что по приемке 5 комплектуется специальная техника, а военная приемка выделена отдельно. Сроки гарантий варьируются очень сильно: от стандартного 1 года, до 6 лет по заказу покупателей, и даже до 12 лет для военно-промышленного комплекса.

Читайте также:  Причины аннулирования РВП и можно ли его восстановить

Хотя некоторые специалисты указывают, что зачастую военная приемка не предполагает каких-либо специальных испытаний, а заключается в том, что на всех этапах изготовления продукции ее производство контролируется специально прикомандированным к предприятию военным представителем. Так, в частности, в официальном издании федерального агентства по метрологии и техническому регулированию относительно приемки и контроля качества интерактивных электронных ремонтных и эксплуатационных документов есть нормы, регулирующие отношения производителя и Министерства обороны.

В частности, в нескольких примечаниях указано, что при разработке технологического продукта по заказу МО во всех процессах, связанных с контролем качества, должны участвовать военные представители, если это входит в их служебные полномочия. В других случаях их обязанности и права определяются специальным протоколом, включаемым в общую контрактную документацию и подписанным заказчиком и поставщиком. Кроме того, сотрудник военного представительства МО обязательно согласовывает протокол первой проверки, а вторая проверка вообще проводится военпредами или организациями, которые уполномочены оборонным ведомством.

В связи с применением более качественных и прочных материалов, проведением дополнительных тестов, практикой мелкосерийного производства, стоимость изделий для ВПК часто намного превышает цену на гражданские товары того же типа.

Чтобы не допустить необоснованного повышения цен, военпреды или службы заказчика следят за всеми аспектами создания продукта, учитывая нормы трудозатрат, количество человеко-часов, нужных для их разработки и производства, стоимость использованных ресурсов.

В рамках военной приёмки выполняется контроль качества ВПН, которая находится в ведении конкретного представительства. Специалисты оценивают качество готовой продукции, степень её соответствия действующей документации, причём на каждом их технологических этапов как в ходе производства, так и при разработке изделий.

Помимо готовой продукции, военная приёмка в соответствии с ГОСТом может проводиться в отношении запасных частей, узлов, отдельных приборов, агрегатов и даже комплектующих.

Если все мероприятия по оценке были успешно завершены, оформляется соответствующая документация за подписью начальника военной приёмки – сопроводительная и предъявительская. По мере необходимости дополнительно осуществляется клеймение и пломбировка изделий.

Права военного представительства

Основное право ВП сводится к выполнению контроля самой продукции военной принадлежности наряду с её технической документацией. Выполняться он может на любом из этапов, как во время производства, так и при разработке образцов.

Каждый год Минобороны устанавливает конкретную номенклатуру продукции, которая нуждается в выполнении контроля качества.

После получения аккредитации военной приёмки, её сотрудники приступают к контролю качества изделий. Кроме того, они участвуют в планировании работы в рамках защиты государственной тайны во время поставок, испытаний и разработки изделий, имеющих военное назначение.

Права военных представителей

Основной нормативный акт, на котором строится работа действующих военных представительств на современных производствах – это Постановление правительства России №804. В нём указаны все полномочия и функции – всё то, что касается правил приёмки, её приостановки, действия военных представителей при обнаружении дефектов продукции, нарушений установленной технологии производства и сам ГОСТ военной приёмки.

Если происходит выявление брака, рабочие не только должны устранить дефекты, но и разобраться в причинах появления той или иной проблемы. В отдельных случаях по итогам проверки возможно внесение корректировок в готовые конструкторские бумаги, изменений в порядок сборки и прочие.

Каждый офицер, который проходит службу в военном представительстве, должен являться отличным специалистом в своей области. Высокая квалификация необходима для личного участия в мероприятиях, к примеру, во время приёмо-сдаточных испытаний. Военпред должен чётко знать возможности конкретного вооружения, детали управления техникой для оценки её качества. Это обязательные требования для всех, кто служит в военной приёмке МО РФ.

Внешнеторговый контракт

Контракт по импортной поставке – это основополагающий документ и юридическая база международной поставки. По нему стороны берут на себя определенные обязательства: сторона-экспортер – поставить конкретный товар за определенный срок, а сторона-импортер – принять и оплатить за товар сумму по договору.

Кроме сторон, которые заключают контракт на поставку товаров, документ будет рассмотрен еще банком, таможенными органами, а возможно и налоговой.

Банку контракт попадет при переводе денежных средств за рубеж. Так как финансово-кредитный орган отвечает за валютный контроль, деньги не будут отправлены до тех пор, пока контракт не будет соответствовать всем требованиям банка.

Таможня не выпустит товар, если заметит расхождение между фактическими данными груза и информацией о нём в контракте (приложениях к нему). Кроме этого таможенные органы посчитают подозрительным «шаблонный контракт».

При составлении контракта стороны придерживаются правил заключения международных договоров. Например, такие, как:

  • Венскую Конвенцию «О международных договорах купли-продажи» (от 1986 г);

  • «Инкотермс» – международные правила толкования определений при заключении внешнеторговых контрактов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *