Понятие земельного участка и его определение в российском законодательстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие земельного участка и его определение в российском законодательстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если конкретный участок земли не индивидуализирован, традиционно употребляется понятие «земля». Также понятие «земля» употребляется относительно земель, составляющих фонд природных ресурсов. А в случае, если возникают правовые отношения относительно определенного участка с указанием его характеристик (границы, площадь и проч.), следует употреблять понятие «земельный участок».

Несмотря на то, что согласно статье 6 ЗК РФ и земля, и земельный участок являются объектами земельных отношений, только земельный участок может быть объектом права собственности.

Таким образом, понятия «земля» и «земельный участок» не признаются тождественными, термин «земля» шире понятия «земельный участок» на что обращалось внимание, например, в определении Верховного Суда РФ от 25.06.2008 N 67-Г08-5.

Помимо ЗК РФ, понятия некоторых видов земельных участков раскрываются в статье 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

огородный земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур;

земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования.

Как бесплатно получить земельный участок от государства

Земельный участок не только можно купить, его можно и приобрести бесплатно, хотя мало кто об этом знает. Земли предоставляются бесплатно преимущественно льготникам (ветеранам, многодетным семьям, потерявшим кормильца и другим). Чтобы получить бесплатный земельный участок надо обратиться с заявлением в органы местной администрации. Существует практика оформления в собственность участка так называемого бесхозного. Если участком долго никто не пользуется, на нем можно возвести строение и затем попробовать оформить его в собственность, но риск отказа такого оформления со стороны государства все же присутствует. Земельный кодекс РФ (ст. 39.5) устанавливает право бесплатного предоставления участка лицам, которые пользовались таким участком безвозмездно более пяти лет (это касается участков, выделенных для индивидуальных жилых застроек и ведения подсобного и фермерского хозяйства), а также религиозным организациям. В любом случае, прежде чем понять, можно ли получить бесплатно земельный участок в интересующем регионе, следует изучить действующее законодательство в отношении интересующего надела.

Под ней понимается платное использование участка, переданного во временное использование. В соглашении прописывается срок его действия. Если по каким-то причинам пункт не был согласован, считается, что его заключили на 5 лет. Условия могут предполагать продление договора при совершении сторонами определенных действий (заявление о продлении или расторжение договора).

Земельный кодекс не дает отдельного понятия аренды земельного участка. Ст. 22 кодекса описывает границы прав арендатора, например срок и объем прав, которые разрешено передавать третьим лицам. Особенности его реализации при ипотеке, при подписании договора о комплексном развитии территории и т. д. Отмечается разрешение передавать право аренды в уставной капитал, заложить его, использовать иным образом. Если срок действия аренды более 5 лет, то требуется согласование использования участка с его собственником.

Понятие земли и земельного участка

В законодательстве не определяется и не различается, в каком случае термин «земля» используется в значении природного объекта, а в каком — природного ресурса. Не вносит достаточную ясность по этому вопросу и Земельный кодекс РФ, в п. 1 ст. 6 которого определяются объекты земельных отношений: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.

В науке земельного права земля является объектом правового регулирования, который, в свою очередь, классифицируется на общий, т.е. вся земля РФ, родовой — определенная категория земель (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, транспорта, связи и т.д.), используемая по целевому назначению, и специальный, т.е. конкретный земельный участок, предоставленный и используемый по непосредственному целевому назначению Дегтев А.В. Земля — объект земельных и гражданских правоотношений. // Право и экономика 2005 № 8. С. 22..

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Читайте также:  Особенности налогообложения посреднических договоров

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные акты высшей юридической силы – законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Конституцией РФ устанавливается взаимоотношение нормативных актов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ЗК РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения с земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Понятие и виды земельных участков, виды прав на земельные участки

Земля, земельные участки и даже их части являются объектами земельных отношений. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ) земельным участком называется часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, имеющей характеристики, позволяющие рассматривать его в качестве индивидуально определенной вещи.

Читайте также:  Можно ли пилить деревья на своем участке

Существуют различные виды собственности земельных участков. В России пока и в обозримой перспективе принципиально важное значение имеет и будет иметь государственная собственность на землю: собственность Российской Федерации (федеральная собственность) и собственность субъектов РФ. Еще один вид собственности ─ муниципальная. И, наконец, частная собственность ─ собственность на землю физических и юридических лиц, на которую справедливо возлагаются большие надежды как на один из драйверов развития рыночной экономики. Пока в частной собственности находится около 8% земель, хотя в некоторых регионах этот показатель в несколько раз выше.

Помимо права собственности существуют и иные права.

В Статье 5 «Участники земельных отношений» ЗК РФ используются понятия и определения, касающиеся видов прав на земельные участки:

  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  • право безвозмездного срочного пользования ─ на правах постоянного (бессрочного) и безвозмездного срочного пользования владеют и пользуются земельными участками землепользователи;
  • право пожизненного наследуемого владения ─ на этом праве владеют и пользуются земельными участками землевладельцы;
  • право собственности, которым обладают собственники земельных участков.

Виды сделок с земельными участками

Существуют различные виды гражданско-правовых сделок с земельными участками ─ купля-продажа, ипотека (залог земельного участка), приватизация, дарение, мена, рента. В зависимости от объема передаваемых гражданских прав и обязанностей на земельные участки земельно-правовые сделки делят на две группы: сделки с передачей всех правомочий собственности и отчуждением земельного участка (купля-продажа, мена, дарение) и сделки, в результате которых передается часть правомочий собственности.

Приватизация ─ сделка, при которой происходит отчуждение государственной или муниципальной собственности и ее передача в частную собственность граждан или юридических лиц. Виды приватизации земельных участков ─ платная и бесплатная. Примеры приватизации земельных участков:

  • приватизация земель при реорганизации колхозов и совхозов;
  • приобретение права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам и организациям на праве постоянного (бессрочного пользования) или пожизненного наследуемого владения;
  • приобретение прав на земельные участки, на которых расположены здания.

Виды изъятия земельных участков

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в т. ч. путем выкупа, осуществляется в исключительных случаях. Они возникают, когда сходятся вместе два фактора ─ веский повод и отсутствие альтернативных вариантов. Например, изъятие земельного участка может потребоваться для выполнения страной международных обязательств. Причиной изъятия земельного участка может послужить необходимость размещения важных объектов государственного или муниципального значения: обороны и безопасности, атомной энергетики, федерального транспорта, инженерных сетей, коммуникаций и связи, обеспечивающих космическую деятельность, гарантирующих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации и т. д.

Наряду с изъятием существуют конфискация земельного участка (земельный участок изымается у его собственника безвозмездно по решению суда в виде санкции за совершение преступления) и реквизиция земельного участка, например, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий.

Основные формы землепользования

Понятие “форма землепользования” присутствовало в российском земельном праве дореволюционного периода. Например, в Сибири применялась заимочная форма землепользования. Она заключалась в том, что поселенцы обладали неограниченным правом и могли захватить в пользование любую заимку. На тот момент понятие обязательного уравнительного наделения земельными угодьями не существовало.

К концу ХIХ века заимочную форму можно было встретить только в редконаселенных участках Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Современные специалисты в области земельного права выделяют такие формы землепользования:

  1. Постоянное или бессрочное пользование. Его субъектом могут стать государственные или муниципальные учреждения, государственные предприятия, органы власти и местного самоуправления.
  2. Пожизненное наследуемое владение. Эта форма не предусмотрена современным Земельным кодексом РФ, но она распространяется на наделы, предоставленные субъектам до вступления в силу ЗК РФ. Обладатели такого участка имеют право бесплатно приобрести его в собственность.
  3. Аренда – самая распространенная форма использования наделов. При передаче в аренду муниципальных земель арендодателем являются органы местного самоуправления. Второй стороной договора могут быть граждане или предприятия/организации.
  4. Безвозмездное срочное пользование. Эта форма возможна в случае передачи организацией своим работником угодий в пользование не более чем на год. Договора могут заключаться с участием предприятий, работающих в разных сферах, например, в лесной промышленности, транспорте.
  5. Сервитут. В мире существует система публичных и частных сервитутов. Первые устанавливаются для обеспечения интересов населения, проживающего на конкретной территории, например, использования надела для ремонта коммунальных (инженерных) сетей, размещения на участке межевых знаков.

Заочная форма землепользования в современном законодательстве не предусмотрена.

Процедура регистрации землевладений и землепользований

Регистрация землевладений и землепользований – это внесение специальной записи в документы установленного законом образца. В ней отображаются сведения о земельном наделе, позволяющие закрепить его правовое положение, качественные, количественные и ценностные характеристики, географическое положение и параметры.

Процедуру выполняет уполномоченный орган – Росреестр.

Зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ землевладение находится под охраной государства, которое обеспечивает защиту прав владельцев земельных угодий.

Регистрация землевладений и землепользований происходит на основании:

  • принятого уполномоченным госорганом решения о выделении надела для строго определенных нужд;
  • документов о проведении работ по землеустройству и установлению границ на местности.

Понятие и особенности земельного участка как объекта недвижимости

Потребность в оценке развивается очень быстро. Этому способствует и расширение залогово-кредитных отношений, и совершенствование земельного налогообложения.

Россия располагает огромными земельными ресурсами, однако отсутствие комплексной стоимостной оценки этой важнейшей части национального богатства, несовершенство земельного законодательства, бесплатность и обезличенность земли привели к их неэффективному использованию.

Указанные выше обстоятельства предопределяют актуальность и значимость изучения и анализа методики оценки рыночной стоимости земельных участков, что и предопределило практическую значимость темы дипломной работы.

Вопросам рыночной стоимости земельных участков в современной научной литературе уделено немало внимания. Так, в частности в работах таких авторов как: В. М. Джухи, В. Д. Киреева, Л.И. Кошкина, С. В. Грибовского, О.Е.Медведевой, П.В. Касьянова, М.М. Соловьева и другие., детально исследованы экономические и правовые основы оценки рыночной стоимости земельных участков, рассмотрены основные методы оценки и их эффективность. Однако особенности оценки региональной земельных участков в трудах указанных авторов недостаточно исследованы, что и предопределяет актуальность исследуемой проблематики.

Как средство производства земля имеет особенности, оказывающие непосредственное влияние на оценку недвижимости:

— земля не является результатом предшествующего труда;

— пространственно ограничена;

— незаменима другими средствами производства;

— обладает постоянством местоположения;

— неизнашиваема при правильном использовании;

— территориально разнокачественна;

— характеризуется специфической полезностью каждого конкретного земельного участка;

— обладает плодородием и в сельском хозяйстве наиболее эффективно используются все ее полезные качества;

— практически во всех сферах деятельности человека (кроме сельского и лесного хозяйства) выступает в основном в качестве пространственного операционного базиса, поэтому неразрывно связана с объектами, на ней расположенными: зданиями, сооружениями, дорогами, мелиоративными сооружениями, прочими материальными элементами, созданными трудом человека, так называемыми улучшениями.

Читайте также:  Как оформить визу в Италию в 2024 году

Следует различать термины «земля» и «земельный участок», которые используются в разном значении. Термин «земля», как правило, употребляется в том случае, когда речь идет о неосвоенной собственности. Термин «земельный участок» означает часть территории, на которой выполнены какие-то работы (улучшения), позволяющие использовать данный участок согласно целевому назначению [3].

Выделяют следующие улучшения, проводимые для создания участка:

— внешние: устройство улиц, тротуаров, дренажных и инженерных сетей;

— внутренние: планировка, озеленение, асфальтирование, устройство выпусков для подключения инженерных сетей, коммуникаций связи.

В Земельном кодексе РФ (ред. от 28.12.2013) содержится следующее определение земельного участка: «Земельный участок – часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю. Правовой статус земельного участка включает: целевое назначение, разрешенное использование, форму законного владения. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Неделимым признается земельный участок, который по своему целевому назначению и разрешенному использованию не может быть разделен на самостоятельные земельные участки» [3].

Оценка земли применима не только к пустующим, незастроенным землям. Типичный объект недвижимости состоит из земельного участка и построек и существует необходимость в определении стоимости земельного участка отдельно от имеющихся на нем улучшений, что вызвано следующими причинами:

— различие в налогообложении земли и строений (налог на имущество и земельный налог);

— требуется отдельная оценка земельного участка от улучшений при применении затратного метода определения стоимости недвижимости;

— принятие решений о сносе имеющихся улучшений в целях лучшего и наиболее эффективного использования земельного участка.

Главный элемент земельных отношений — земельная собственность.

В России большинство земель не продается, а сдается в аренду, поэтому часто оценщики определяют не стоимость земельного участка, а стоимость прав его аренды.

Стоимость прав аренды — это сумма, которую готов заплатить потенциальный покупатель за право владения данным участком по договору аренды с целью получения выгоды от этого владения. Оценка прав аренды применяется при определении цены продажи права аренды земельного участка, при определении стоимости объекта, частью которого является арендуемый земельный участок, и при оценке ущерба от расторжения договора аренды.

Таким образом, земельный участок – это часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.

Оценка земельного участка обладает рядом особенностей. Первая особенность связана с разнообразием видов земель, различностью в их правовом регулировании. Земельным кодексом РФ земли России подразделены на семь видов в соответствии с их основным назначением.

Общая площадь территории Российской Федерации — 1,7 млрд. га, из них:

— земли сельскохозяйственных предприятий — 667,7 млрд. га;

— земли населенных пунктов (сел, поселков, городов) — 38,6 млрд. га;

— земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны — 17,6 млрд. га;

— земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения — 27,3 млрд. га;

— земли лесного фонда — 838,0 млрд. га;

— земли водного фонда — 19,4 млрд. га;

— земли запаса — 100,6 млрд. га.

Приведенная классификация земель основана на критерии их основного назначения. Право перевода из одного вида в другой принадлежит законодательным органам субъектов Российской Федерации. Этот момент принципиальной важности необходимо принимать во внимание в процессе оценки стоимости земельных участков, учитывая их особенности.

Первая из них заключается в том, что наряду с основным назначением земельных участков им присущи и другие, сопутствующие функции. А потому природные ресурсы, земельные площади имеют многообразные полезные свойства. Рынок расширяет возможности их более точного учета, что отражается в рыночной оценке стоимости. Владелец должен иметь представления и знания о комплексной оценке своего земельного капитала.

Вторая — их ограниченность в пространстве. Местоположение земель является одним из главных факторов, предопределяющих полезность, ценность, рыночную стоимость участков.

Третья особенность обусловлена не перемещаемостью земельного капитала. Однако возможны изменения в экономической, социальной и культурной инфраструктуре региона, изменения экологической обстановки. Спрогнозировать эти изменения очень важно при проведении оценки стоимости земельного участка. Оценка исходит не из прошлых выгод, а из предстоящих, будущих.

Четвертая особенность вытекает из сезонности функционирования земли. Осенью предложений больше, а спрос меньше по сравнению с весной, летом.

Пятая — обусловлена национальным фактором в многонациональном государстве, в Конституции которого записано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст.9, п.1). Этот пункт определяет приоритетность граждан коренной национальности в приобретении земельных участков.

Шестая особенность связана с политическими и идеологическими противоречиями и борьбой вокруг частной собственности на землю и ее гражданским оборотом.

С учетом отмеченных особенностей в России формируется рынок земельного капитала с его тремя сегментами, расширяется гражданский оборот земельных участков в городской и особенно сельской местности:

— арендный сегмент в городах;

— купля-продажа в пригородах;

— земельные паи (доли) в реорганизуемых колхозах и совхозах.

Ограничения оборотоспособности

Оборотоспособность земель сводится к свободе передачи участка от хозяина новому собственнику.

Примером этого служит передача при наследовании земли или реорганизация юридических лиц. Поподробнее этот вопрос можно рассмотреть в сто двадцать девятой статье ГК РФ.

Иногда участки по разным причинам исключаются из оборота. Такого рода территории ни в коем случае не переходят в частную собственность. К тому же они не вступают в гражданские правоотношения.

К ним относят национальные охраняемые государством территории парков, заповедников, здания, сооружения ВС РФ, военные суды и войска, объекты ФСБ, пункты хранения радиационных либо взрывных веществ, захоронения, охранные коммуникационные линии границ страны.

Ограниченные в обороте земли входят в государственную и муниципальную собственность, к ним относят тщательно защищаемые природные территории, фонды лесов и вод, территории для объектов космического предназначения, вдобавок особо ценные для государства земли с мультикультурным наследием народов страны, участки, находящиеся в распоряжении пограничной службы, и участки для поддержания безопасности границ. Плюс ко всему к ним относят загрязненные радиоактивными веществами места.

Ограничение оборота находится в прямой зависимости от направления применения и необходимости охраны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *