Семейное образование: как забрать ребенка из школы, но закончить учебный год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейное образование: как забрать ребенка из школы, но закончить учебный год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.
Что важно выяснить до принятия окончательного решения
Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:
-
Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения.
-
Также нужно выяснить, где и как будет проводиться сдача ОГЭ и ЕГЭ. Как правило, онлайн-школы закреплены за школами-партнерами, что упрощает процесс. Находясь на семейной форме обучения, можно«приписаться» к конкретному учебному заведению города, согласовав этот вопрос с администрацией заведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов.
-
Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. При заочной форме обучения таких вопросов не возникает.
-
Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.
Программы домашнего обучения
На семейном образовании родители могут выбирать для ребенка любую учебную программу, по своему вкусу, а на заочном условия жестче: нужно учитывать, что аттестацию ребенку все равно придется сдавать по классической школьной программе.
Часто программы домашних школ совмещаются с программами традиционных школ. По сути, знания дети получают одни и те же. Темы могут предлагаться в другом порядке, подача может быть другая, домашние задания могут отличаться, но в итоге общий пакет знаний — идентичный школьному.
Хорошо, когда ребенок на семейном обучении учится видеть связи между дисциплинами. Например, тема «великие географические открытия» у него может связываться не только с географией, но и с историей, а тема войны 1812 года — и с историей, и с литературой («Бородино», «Война и мир»…). В школе часто происходит «рассинхрон» по гуманитарным предметам, и общей картины мира у ребенка в голове не остается, а у «семейников» (нечасто, но прецеденты есть) программа выстраивается так, что эта общая картина логично складывается. В итоге образование получается более глубоким, более системным.
Плюсы и минусы обучения на дому
Преимущество дистанционного обучения — в значительном сокращении визитов в школу, что особенно важно для детей с физическими ограничениями, часто болеющих детей, а также для живущих далеко.
Кроме того, дистанционное обучение в стенах дома оказывается более комфортным: ученик находиться в удобной для него одежде, может не спеша пообедать и т.д. Автоматизированность процесса помогает экономить драгоценное время урока, поскольку не нужно делать перекличку, успокаивать класс и раздавать тетради.
Дистанционное обучение позволяет комфортно использовать время, выбирая удобные часы для занятий. Это учит ребенка дисциплине и помогает прививать навыки рационального планирования дня. Такой формат можно назвать индивидуальным: у школьника есть возможность замедлиться и вернуться к тому, что непонятно. В то же время можно углубленно изучать те темы и предметы, что вызывают наибольший интерес.
Эффективность такого подхода обусловлена и возможностью задействовать сразу несколько каналов восприятия (слух, зрение), а также различных форматов получения информации (видео, аудио, общение с педагогом, схемы на экране).
Права и обязанности родителей
Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:
- Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
- посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
- Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.
Родители имеют право:
- Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
- Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
- Присутствовать на консультациях и аттестациях;
- Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
- Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
- Получать от школы методическую помощь.
Похожи ли обучение на дому и система гувернёров и гувернанток?
Я не считаю, что домашнее образование — это возвращение к системе гувернанток. Многие люди пользуются услугами нянечек, гувернанток или тьюторов для своих детей. Они решают конкретные задачи обучения. Кто-то выбирает лучших учителей для своих детей, кто-то выбирает лучшие школы. Для разных людей это будут совершенно разные школы и педагоги. Дань моде можно отдавать ценой детей. А можно подумать, что же для вашего ребёнка будет лучше в разные периоды его роста и развития.
В чём принципиальная разница между домашним обучением и частной школой?
Многие родители не понимают разницы. Частная школа — это образовательное учреждение с режимом, уставом, правилами, положениями, авторскими (может быть, прекрасными) программами, хорошими педагогами и дополнительным образованием. В любом случае — это некий отголосок системы, стандарт.
Домашнее обучение — это взаимодействие различных систем, прежде всего, это именно индивидуальная программа развития, жизни. Учащийся не в классе, а один или в малой группе детей, с учителями или родителями, в собственном темпе имеет возможность изучения любого предмета, практики навыков и умений в соответствии с целями и состоянием здоровья.
Разница огромная. Не все педагоги могут работать с такими детьми, не все частные школы идут на встречу клиентам с запросом на индивидуальную программу, ведь для реализации такой траектории необходимо сотрудничать со множеством профессионалов, видеть и чувствовать ребёнка, понимать родителя.
Домашнее образование доступно для всего школьного периода?
Конечно, можно учиться весь школьный срок. Просто цели и задачи обучения меняются в зависимости от возраста ребенка. В младшей школе это, в первую очередь, комфортная среда для обучения, и речь здесь не столько о физическом комфорте, сколько о психологическом. У ребёнка-дошкольника познавательный интерес — одна из основных потребностей. Все знают маленьких почемучек, которым интересно всё вокруг. Думаете, дети в начальной школе теряют этот интерес, или всё же Марьиванна им объясняет, что задавать вопросы на уроке не стоит, а уж говорить, когда тебя не спрашивают, вообще неприлично? И никого не волнует, что вчера ты прочитал что-то интересное, чем тебе очень хочется поделиться с друзьями. Вот и перестают дети читать, теряется у них познавательный интерес, и появляется шаблонное мышление. Детей с первого класса начинают тренировать на сдачу ЕГЭ и не особо учат мыслить шире.
Многие переходят на семейное образование, уже познав все «радости» государственной школы при переходе из начальной в среднюю школу. Здесь у ребёнка больше возможностей воспользоваться всеми благами формирующегося открытого образования. Сейчас очень много интересных образовательных программ за рамками школы. Задача средней школы — дать ребёнку возможность выбора, чтобы к окончанию средней школы он смог самоопределиться. Для этого ему необходимо дать максимально широкий кругозор и не ограничивать круг его интересов.
В старшей школе основная задача — подготовиться к поступлению в вуз или к дальнейшему образовательному пути. Я специально не говорю о том, что основная задача — это подготовиться к ЕГЭ, это не главное. Здесь семейное образование дает возможность сосредоточиться на выбранном направлении, получая знания по остальным предметам лишь в минимуме, необходимом для сдачи аттестации.
Как проходит домашнее обучение
Особенности обучения на дому. При домашнем обучении ребенок получает знания вне стен школы. Обычно он прикрепляется к ближайшем к месту жительства учебном заведению. Надомное образование максимально приближено к классическому:
- Дети числятся в определенном классе, они числятся в контингенте школы.
- Они проходят одинаковую программу с другими учениками, пишут контрольные и проверочные работы, принимают участие в общешкольных мероприятиях.
- Ученики получают учебники и занимаются по графику с учителями.
- Школьникам выдают бесплатные учебники, они могут пользоваться библиотекой.
- По результатам обучения школьники сдают ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ и получаю аттестат.
Разница только в том, что учителя приходят к ребенку домой (в больницу) или проводят занятия онлайн. Помимо учителей ребенок может пользоваться услугами логопеда, дефектолога, психолога и пр.
Часто бывает, что один учитель обучает ребенка по нескольким предметам. Например, по математике и физике, истории и обществознанию и пр. Это вполне законно, так как в дипломах учителей обычно указана смежная специальность.
Особенности обучения. Если ребенок нуждается в помощи ассистента или тьютора, их должны предоставить на все время урока. Тьютор – это специалист, который помогает в образовательном процессе и оказывает психологическую поддержку. Ассистент отвечает за техническую помощь.
Домашнее vs семейное обучение: в чём разница
Домашнее обучение — учёба, при которой ученик прикреплён к школе как обычный член класса, получает знания от тех же учителей, но физически не ходит в учебное заведение.
❗Причина перехода на такую форму получения знаний — проблемы со здоровьем.
Семейное обучение — учёба, при которой ученик прикреплён к школе только для сдачи итоговых аттестаций. Сам процесс обучения родители организовывают самостоятельно: подбирают программы, ищут учителей, репетиторов и т. д.
❗Причина перехода на такую форму получения знаний — желание родителя/ребёнка.
Трудность вторая. Учебники
Надомная и заочная форма обучения, когда ребенок прикреплен к обычной школе, дает возможность пользоваться школьными учебниками бесплатно. Если вы не забирали документы из школы на семейном обучении, то тоже имеете право пользоваться библиотекой. В остальных случаях учебники придется покупать самостоятельно.
«Я нашла комплект учебников для второго класса на Авито за 1500 рублей. Рабочие тетради и тесты мне закупил родительский комитет еще летом. Это вышло приблизительно 1200 рублей. Если я вижу, что какая-то тема вызывает сложности, то ищу дополнительный материал в интернете. Например, дочке сложно выполнять письменные задания по литературе. Несмотря на то, что она много читает, писать мини-сочинения ей сложно. Я купила домашний тренажер для сочинений — по пять упражнений в день в течение 21 дня. Они интересные и несложные, но в то же время понемногу тренируют навык сочинять. Стоил всего 300 рублей в электронном виде, а муж распечатал мне его на работе», — рассказывает Оксана.
Можно использовать учебники и в электронном виде — все зависит от того, как родители собираются подавать информацию.
Посещение детского сада значительно повышает подготовленность к школе
В детском саду все три вида прорабатываются как намеренно, так и не намеренно.
Проводятся самые разные подготовительные занятия, упражнения, развивающие физические и психические способности детей.
При общении с воспитателями и сверстниками у детей формируются очень важные социальные навыки.
Прежде всего, посещение детского сада подразумевает соразмерный возрасту уровень самостоятельности.
Воспитатель и психолог (если таковой в саду имеется) могут помочь родителям в вопросах воспитания и развития дошкольника индивидуально.
Кроме того, к концу детского сада должна реализоваться диагностика подготовленности детей.
На основе результатов которой принимаются решения:
над чем стоит поработать и стоит ли вообще сейчас отдавать дитя в первый класс.
Это та самая, стандартная. Именно её использует большинство родителей и детей. Родители пишут заявление о приёме в школу. Сейчас к школам приписаны определённые улицы и дома, поэтому выбрать школу можно, но это требует усилий со стороны родителей, вплоть до того, что ребёнку делают регистрацию или прописку именно в том районе, который прикреплён к желанной школе. Школа, проверив прописку, зачисляет ребёнка на очное обучение и информирует местные органы образования о том, что конкретный ребёнок приступил к обучению в такой-то школе.
Далее школа составляет расписание и пять-шесть дней в неделю (в зависимости от того, учатся дети по субботам или нет) ребёнок ходит в школу, проводя там от 3-4 часов в день в первом классе до 8-9 часов в выпускных.
Кроме обязательных предметов сейчас в школе появились дополнительные, которые тоже детям посещать нужно. Дополнительные могут быть интересными и увлекать детей, а могут быть формальными, тогда школьникам везёт меньше и они просто отсиживают положенное время.
Промежуточная аттестация проводится в школе. Выставляются четвертные и годовые оценки по всем предметам. Итоговые оценки складываются из текущих, полученных ребёнком на уроках, тех, что получены за контрольные и самостоятельные работы, выполненные проекты и написанные рефераты.
При положительной оценке дети переводятся в следующий класс. После 9 и 11 класса сдают ГИА и получают документы о получении среднего образования.
Как выбрать форму получения образования ребёнком?
Родители и только они (то есть, законные представители) имеют право выбрать любую форму получения образования своим ребёнком.
- Большинство выбирает очную. Это проще в организации, результат прогнозируем. Ответственность за обучение ребёнка несут педагоги. Родители играют вспомогательную роль.
- Заочная форма хороша для тех детей, которые хотят учиться по программе школы, но по каким-то причинам школу посещать не могут.
- Очно-заочная форма подходит тем, кто часть предметов изучает в других, узкоспециализированных, школах — спортивной, музыкальной, художественной. Или для тех, кто опережает своих сверстников по какому-либо предмету или занимается с репетитором.
- Семейную форму выбирают родители, желающие сами обучать своих детей и не быть связанными со школьной программой. Они сами подбирают учебники и учебные материалы, сами составляют план обучения. Дают ребёнку знания в том объёме, в котором именно ему они нужны.