Процессуальное оформление результатов административного расследования.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процессуальное оформление результатов административного расследования.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Административное расследование — это этап, следующий за возбуждением дела о правонарушении. Его проведение необходимо в спорных случаях для определения всех обстоятельств дела, позволяющих качественно оформить протокол о правонарушении административного характера.

Повод для глубокой проверки

Повод для административного расследования — это поступившие в правоохранительные или иные уполномоченные органы сообщения или обращения, в которых содержится достаточно данных о наличии события противоправного деяния административного характера. Это могут быть сообщения информационного типа, не включающие жалобы граждан или сведения о вреде, причиненном несоблюдением соответствующего законодательства.

Если поступившее сообщение информативное и не считается основанием для проведения глубокой проверки внепланового характера, оно в любом случае является поводом для осуществления расследования.

Виды поводов для глубокой проверки и перечень проводящих проверку лиц обширны в связи с большим числом регулируемых сфер.

Комментарий к ст. 28.7 КоАП

1. Административное расследование представляет собой совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

2. Нововведением КоАП является назначение административного расследования при выявлении административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте.

Главным условием для принятия решения о проведении административного расследования является необходимость осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

3. В целях обеспечения своевременного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. По общему правилу, административное расследование должно быть закончено не позднее 1 месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях срок административного расследования может быть продлен на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до 6 месяцев. При этом продление срока является правом вышестоящего должностного лица.

4. Административное расследование завершается в общем порядке составлением протокола об административном правонарушении либо вынесением постановления о прекращении дела. Дело об административном правонарушении подлежит прекращению после проведения административного расследования при наличии установленных законом оснований.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

При непосредственном рассмотрении дела об административном правонарушении особое внимание заслуживает вопрос сроков рассмотрения дела об административном правонарушении. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 уделяется большое внимание процессуальным срокам рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Согласно ст. 29.6 КоАП РФ по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако непонятным остается, что следует понимать под иными материалами дела.

Скорее всего, следует под материалами дела понимать, собственно, само дело, сформированное органами первичной юрисдикции согласно прилагаемой к нему описи, то момент его предоставления в суд и будет являться моментом начала исчисления сроков рассмотрения дела.

Часть вторая указанной статьи предусматривает в случае необходимости продление данного срока на один месяц. Это может произойти по ходатайству участников производства либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока лицом, рассматривающим дело, выносится мотивированное определение.

Обращаю ваше внимание на то, что федеральным законом №69 от 30 апреля 2010 года в данную норму внесены изменения, статья 29.6 КоАП дополнена частью 1.1, существо которого заключается в том, что дела об административных правонарушениях рассматриваются судьей в двухмесячный срок с момента поступления в суд всех материалов административного дела. Из этих общих правил законодатель предусматривает исключение.

Дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассматриваются в день получения материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Непосредственное рассмотрение дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности, он установлен ст. 29.7 КоАП РФ.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Образец

(НАЗВАНИЕ ОРГАНА)

(Название отдела)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № ****

о возбуждении дела об административном правонарушении

и проведении административного расследования

на примере должностного лица

(место вынесения)

Я, (должность и ФИО), рассмотрев имеющиеся материалы в отношении:

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

(фамилия, имя, отчество физического лица, должностного лица, наименование юридического лица)

(место жительства гражданина, должностного лица, место нахождения юридического лица)

Дата рождения: *****. Место рождения: *******

Документ, удостоверяющий личность:******

УСТАНОВИЛА:

В отдел **** поступила информация о нарушении требований законодательства в области обращения с отходами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности ****, а именно по факту *****

С целью проверки указанной информации мною, ***** (дата) проведено обследование территории, прилегающей к территории ****в ходе которого установлено следующее.

Далее по существу дела.

Исходя из вышеизложенного, в информации, поступившей в **** в отношении **** содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного *** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ****.

Принимая во внимание, что для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения необходимо осуществить процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а именно: истребование сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, проведение лабораторных анализов отобранных проб отходов, и руководствуясь статьями 28.1, 28.7, 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Возбудить дело об административном правонарушении в отношении *** по ***** Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и провести административное расследование.

Подготовка протокола об административном правонарушении в области дорожного движения

Действующий КоАП РФ предусматривает, что по итогам проведения административного расследования, в частности расследования административных правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения, может быть вынесено два вида процессуальных актов: протокол об административном правонарушении, постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ). В то же время форма протокола об административном правонарушении не дифференцируется в зависимости от формы производства по делу об административном правонарушении. Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 28.6 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности по упрощенной форме без составления протокола об административном правонарушении. Это означает, что протокол об административном правонарушении составляется лишь при обычной и усложненной форме производства по делу об административном правонарушении.

Комментарии к статье 28.7 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения (извлечение):

В случае, когда по делу проводилось административное расследование, дело рассматривает судья районного суда

Судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ) …

Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ. Административное расследование вправе проводить должностные лица, перечисленные в части 4 статьи 28.7 КоАП РФ, а также прокурор (пункт 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.

Административное расследование – это …

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Читайте также:  Подлежит ли декларированию доход от дарения между близкими родственниками в 2024 году

Не является административным расследованием действия, совершенные в соответствии с УПК РФ

Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.

Основания передачи дела районным судьей на рассмотрение мировому судье

Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.


В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017 года содержатся следующие разъяснения:

Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 «Побои» и ст. 7.27 «Мелкое хищение» рассматривают мировые судьи в случае, если административное расследование не осуществлялось, а производились действия в соответствии с нормами УПК РФ в рамках досудебного производства по уголовному делу

«Вопрос 5. Как определяется подсудность рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 и 7.27 КоАП РФ в случае, если административное расследование не осуществлялось, а производились действия в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках досудебного производства по уголовному делу?

Ответ. Согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1 «Побои» и ст. 7.27 «Мелкое хищение» данного кодекса, проводится административное расследование.

По смыслу ст. 28.7 КоАП РФ административным расследованием являются процессуальные мероприятия, совершенные с соблюдением формы и в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях. С учетом этого не являются административным расследованием действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках досудебного производства по уголовному делу, в результате которых должностным лицом определяется наличие или отсутствие признаков состава преступления.

Указанный подход соответствует подп. «а» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Между тем, любые фактические данные, полученные в иных предусмотренных законом формах, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ признаются доказательствами по делу об административном правонарушении.

Таким образом, обстоятельства дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 или 7.27 КоАП РФ, могут быть установлены как на основании результатов административного расследования, так и мероприятий, проведенных в иных предусмотренных законом формах.

Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об указанных административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.

В случае, если административное расследование не осуществлялось, а производились действия в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках досудебного производства по уголовному делу, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.1.1 и 7.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями».


В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008 года (в ред. от 10.10.2012) приведена следующая правовая позиция:

Прокурор вправе вынести одно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования

Вопрос 10: Будет ли являться основанием для возврата судом постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и иных документов по делу тот факт, что прокурором было вынесено одно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования? Необходимо ли выносить отдельное постановление о проведении административного расследования?

ВС допустил административное расследование дел о нарушении самоизоляции

С какого возраста гражданин может быть привлечен к административной ответственности, оговорено в статье 2.3.

  1. Ответственность по административному правонарушению наступает при достижении гражданином возраста 16-ти лет.
  2. Лица в возрасте от 16-ти до 18-ти лет могут быть освобождены от ответственности по решению комиссии, занимающейся делами несовершеннолетних граждан. Она может учесть положительные данные о нарушителе, а также обстоятельства, во время которых было совершено конкретное действие или бездействие. Освобождение от ответственности предусмотрено ФЗ о правовой защите несовершеннолетних граждан.

Административная ответственность для некоторых граждан, выполняющих конкретные функциональные обязанности, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства оговорена в отдельных статьях КоАП РФ.

Законодательный документ Название документа
Статья 2.4 «Административная ответственность, предусмотренная для должностных лиц»
Статья 2.5 «Административная ответственность для военнослужащих лиц, граждан, находящихся на военных сборах, а также лиц, имеющих воинские звания»
Статья 2.6 «Административная ответственность для граждан, имеющих иностранное гражданство, без гражданства, а также для иностранных юридических лиц»
Статья 2.10 «Административная ответственность юридических лиц»

Статья 2.6.1. введена ФЗ №210-ФЗ от 24.07.2007 года и освещает вопрос об административной ответственности граждан, имеющих во владении транспортные средства. В связи с тем, что сегодня практически каждая семья имеет один или даже два автомобиля, эту статью стоит рассмотреть более подробно.

Собственники транспорта могут быть привлечены к ответственности в том случае, если они совершили нарушение правил дорожного движения или же нанесли вред благоустроенной территории, что было зафиксировано одним из специализированных технических средств, работающих в автоматическом режиме, они привлекаются к административному наказанию (ФЗ №69-ФЗ от 21.04.2011 года).

Ответственность вышеназванной категории граждан оговорена в статье 2.6.2, введенной ФЗ № 133-ФЗ от28.07.2012 года. Она содержит два подпункта.

Юридическая Компания «ЮСТ.АС»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 02.12.2019 N 409-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 12.11.2019 N 371-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

    «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Все документы >>>

Если выполняется разбор ДТП в ГИБДД, работа ведется в несколько этапов:

  1. Сотрудники сформированной группы изучают документы об аварии. Процедура проводится без участия лиц, оказавшихся в происшествии.
  2. Водителей оповестят о дате и месте прохождения процедуры. Лица обязаны посетить ГИБДД в установленный срок.
  3. В назначенное время участников аварии пригласят в ГИБДД. Здесь им предоставят возможность еще раз описать особенности сложившейся ситуации. Автомобилисты могут предъявить доказательства своей правоты. В их качестве рассматриваются свидетельские показания, результаты фото и видеосъемки. Допустимо выдвижение требований о проведении экспертизы. Просьба оформляется в виде ходатайства. Ответ на него группа разбора должна дать незамедлительно. Бумага оформляется в письменном виде.
  4. Если назначена экспертиза, участники происшествия обязаны дождаться её результата. Затем будет установлен виновник аварии.
  5. Оформляется постановление.

Водители могут посетить группу разбора совместно или по одному. Первый вариант больше походит на очную ставку. Однако нарушение законодательства при этом не возникает. Иногда так проще докопаться до истины.

На практике может быть проблематично установить все обстоятельства аварии. В этом случае проводится административное расследование ЛТП. Работа ведется по следующей схеме:

  1. Инспектор прибывает на место аварии, осматривает его и транспортные средства, участвовавшие в ДТП.
  2. Оформляется определение об административном расследовании.
  3. Назначается группа разбора. Ей передают все материалы по делу. Если оба водителя считают себя потерпевшими, к процедуре привлекается дознаватель.
  4. Изучаются все обстоятельства аварии. Водителей приглашают в ГИБДД для дачи показаний, проводятся независимые экспертизы.
  5. Учитываются представленные доказательства, показания свидетелей, итоги экспертиз.
  6. Если причинен телесный вред, представители группы разбора могут запросить информацию в медицинском учреждении, оказывавшем помощь потерпевшему. Иногда инициируют экспертизы. Заключение о телесных повреждениях является предварительным и используется только для определения статьи КоАП РФ, по которой будут предъявлены обвинения.
  7. Выносится итоговое постановление. Виновник происшествия должен исполнить предписание документа или обжаловать вынесенное решение административного расследования ДТП.
Читайте также:  Преступление и наказание аргументы к итоговому Сочинению в 2024 году

Когда в авариях погибли люди, или нанесен тяжёлый ущерб здоровью, расследование дела усложняется. Заводится уголовное расследование и процедура выполняется по следующей схеме:

  1. Инспектор ГИБДД прибывает на место дорожно-транспортного происшествия. Узнав о присутствии погибших или тяжело пострадавших, лицо вызывает скорую помощь, если действие ещё не было выполнено ранее, пожарных, если потребность в их услугах присутствует, и следственную группу. Дело рассматривается как уголовное.
  2. Криминалист и следователь, входящие в состав группы, осматривают место аварии. Учитываются все нюансы произошедшего.
  3. Следователь открывает уголовное дело и проводит расследования. В рамках разбирательства допрашивают участников и свидетелей произошедшего, назначаются экспертизы. По поручению следователя работает дознаватель.
  4. Когда удается выявить виновника аварии, дело передают в суд.

Если нанесён лишь имущественный урон, изучение аварии происходит несколько по-другому, чем в ситуациях, когда имеются пострадавшие. Однако такие происшествия порой не менее запутанные и требуют административного расследования.

Если оба водителя отказываются признавать вину, инспектор выносит определение об административном расследовании ДТП. Изначально сотрудник ГИБДД сам проводит ряд мероприятий. В первую очередь он выполняет осмотр места происшествия. Изучение происходит с той точки, где присутствуют следы от ДТП, или с участка, по которому двигались транспортные средства.

Во внимание принимаются:

  • особенности местности;
  • присутствующие предметы, бордюры, знаки и деревья;
  • состояние дорожного покрытия.

Обязательно опрашивают свидетелей. У них узнают местоположение машин и препятствий на пути до того, как произошла авария. Дополнительно свидетелей попросят сообщить реакцию участников ДТП на обострение ситуации на дороге и описать места автомобилей после аварии. Все следы, касающиеся происшествия, анализируются. Представитель уполномоченного органа выполнит необходимые замеры. Специалисты ознакомятся с частицами краски, оставшейся на дороге и окружающих предметах, изучат следы автомобильных жидкостей, отметины от колёс. Производится фотофиксация. Иногда с отметин колёс делают слепки.

Продление срока проведения административного расследования

КоАП РФ предусмотрена возможность продления срока проведения АР. Указанный выше срок проведения АР продлевается только в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело.

КоАП РФ предусмотрены различные варианты продления срока проведения АР, которые зависят от того, какое административное правонарушение (в какой сфере законодательства) совершено. В сфере здравоохранения продление срока проведения АР возможно на срок не более одного месяца и такое продление осуществляется на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя.

Административное расследование: понятие, процедура проведения

Административное расследование — это совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно пп. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.

2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Как проводится административное расследование?

Согласно установленным правилам, административное расследование производится там, где было совершено или обнаружено правонарушение (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ). По решению руководителя организации или его заместителя административное расследование, которое было инициировано должностным лицом, имеющим полномочия на составление протоколов, может быть передано другому должностному лицу с возложением на него полномочий в полном объеме (ФЗ №118-ФЗ от 20.08.2004 и №133-ФЗ от 29.06.2009 года).

Важно! В процессе ведения дела лица, причастные к правонарушению, могут быть вызваны в орган, занимающийся расследованием, с помощью повестки, чаще всего пересылаемой по почте.

Если в силу сложившегося положения по конкретному делу из-за наличия ходатайства было решено увеличить длительность изучения случая, такое решение обязательно оформляют письменно. Когда ходатайство о продлении срока административного расследования изучено и одобрено, составляют определение. Ответственность за такое решение возлагают на судью либо инстанцию, занимающуюся вопросом. Если случай ведет конкретное должностное лицо, тогда определение должно вынести именно оно.

Возможна организация расследования, связанная с особенностями таможенных норм. Если есть подозрение на нарушение правил и законов, регламентирующих эту сферу, допускается увеличение продолжительности исследования обстоятельств. Максимальный срок административного расследования для такой ситуации насчитывает полгода. Чтобы это было полностью законно и оправдано, тематическое решение обязан вынести человек, возглавляющий таможенный орган на один иерархический уровень выше, нежели тот, в котором исследуется случай. Такие условия и правила установлены пятой частью седьмого блока 28-й статьи КОАП.

Последовательность – основное правило расследования

Чтобы соблюсти сроки возбуждения административного расследования, изучения дела, вынесения решения, необходимо четко ориентироваться в последовательности работы. Сперва нужно принять решение о самом факте адмрасследования. Такое предполагает определение формальных, фактических условий. Установлено два основных основания. Нужно определить блоки КОАП, применимые к ситуации, и выявить нужду в процессуальных действиях применительно к случаю. При этом таковые должны быть требующими временной затраты, то есть оправдывающими длительность расследования. Формальные обоснования декларированы второй частью седьмого пункта 28-й статьи КОАП. Здесь указана нужда в оформлении официальной бумаги, декларирующей решение. Ответственность за ее оформление возложена на прокурора, который должен сделать постановление, определение.

Адмрасследование начинают, определив нарушения правил. Такие могут касаться патента или акционерных сообществ, ценных бумаг. Сходные расследования проводят, если имеются проблемы с легальным оформлением, проведение референдума, выборов. Необходимо соблюдать сроки проведения административного расследования, если случай исследуется, потому что предполагается финансирование террористических организаций и лиц, занимающихся такой деятельностью. Такие же правила распространяются на случаи, в которых, вероятно, нарушены законы о психотропных средствах, наркотиках, прекурсорах. Сюда же относятся случаи, связанные с допингом, и нормы, принятые для исключения применения таких веществ. Административные нарушения правил возможны в случаях, при которых есть проблемы миграции, охраны здоровья, соблюдения авторских прав. Можно начать расследование, если предполагает нарушение норм, регулирующих товарные знаки, санитарно-эпидемическое благополучие людей, экспорт, коммунальные тарифы.

Административное расследование и его место в производстве по делам об административных правонарушениях: основания для назначения, сроки и место проведения, процессуальное оформление

Статья 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основанием для назначения административного расследования полагает случаи, когда после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Случаи такого рода Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в п. 1 данной статьи связывает с выявлением административного правонарушения:

  • в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях;
  • законодательства о рекламе;
  • законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах;
  • законодательства о выборах и референдумах;
  • законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • законодательства о противодействии коррупции,
  • законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах;
  • законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним;
  • миграционного законодательства;
  • валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан;
  • законодательства об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
  • законодательства в области налогов и сборов;
  • законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • законодательства в области общественной нравственности;
  • законодательства в области таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
  • законодательства в области охраны окружающей среды;
  • законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • законодательства в области пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений;
  • законодательства в области использования атомной энергии, об электроэнергетике (в части соблюдения требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики);
  • законодательства о градостроительной деятельности;
  • законодательства в области в области дорожного движения и на транспорте;
  • законодательства о несостоятельности (банкротстве);
  • законодательства в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

Таким образом, фактическим основанием проведения административного расследования являются: (а) наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; (б) отнесение правонарушения к тем, которые указаны в п. 1 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; (в) определение характером правонарушения необходимости производства экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержится следующее разъяснение: «Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности».

Читайте также:  Как заблокировать звонки со скрытых и неизвестных номеров на Android?

«Не являются административным расследованием, — говорится в постановлении, — процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному».

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Место проведения административного расследования. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 4 ст. 28.7 КоАП).

Срок проведения административного расследования «не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

  1. решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
  2. решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;
  3. решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев» (п. 5 ст. 28.7 КоАП).

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с ч. 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Почему важно знакомиться с материалами дела?

Определить сущность стадии административного производства, на наш взгляд, возможно через понятие «неочевидные обстоятельства», под которыми следует понимать данные о правонарушении, которые не известны на момент возбуждения дела, без установления которых невозможно принять решение о составлении протокола об административном правонарушении или прекращении дела.

Один раз Решение о прекращении дела принимается на стадии возбуждения производства, т.е. до передачи дела в суд.

Проведение административного расследования имеет не только доказательственное значение, но и влияет на определенные процессуальные отношения дальнейшего хода дела об административном правонарушении.

Крайняя необходимость относится к ситуациям, когда в соответствии со статьей 27.7 Кодекса опасность угрожала здоровью и жизни самого гражданина или других лиц либо интересам России и общества. В то же время предотвращенный вред должен быть меньше причиненного и в критической ситуации не было другого выхода.

К первой группе относятся задачи, решаемые в рамках данной стадии по всем категориям дел — установление обстоятельств дела, создание условий для его объективного рассмотрения и наказания виновных путем установления состава преступления, обнаружения и закрепления доказательств.

При этом местная подведомственность по делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверок их филиалов, определяется по месту нахождения филиалов, в деятельности которых выявлены и подлежат устранению соответствующие нарушения.

Решение о продлении расследования является промежуточным процессуальным действием и подлежит обжалованию вместе с окончательным решением по делу. Решение не может быть предметом самостоятельного обжалования.

Не все россияне знают о законе, который защищает их душевное спокойствие. Поэтому соседи часто пренебрегают правилами, устраивая веселые вечеринки или делая неожиданный ремонт по ночам. Большинство граждан терпят такое поведение, а некоторые пытаются решить проблему сами, вступая в конфликт с соседями. Однако закон о спокойствии допускает наказание нарушителей спокойствия.

В какой срок должно быть закончено административное расследование

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, трудового законодательства, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании в части, касающейся деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о газоснабжении, о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *