Кратко и понятно: о понижающих коэффициентах к нр и сп при ОСНО и УСН
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кратко и понятно: о понижающих коэффициентах к нр и сп при ОСНО и УСН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2015 году был принят закон, в котором речь шла о снижении налогового давления на предпринимателей и детенизации зарплаты работников. Споры о целесообразности документа не утихают, как и вопросы о начислении показателя.
Применение понижающих коэффициентов в ЕСВ
Понижающий коэффициент в ЕСВ — это величина, на которую снижается выплата социального взноса. Показатель указывается с точностью до тысячной. Его минимальный размер составляет 0,4. «Льготное» значение применяется к зарплатам, премиям, к оплате по гражданским договорам, помощи по беременности, выплате в связи с утратой трудоспособности. Чтобы применять такой коэффициент, нужно одновременно выполнить три требования:
- Увеличить базу социального взноса в отчётном периоде на 1 лицо минимум на 20%.
- Среднемесячный платёж на одно лицо не должен уменьшиться в сравнении с предыдущим годом.
- Общее число застрахованных лиц не должно в два раз превышать аналогичный показатель за прошлый год.
Поскольку предприниматели осуществляют начисление всех налогов в 1С, посмотрим, как осуществляется расчет понижающего коэффициента в этой программе.
Прочие коэффициенты в сметах
Помимо понижающих коэффициентов в смете по 44-ФЗ, понижающих коэффициентов к НР и СП и коэффициентов на демонтаж в состав сметной документации могут быть включены и другие виды коэффициентов.
Кроме того, остальные коэффициенты не обязательно должны иметь понижающий характер. Это могут быть коэффициент удаленности объекта в смете, коэффициент стесненности в сметах, коэффициенты на работы в ночное время и т.д.
На основании всего написанного в данной статье можно придти к выводу, что при помощи понижающих коэффициентов в смете достигается наиболее оптимальная и обоснованная сумма контракта на любой объект строительства. Кроме этого, невозможно отрицать значимость данного показателя в любом расчете.
Нормы НР и СП к ТСН-2001 на 2021 год
Индивидуальные нормативы формируются тогда, когда общеотраслевые нормативы по направлениям работ не возмещают все издержки фирмы на развитие производства и материальное стимулирование штата. Обычно расчет осуществляется самим подрядчиком. Однако его итоги обязательно должны быть согласованы с заказчиком. Специалистами со стороны заказчика осуществляется экспертиза. Если в ходе экспертизы возникли разногласия, подрядчику нужно внести все нужные корректировки. Потом расчет еще раз направляется на повторное согласование. Подрядчик может делегировать свою обязанность по расчетам региональным центрам по ценообразованию или проектным организациям.
Размер каждой из групп трат в СП определяется назначением строительных работ. Рассмотрим усредненную таблицу, на которую можно ориентироваться:
Номер | Направления затрат | Жилищное строительство | Производственные объекты | Ремонтно-строительные работы |
---|---|---|---|---|
1 | Материалы | 70% | 63% | 47% |
2 | Материальное стимулирование сотрудников | 9% | 11% | 21,5% |
3 | Эксплуатация оборудования | 3% | 4,5% | 2% |
4 | Накладные траты | 11,5% | 13,5% | 19,5% |
5 | Сметная прибыль | 6,5% | 8% | 10% |
100% | 100% | 100% |
Что отсутствует в новой методике?
- Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства;
- Отсутствует понятие индивидуального норматива накладных расходов;
- При работе с упрощённой системой налогообложения в соответствии с МДС 81-33.2004 к нормативам накладных расходов применялся понижающий коэффициент 0,7 – в новой методике данного коэффициента нет и как такового упоминания об упрощенной системе налогообложения нет. Собственно, как и в новой методике по сметной прибыли
- Отсутствует коэффициент 0,6 для работ, осуществляемых хозяйственным способом.
- Отсутствуют приложения со структурой накладных расходов по элементам (статьям) затрат (удельный вес статей затрат в процентном отношении). Это были приложения 8 и 9 в МДС 81-33.2004
Сравнение нормативов накладных расходов
N п/п | Виды работ | Нормативы накладных расходов к ФОТ рабочих, занятых в строительной отрасли, % | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приказ 812/пр | МДС 33 | % | Приказ 812/пр | МДС 34 | % | Приказ 812/пр | МДС 34 | % | ||
Центральные регионы | МПРКС | РКС | ||||||||
I | Строительные работы | |||||||||
1 | Земляные работы, выполняемые: | |||||||||
1.1 | механизированным способом | 92 | 95 | -3,26% | 93 | 100 | -7,53% | 97 | 105 | -8,25% |
1.2 | ручным способом | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
1.3 | с применением средств гидромеханизации | 94 | 85 | 9,57% | 95 | 84 | 11,58% | 99 | 94 | 5,05% |
1.4 | по другим видам работ (подготовительным, сопутствующим, укрепительным) | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
1.5 | механизированное рыхление и разработка вечномерзлого грунта | 94 | — | 95 | — | 99 | — | |||
2 | Горновскрышные работы | 99 | 101 | -2,02% | 100 | 105 | -5,00% | 104 | 119 | -14,42% |
3 | Буровзрывные работы | 106 | 110 | -3,77% | 107 | 116 | -8,41% | 111 | 121 | -9,01% |
4 | Скважины | 106 | 112 | -5,66% | 107 | 118 | -10,28% | 111 | 123 | -10,81% |
5 | Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов: | |||||||||
5.1 | свайные работы | 117 | 130 | -11,11% | 118 | 138 | -16,95% | 123 | 150 | -21,95% |
5.2 | опускные колодцы | 94 | 87 | 7,45% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 107 | -8,08% |
5.3 | закрепление грунтов | 94 | 87 | 7,45% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 107 | -8,08% |
6 | Бетонные и железобетонные монолитные конструкции и работы в строительстве (за исключением пунктов 6.1, 6.2) | 102 | промышленном 105 жилищно-гражданском 120 | 103 | промышленном 110 жилищно-гражданском 126 | 107 | промышленном 116 жилищно-гражданском 132 | |||
6.1 | с применением индустриальных видов опалубки | 108 | — | 109 | — | 113 | — | |||
6.2 | конструкции зданий атомных электростанций | 118 | 105 | 11,02% | 119 | 110 | 7,56% | 124 | 116 | 6,45% |
7 | Бетонные и железобетонные сборные конструкции и работы в строительстве (за исключением пунктов 7.1 и 7.2) | 110 | промышленном 130 жилищно-гражданском 155 | 111 | промышленном 137 жилищно-гражданском 163 | 116 | промышленном 143 жилищно-гражданском 171 | |||
7.1 | жилых, общественных и административно-бытовых зданий промышленных предприятий | 116 | 117 | 122 | ||||||
7.2 | конструкции зданий атомных электростанций | 132 | 130 | 1,52% | 133 | 137 | -3,01% | 139 | 143 | -2,88% |
8 | Конструкции из кирпича и блоков | 110 | 122 | -10,91% | 111 | 128 | -15,32% | 116 | 134 | -15,52% |
9 | Строительные металлические конструкции (за исключением пункта 9.1) | 93 | 90 | 3,23% | 94 | 95 | -1,06% | 98 | 99 | -1,02% |
9.1 | конструкции атомных электрических станций | 99 | — | 100 | — | 104 | — | |||
10 | Деревянные конструкции | 108 | 118 | -9,26% | 109 | 124 | -13,76% | 113 | 130 | -15,04% |
11 | Полы | 112 | 123 | -9,82% | 113 | 129 | -14,16% | 118 | 135 | -14,41% |
12 | Кровли | 109 | 120 | -10,09% | 110 | 126 | -14,55% | 114 | 132 | -15,79% |
13 | Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии | 94 | 90 | 4,26% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 99 | 0,00% |
14 | Конструкции в сельском строительстве (за исключением пунктов 14.1, 14.2) | 95 | металлические 90 каркаснообшивные 118 |
96 | металлические 95 каркаснообшивные 124 |
100 | металлические 99 каркаснообшивные 130 |
|||
14.1 | здания и сооружения из бетонных и железобетонных конструкций | 113 | 130 | -15,04% | 114 | 137 | -20,18% | 119 | 143 | -20,17% |
14.2 | установка железобетонных конструкций при строительстве теплиц и овощехранилищ | 99 | 103 | -4,04% | 100 | 108 | -8,00% | 104 | 113 | -8,65% |
15 | Отделочные работы | 100 | 105 | -5,00% | 101 | 110 | -8,91% | 105 | 116 | -10,48% |
16 | Сантехнические работы: внутренние (трубопроводы, внутренние устройства водопровода, канализации, отопления, газоснабжения, вентиляция и кондиционирование воздуха) | 121 | 128 | -5,79% | 122 | 134 | -9,84% | 127 | 141 | -11,02% |
17 | Временные сборно-разборные здания и сооружения | 96 | 96 | 0,00% | 97 | 101 | -4,12% | 101 | 106 | -4,95% |
18 | Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопроводы | 117 | 130 | -11,11% | 118 | 137 | -16,10% | 123 | 143 | -16,26% |
19 | Магистральные и промысловые трубопроводы | 111 | 120 | -8,11% | 112 | 126 | -12,50% | 117 | 132 | -12,82% |
20 | Теплоизоляционные работы | 97 | 100 | -3,09% | 98 | 105 | -7,14% | 102 | 110 | -7,84% |
21 | Автомобильные дороги (за исключением пункта 21.1) | 126 | 142 | -12,70% | 127 | 149 | -17,32% | 132 | 156 | -18,18% |
21.1 | устройство покрытий дорожек, тротуаров, мостовых и площадок и прочее | 113 | — | 114 | 119 | — | ||||
22 | Железные дороги | 109 | 114 | -4,59% | 110 | 120 | -9,09% | 114 | 125 | -9,65% |
23 | Тоннели и метрополитены: | |||||||||
23.1 | закрытый способ работ | 146 | 145 | 0,68% | 147 | 150 | -2,04% | 153 | 160 | -4,58% |
23.2 | открытый способ работ | 126 | 125 | 0,79% | 127 | 127 | 0,00% | 132 | 140 | -6,06% |
24 | Мосты и трубы | 122 | 110 | 9,84% | 123 | 135 | -9,76% | 128 | 148 | -15,63% |
25 | Аэродромы | 107 | 115 | -7,48% | 108 | 121 | -12,04% | 112 | 134 | -19,64% |
26 | Трамвайные пути | 106 | 112 | -5,66% | 107 | 126 | -17,76% | 111 | 129 | -16,22% |
27 | Линии электропередачи | 103 | 105 | -1,94% | 104 | 113 | -8,65% | 108 | 126 | -16,67% |
28 | Сооружения связи, радиовещания и телевидения | 98 | 100 | -2,04% | 99 | 105 | -6,06% | 103 | 110 | -6,80% |
29 | Горнопроходческие работы: | |||||||||
29.1 | прохождение горных выработок | 103 | 108 | -4,85% | 104 | 113 | -8,65% | 108 | 119 | -10,19% |
29.2 | другие работы | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
30 | Земляные конструкции гидротехнических сооружений | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
31 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений | 117 | 120 | -2,56% | 118 | 126 | -6,78% | 123 | 132 | -7,32% |
32 | Каменные конструкции гидротехнических сооружений | 108 | 122 | -12,96% | 109 | 128 | -17,43% | 113 | 134 | -18,58% |
33 | Металлические конструкции гидротехнических сооружений | 94 | 90 | 4,26% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 99 | 0,00% |
34 | Деревянные конструкции гидротехнических сооружений | 109 | 118 | -8,26% | 110 | 124 | -12,73% | 114 | 130 | -14,04% |
35 | Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях | 102 | 104 | -1,96% | 103 | 109 | -5,83% | 107 | 114 | -6,54% |
36 | Берегоукрепительные работы | 94 | 89 | 5,32% | 95 | 93 | 2,11% | 99 | 98 | 1,01% |
37 | Судовозные пути стапелей и слипов | 97 | 97 | 0,00% | 98 | 102 | -4,08% | 102 | 107 | -4,90% |
38 | Подводно-строительные (водолазные) работы | 108 | 115 | -6,48% | 109 | 121 | -11,01% | 113 | 127 | -12,39% |
39 | Промышленные печи и трубы | 102 | 105 | -2,94% | 103 | 110 | -6,80% | 107 | 116 | -8,41% |
40 | Работы по реконструкции зданий и сооружений: | |||||||||
40.1 | усиление и замена существующих конструкций, возведение отдельных конструктивных элементов (за исключением работ по приготовлению материалов в построечных условиях) | 103 | 110 | -6,80% | 104 | 116 | -11,54% | 108 | 121 | -12,04% |
40.2 | разборка отдельных конструктивных элементов здания (сооружения), а также зданий (сооружений) в целом | 91 | -20,88% | 92 | 116 | -26,09% | 96 | 121 | -26,04% | |
41 | Озеленение. Защитные лесонасаждения | 103 | 115 | -11,65% | 104 | 121 | -16,35% | 108 | 140 | -29,63% |
II | Монтаж оборудования | |||||||||
42 | Металлообрабатывающее оборудование | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
43 | Деревообрабатывающее оборудование | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
44 | Подъемно-транспортное оборудование | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
45 | Дробильно-размольное, обогатительное и агломерационное оборудование | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
46 | Весовое оборудование | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
47 | Теплосиловое оборудование | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
48 | Компрессорные установки, насосы и вентиляторы | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
49 | Электротехнические установки (за исключением пункта 52): | |||||||||
49.1 | на атомных электростанциях | 113 | 110 | 2,65% | 114 | 116 | -1,75% | 119 | 121 | -1,68% |
49.2 | на горнорудных объектах | 97 | — | 98 | — | 102 | — | |||
49.3 | на других объектах | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
50 | Электрические печи | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
51 | Оборудование связи (за исключением пункта 52): | |||||||||
51.1 | прокладка и монтаж сетей связи | 90 | 100 | -11,11% | 91 | 105 | -15,38% | 95 | 110 | -15,79% |
51.2 | монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования | 95 | 92 | 3,16% | 96 | 97 | -1,04% | 100 | 101 | -1,00% |
51.3 | прокладка и монтаж междугородных линий связи | 111 | 120 | -8,11% | 112 | 126 | -12,50% | 117 | 132 | -12,82% |
51.4 | устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах | 94 | 92 | 2,13% | 95 | 97 | -2,11% | 99 | 101 | -2,02% |
52 | Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах | 96 | 95 | 1,04% | 97 | 100 | -3,09% | 101 | 105 | -3,96% |
53 | Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники (за исключением пункта 52) | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
54 | Технологические трубопроводы | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
55 | Оборудование атомных электрических станций | 109 | 101 | 7,34% | 110 | 106 | 3,64% | 114 | 111 | 2,63% |
56 | Оборудование прокатных производств | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
57 | Оборудование для очистки газов | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
58 | Оборудование предприятий черной металлургии | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
59 | Оборудование предприятий цветной металлургии | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
60 | Оборудование предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
61 | Оборудование предприятий угольной и торфяной промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
62 | Оборудование сигнализации, централизации, блокировки и контактной сети на железнодорожном транспорте | 95 | 92 | 3,16% | 96 | 97 | -1,04% | 100 | 101 | -1,00% |
63 | Оборудование метрополитенов и тоннелей | 96 | 80 | 16,67% | 97 | 84 | 13,40% | 101 | 88 | 12,87% |
64 | Оборудование гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
65 | Оборудование предприятий электротехнической промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
66 | Оборудование предприятий промышленности строительных материалов | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
67 | Оборудование предприятий целлюлозно-бумажной промышленности | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
68 | Оборудование предприятий текстильной промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
69 | Оборудование предприятий полиграфической промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
70 | Оборудование предприятий пищевой промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
71 | Оборудование театрально-зрелищных предприятий | 87 | 80 | 8,05% | 88 | 84 | 4,55% | 91 | 88 | 3,30% |
72 | Оборудование зернохранилищ и предприятий по переработке зерна | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
73 | Оборудование предприятий кинематографии | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
74 | Оборудование предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
75 | Оборудование предприятий легкой промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
76 | Оборудование учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
77 | Оборудование сельскохозяйственных производств | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
78 | Оборудование предприятий бытового обслуживания и коммунального хозяйства | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
79 | Оборудование общего назначения | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
80 | Изготовление технологических металлических конструкций в условиях производственных баз | 90 | 66 | 26,67% | 91 | 66 | 27,47% | 95 | 66 | 30,53% |
81 | Контроль монтажных сварных соединений | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
82 | Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов, сверх предусмотренного государственными элементными сметными нормами на монтаж оборудования | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
III | Пусконаладочные работы | |||||||||
83 | Пусконаладочные работы (за исключением технологического оборудования АЭС) | 74 | 65 | 12,16% | 75 | 68 | 9,33% | 78 | 72 | 7,69% |
84 | Пусконаладочные работы технологического оборудования АЭС | 83 | 84 | 87 | ||||||
IV | Ремонтно-строительные работы | |||||||||
85 | Земляные работы, выполняемые: | |||||||||
85.1 | механизированным способом | 89 | 78 | 12,36% | 90 | 82 | 8,89% | 93 | 86 | 7,53% |
85.2 | вручную | 87 | 75 | 13,79% | 88 | 79 | 10,23% | 91 | 83 | 8,79% |
86 | Фундаменты | 93 | 93 | 0,00% | 94 | 98 | -4,26% | 98 | 102 | -4,08% |
87 | Стены | 92 | 86 | 6,52% | 93 | 90 | 3,23% | 97 | 95 | 2,06% |
88 | Перекрытия | 92 | 85 | 7,61% | 93 | 89 | 4,30% | 97 | 94 | 3,09% |
89 | Перегородки | 92 | 89 | 3,26% | 93 | 93 | 0,00% | 97 | 98 | -1,03% |
90 | Проемы | 90 | 82 | 8,89% | 91 | 86 | 5,49% | 95 | 90 | 5,26% |
91 | Полы | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
92 | Крыши, кровли | 90 | 83 | 7,78% | 91 | 87 | 4,40% | 95 | 91 | 4,21% |
93 | Лестницы, крыльца | 89 | 76 | 14,61% | 90 | 80 | 11,11% | 93 | 84 | 9,68% |
94 | Печные работы | 89 | 78 | 12,36% | 90 | 82 | 8,89% | 93 | 86 | 7,53% |
95 | Штукатурные работы | 89 | 79 | 11,24% | 90 | 83 | 7,78% | 93 | 87 | 6,45% |
96 | Малярные работы | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
97 | Стекольные, обойные и облицовочные работы | 90 | 77 | 14,44% | 91 | 81 | 10,99% | 95 | 85 | 10,53% |
98 | Лепные работы | 90 | 74 | 17,78% | 91 | 78 | 14,29% | 95 | 81 | 14,74% |
99 | Внутренние санитарно-технические работы: | |||||||||
99.1 | демонтаж и разборка | 87 | 74 | 14,94% | 88 | 78 | 11,36% | 91 | 81 | 10,99% |
99.2 | смена труб, санприборов, запорной арматуры и другое | 103 | 103 | 0,00% | 104 | 108 | -3,85% | 108 | 113 | -4,63% |
100 | Наружные инженерные сети: | |||||||||
100.1 | демонтаж, разборка, очистка; | 89 | 74 | 16,85% | 90 | 78 | 13,33% | 93 | 81 | 12,90% |
100.2 | замена участков трубопроводов, восстановление и замена изделий и другое | 104 | 108 | -3,85% | 105 | 108 | -2,86% | 109 | 113 | -3,67% |
101 | Электромонтажные работы | 91 | 85 | 6,59% | 92 | 89 | 3,26% | 96 | 94 | 2,08% |
102 | Благоустройство | 102 | 104 | -1,96% | 103 | 109 | -5,83% | 107 | 114 | -6,54% |
103 | Прочие ремонтно-строительные работы | 92 | 78 | 15,22% | 93 | 82 | 11,83% | 97 | 86 | 11,34% |
V | Капитальный ремонт оборудования | |||||||||
104 | Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов (ГЭСНмр 81-06-01-….), за исключением отделов 5 и 6 |
89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов (ГЭСНмр 81-06-01-….), отделы 5 и 6 | 74 | 80 | -8,11% | 75 | 84 | -12,00% | 78 | 88 | -12,82% | |
105 | Ревизия трубопроводной арматуры | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
VI | Прочие работы | |||||||||
106 | погрузочно-разгрузочные работы | 90 | 100 | -11,11% | 90 | 100 | -11,11% | 90 | 100 | -11,11% |
107 | перевозка строительных грузов автомобильным транспортом | 94 | 120 | -27,66% | 94 | 120 | -27,66% | 94 | 120 | -27,66% |
108 | изготовление в построечных условиях материалов, полуфабрикатов, металлических и трубопроводных заготовок | 73 | 66 | 9,59% | 73 | 66 | 9,59% | 73 | 66 | 9,59% |
109 | Получение электроэнергии от передвижных источников снабжения | 78 | — | 78 | — | 78 | — |
НДС 20% в сметах с 1 января 2019 г.
В лимитированных затратах мы можем осуществить пересчет сметной документации, в связи с переходом к новой ставке НДС 20%.
Переходим в панель «Лимитированные затраты»:
1) находим строчку всего с НДС, и после неё добавляем новую строку
2) в строке заполняем колонки (переменная, наименование)
3) для занесения формулы нажимаем на клавиатуре клавишу «=». Знак равно появится в строке формул.
- Указ 39 от 04.02.2021 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» 06.02.2021
- Подоходный налог при приобретении имущества у физического лица 06.02.2021
- Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2021 году 03.02.2021
- Сокращение расчетов наличными с 1000 до 500 базовых величин 02.02.2021
- Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021
Таблица ниже содержит новые значения ставок НДС, которые будут применяться с 01.01.2021 года:
Ставка | Область применения |
---|---|
0% | · Продажа товаров, предназначенных для экспорта, проходящих через таможенное оформление. |
· Международные перевозки. | |
· Операции, осуществляемые организациями по транспортировке нефти и продуктов ее переработки. | |
10% | · Реализация продуктов питания. |
· Реализация товаров детского назначения. | |
· Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий. | |
· Реализация печатных и периодических изданий, относящихся к сфере обучения и культуры. | |
20% | Все прочие операции, которые не попали в две предыдущие категории |
Понижающие коэффициенты к накладным расходам усн
Юлия, В индексах перевода в текущие цены к СМР, понижающие коэффициенты к накладным расходам (0,85) и сметной прибыли (0,8) учтены. Отменены понижающие коэффициенты к НР и СП по письму № 2536-ИП/12/ГС. коэффициентов 0,85 к накладным расходам и 0,8 к сметной прибыли и 0,94 при УСН. Коэффициенты к сметной прибыли и накладным расходам. 2001 (ФЕР-2001) нормативы накладных расходов следует применять с коэффициентом 0,9, а сметной прибыли 0,85. На период 2022-2023 годов применяются понижающие коэффициенты. К нормативам накладных расходов и сметной прибыли на погрузо-разгрузочные работы (письмо Росстроя от 07.03.2022 № СК-763/02) понижающие коэффициенты (0,85 и 0,8) не применяются. ГФСУ: в заявлении об избрании упрощенной системы налогообложения предприятие должно указать такое название улицы, которое указано в ЕГР и в учетном деле в органе ГФСУ на момент предоставления такого заявления в орган ГФСУ.
К нормативам накладных расходов и сметной прибыли на погрузо-разгрузочные работы (письмо Росстроя от 07.03.2022 N СК-763/02) понижающие коэффициенты (0,85 и 0,8) не применяются. Коэффициенты к накладным расходам (К=0, 85) и сметной прибыли (К=0, 8) применяются при определении сметной стоимости работ только в текущем уровне цен. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Коэффициенты к НР и СП по упрощенке (УСН).
Компенсация НДС при использовании УСН
1. Пример расчета затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенный в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, действительно утратил свое значение, как и говорится в ответах «Консультаций и разъяснений» в журнале «Вестник ценообразования», в связи с выходом письма Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС.
2. Формула расчета затрат на компенсацию НДС при УСН:
(МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,20
представленная в данной статье — корректна и действует. Отмена вышеуказанного письма на данную формулу никак не повлияла.
Можно сказать, что в данной формуле учтено современное положение, учтено письмо Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС и учтена «отмена» примера расчета в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, так как эти документы влияют на переменные, которых в формуле не содержится.
Результат изменения переменных, а именно коэффициентов к НР, этими документами рассчитывается заранее, и в формулу попадает уже как конечные НР, с учетом коэффициентов.
Поскольку Минюст РФ отменил письмо Госстроя от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС, которое в свою очередь отменяло действие Письма Госстроя от 6 октября 2003 г. N НЗ-6292/10от 6 октября 2003 г. N НЗ-6292/10, получается, что на текущий момент это письмо является действующим и для обоснования формулы расчета компенсации НДС при УСН стоит ссылаться на него.
Организация, находящаяся на УСН, уплачивает НДС в составе материальных ресурсов, приобретая их у поставщиков. Также организация уплачивает НДС в составе машин и механизмов, ремонтируя их, приобретая для них смазочные материалы и т.д. также с НДС. По основополагающему принципу в смете должны учитываться все минимально необходимые ресурсы для выполнения объекта. А значит и этот самый НДС в составе материалов и машин также должен быть учтён, поскольку в смете все материальные ресурсы и механизмы учтены без НДС. Формула (МАТ+О+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,182+СП*0,15)*0,20 учитывает именно НДС на материальные ресурсы и эксплуатацию машин.
Состав формулы: МАТ- материалы из сметы, О- оборудование из сметы, ЭМ-ЗПМ – чистая эксплуатация машин без зарплаты машинистов. НР*0,182 – доля материальных ресурсов в составе накладных расходов (МДС 81–34.2004 приложение 8) — учитывается также, т.к. организация подрядчика приобретает материальные ресурсы в составе НР с НДС (например, канцелярские принадлежности для офиса), СП*0,15- такая же доля материалов в составе сметной прибыли.
НДС или Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, исчисление которого производится в бюджет Российской Федерации при реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав. НДС в смете — это налог, исчисление которого производится при строительстве того или иного объекта. С 2004 года до конца 2018 года размер налога на добавленную стоимость в сметной документации в Российской Федерации составлял 18%. Однако, с 1 января 2019 года произошло изменение налога в сторону увеличения, согласно Федеральному закону №303-ФЗ от 03.08.2019 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Таким образом, ставка НДС в сметах с января 2019 года составляет 20%.
Следует отметить, что помимо тех случаев, когда составляется смета с НДС, бывают случаи, когда возникает необходимость составления сметы без НДС, или когда нужна смета с НДС для подрядчика, работающего без НДС или по ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 г. (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Рассмотрим перечисленные случаи более подробно.
Прежде всего, необходимо выяснить, учитываются ли в сметах цены с НДС или без НДС. Локальными сметами учитывается стоимость прямых затрат (ПЗ), накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП), т.е. цены на все ресурсы, в том числе и материальные, учитываются без НДС (Рисунок 1). Выделение стоимости налога на добавленную стоимость, как правило, происходит при подведении итогов локальной сметы (Рисунок 2). Существует множество программ и программных комплексов по составлению сметной документации, в которых оперативно и без труда можно добавить в сметный расчет нужный налог, в том числе и НДС. Так, например, НДС в «Гранд-смете» (одной из самых популярных на сегодняшний день программ для составления различных сметных форм, КС-2, КС-3, КС-6а и пр.) можно добавить в считанные минуты.
Сметные формы без учета НДС при подведении итогов составляются довольно редко. Например, в случаях, если необходимо узнать стоимость лишь прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли. Также составление сметы без НДС возможно в случае, если и Заказчик и Подрядчик являются плательщиками налога по упрощенной системе налогообложения.
Следует начать с Федерального закона «44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и контрактов на строительство, заключенных до 1 января 2019 года. Каким образом будет произведен учет НДС в смете, представленной подрядчиком? Будет ли изменена ставка налога на добавленную стоимость, если договор на строительные работы был заключен до 1 января 2019 года?
Письмом Министерства Финансов Российской Федерации №24-03-07/61247 от 28.08.2018 г. предложено следующее: определение и дальнейшее обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), или цены контракта, заключенного с единственным подрядчиком (исполнителем, поставщиком), возможно с применением следующих методов:
- метод анализа рынка (сопоставление рыночных тем);
- нормативный метод;
- метод тарифов;
- метод проектно-сметный;
- метод затрат.
Кроме того, Законом о контрактной системе предусмотрено, что цена контракта является твердой в течение всего срока действия контракта и изменению не подлежит. Таким образом, выводом является то, НДС в смете в 2019 году не может быть увеличен, если смета включена в контракт, заключенный до повышения ставки НДС.
В случае, если подрядчик находится на упрощенной системе налогообложения и не является плательщиком НДС, согласно письму №НЗ-6292/10 от 06.10.2003 г., существует возможность применения коэффициентов к накладным расходам (НР) и сметной прибыли (НР) при составлении сметной документации (форма сметы №4, КС-2, КС-3 и прочих). Однако следует отметить, что предприниматели на УСН в любом случае должны оплачивать НДС за услуги, строительные материалы, конструкции и изделия, включающие в свой состав налог на добавленную стоимость.
Остается открытым вопрос, как запросить смету без НДС на торгах, если подрядчик не является плательщиком НДС. Согласно Закону №44-ФЗ, как было упомянуто выше, цена контракта является твердой и изменению не подлежит. Таким образом, если в контракте указано, что смета включает НДС, то независимо от вида применяемой подрядчиком системы налогообложения контракт заключается на таких условиях. Представляется возможным при проведении торгов предоставлять сметную документацию в двух вариантах: с НДС и без НДС.
НДС 20% в сметах с 1 января 2019 г.
В лимитированных затратах мы можем осуществить пересчет сметной документации, в связи с переходом к новой ставке НДС 20%.
Переходим в панель «Лимитированные затраты»:
1) находим строчку всего с НДС, и после неё добавляем новую строку
2) в строке заполняем колонки (переменная, наименование)
3) для занесения формулы нажимаем на клавиатуре клавишу «=». Знак равно появится в строке формул.
- Указ 39 от 04.02.2021 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» 06.02.2021
- Подоходный налог при приобретении имущества у физического лица 06.02.2021
- Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2021 году 03.02.2021
- Сокращение расчетов наличными с 1000 до 500 базовых величин 02.02.2021
- Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021
Таблица ниже содержит новые значения ставок НДС, которые будут применяться с 01.01.2021 года:
Ставка | Область применения |
---|---|
0% | · Продажа товаров, предназначенных для экспорта, проходящих через таможенное оформление. |
· Международные перевозки. | |
· Операции, осуществляемые организациями по транспортировке нефти и продуктов ее переработки. | |
10% | · Реализация продуктов питания. |
· Реализация товаров детского назначения. | |
· Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий. | |
· Реализация печатных и периодических изданий, относящихся к сфере обучения и культуры. | |
20% | Все прочие операции, которые не попали в две предыдущие категории |
В 2021 году действуют три прямые ставки НДС – 20, 10 и 0 процентов – и три расчетные – 10/110, 20/120 и 16,67 процента. Приводим таблицу со всеми возможными ставками НДС.
НДС в локальном сметном расчете
Установленный ранее порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве для организации, работающих по упрощенной системе налогообложения, утратил силу с 1 января 2021 года.
В связи с отменой с 1 января 2021 года пониженных страховых тарифов для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН), по большинству видов деятельности ОКВЭД-2, в том числе связанных с выполнением строительных работ, по которым ранее применялись льготные тарифы (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ),
Союз инженеров-сметчиков России СООБЩАЕТ:
Коэффициент 0,7 (и ранее применявшийся взамен него коэффициент 0,94) к укрупненным нормативам накладных расходов, а также нормативам по видам строительных, монтажных, ремонтно-строительных, пусконаладочных работ (п. 4.7 МДС 81-33.2004 и п. 3.7 МДС 81-34.2004) для организации, работающих по упрощенной системе налогообложения не применяется.
Также утратил силу и не применяется коэффициент 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения, приведенный в примечаниях к прил. 1 и 2 письма Росстроя от 18.11.2004 N АП-5536/06 (о применении коэффициента 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения) Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001.
Приказ Минстроя РФ от 21.12.2020 N 812/ПР
3. Разработка нормативов накладных расходов осуществляется расчетно-аналитическим методом с использованием принципа усреднения в соответствии со структурой прямых затрат по видам строительных, ремонтно-строительных работ, работ по монтажу оборудования (монтажных работ), капитального ремонта оборудования, пусконаладочных и прочих работ (далее — виды работ), предусмотренных сметными нормами на строительные (далее — ГЭСН), ремонтно-строительные (далее — ГЭСНр), пусконаладочные (далее — ГЭСНп) работы, монтаж и капитальный ремонт оборудования (далее соответственно — ГЭСНм, ГЭСНмр), сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее — сметные нормы, ФРСН соответственно).
4. Нормативы накладных расходов разрабатываются как с учетом усредненных по всем видам работ (далее — среднеотраслевые) затрат организаций, осуществляющих строительство, на покрытие накладных расходов, сформированных на основании официальной статистической отчетности о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) по отрасли «Строительство» (далее — Форма о затратах), публикуемой Федеральной службой государственной статистики в соответствии с подпунктом 5.21 пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 «О Федеральной службе государственной статистики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст.2710), и пунктом 1.32.4 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст.2383; 2017, N 7, ст.1133), так и в сравнении с фактическими данными строительных организаций о произведенных ими затратах на оплату труда, эксплуатацию машин и механизмов, приобретение материалов, изделий, конструкций (далее — прямые затраты), оборудования и накладные расходы, полученными от строительных организаций при разработке Методики.
Нормативы накладных расходов, приведенные в приложении к Методике, сформированные по видам работ в процентах от размера средств на оплату труда (фонда оплаты труда, учитываемого в составе сметных прямых затрат (далее — ФОТ) рабочих-строителей, машинистов и пусконаладочного персонала (далее — рабочие, занятые в строительной отрасли), дифференцируются по территории строительства:
для территории Российской Федерации, не относящейся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (далее — Территория);
для территории Российской Федерации, относящейся к районам Крайнего Севера (далее — РКС);
для территории Российской Федерации, относящейся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (далее — МПРКС).
5. Определение нормативов накладных расходов для Территории осуществляется в соответствии со структурой сметных прямых затрат по видам работ, предусмотренных сметными нормами, сведения о которых включены в ФРСН, на основании среднеотраслевого показателя накладных расходов, сформированного в целом для Территории.
Утверждена новая методика по накладным расходам приказом Минстроя от 21.12.2020 г. № 812/пр.
Будем её называть — методика 812/пр.
В названии — «Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства». Как видим тут и разработка, и применение нормативов накладных расходов, а также сфера применения – строительство, реконструкции, кап. ремонт, снос объектов кап. строительства (в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса). Зарегистрирована в Минюсте 25.03.2021 под №62869.
В новой методике 812/пр нет информации об отмене МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004. Отдельных приказов об отмене на момент написания статьи тоже не выходило. Предполагаю, что после внесения в реестр в старых методиках появится фраза «Признаны не подлежащими применению» в связи с выходом новой методики.
О формуле возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН
С переходом на упрощенную систему налогообложения организации продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, конструкций, оборудования, а также другим организациям за оказание услуг.
В целях обеспечения возмещения затрат подрядных организаций по уплате ими НДС при определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы, сумма необходимых средств для покрытия указанных затрат принимается в размере, устанавливаемом законодательством, от сметной стоимости материалов, конструкций и оборудования, включаемых в стоимость строительной продукции.
Пример расчета затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенный в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, носил справочный характер и в настоящее время утратил свое значение в связи с изменением нормативов.
Порядок включения в сметную документацию средств по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) приведен в п. 4.100 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
В тех случаях, когда по отдельным объектам строительства (организаций) законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в сводный сметный расчет включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг.
Союз инженеров-сметчиков рекомендует уточненную формулу возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН при неконкурентных способах закупок (выборе подрядчика), а также во внебюджетной сфере, то есть, когда уже заранее понятно, что исполнитель работ (подрядчик) находится на УСН:
((М-Мз) + (Эм-Зм) + НР×0,1712 (0,182) + СП×0,15 + ОБп)×0,2
- М — стоимость материалов в текущем уровне цен;
- Мз — стоимость материалов поставки заказчика (давальческие материалы);
- Эм — затраты на эксплуатацию машин;
- Зм — оплата труда машинистов;
- НР — масса накладных расходов;
- 0,1712 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (17,12%) согласно МДС 81-33.2004 или
- 0,182 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (18,2%) для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним согласно МДС 81-34.2004;
- СП — масса сметной прибыли;
- 0,15 — доля (удельный вес) материалов в сметной прибыли (15%);
- ОБп — стоимость оборудования поставки подрядчика;
- 0,2 — ставка НДС (20%).
Понижающие коэффициенты при составлении сметы по УСН после г
Начиная с 01.01.2022 г., некоторые категории организаций, применяющих упрощенную систему налогооблажения (УСН), утратили право на применение пониженных тарифов страховых взносов. Кроме прочих, к таким организациям относятся те, которые в качестве основного вида экономической деятельности имеют строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные (п.п. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации).
Применять или не применять понижающие коэффициенты к нормам накладных расходов и сметной прибыли в текущей реальности решает сам сметчик. Практически к каждой смете должно прилагаться обоснованное мнение по поводу применения или неприменения данных коэффициентов, на случай, если его затребует заказчик, проверяющий или подрядчик. В Турбо сметчике имеются и пока остаются в прежнем виде шаблоны для составления смет по УСН, учитывающие понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли, которые применялись в разные годы. Если возникла необходимость составить смету без применения понижающих коэффициентов, достаточно использовать шаблон для обычной системы налогообложения, и в итогах сметы указать нулевую ставку НДС.
Как компенсировать НДС при УСН
В числе налогов, которые не платятся по «упрощенке» находится и НДС. А если предприятие или предприниматель, работающие по «упрощенке» не являются плательщиками НДС, значит они не могут включать его в смету на свои работы. В таком случае, у участников строительного рынка могут возникнуть проблемы в правильности взаиморасчетов.
Некоторые решают их примитивным путем — убирают строку с НДС из сметы, т.е. просто не начисляют его.
Такой путь не является правильным.
Если не крупная, сравнительно, сделка совершается между юридическими лицами на договорных условиях, устраивающих обе стороны, то простое исключение из сметы НДС допустимо, что не делает его правильным. При крупных сделках такой шаг может сослужить плохую службу, т.к. является ошибкой.
Краткое резюме:
При составлении смет организацией или предпринимателем, работающим по УСН, исключать НДС из сметы НЕЛЬЗЯ!
Дело в том, что при своей распространенности, УСН является частным случаем практики налогообложения.
Самые крупные предприятия, бюджетные организации и поставщики основных ресурсов, работают по общей системе налогообложения (ОСНО), многие предприятия торговли и сервиса также.
Разумно предполагать, что если существует юридическое лицо или предприниматель, использующий УСН, то услуги, которые он сам получает от других организаций, так или иначе, облагаются НДС. И выплачивать его по счетам все равно придется, относя к расходам. Выходит, что сумма НДС для такого предпринимателя включается в общую стоимость товара или услуги.
Приведем грубый пример: стоимость одного кирпича в торговой компании составляет 10 руб. ставка НДС составляет 20%, сумма НДС, соответственно 2 руб.
- Для покупателя, работающего по ОСНО кирпич будет стоить 10 руб., НДС 2 руб., Итого с НДС 12 руб.
- Для покупателя, работающего по УСН кирпич будет стоить 12 руб.. НДС не выделяется и не может подлежать возврату
Но в сметах НДС начисляется в итоге (в лимитированных затратах), а в позициях сметы стоимость материалов (МАТ) и эксплуатации машин (ЭМ) указывается без НДС.
Значит подрядчик купит кирпич за 12 руб, в смету добавит кирпич за 10 руб. Не начислив НДС в итоге, он теряет 2 руб.
Но начислять НДС в итоге сметы ему нельзя, т.к. он не является его плательщиком.
В таком случае подрядчику необходимо компенсировать затраты на уплаченный им НДС. В лимитированных затратах в итоге сметы «НДС» заменяется на «Компенсация НДС при УСН».
Смета при упрощенной системе налогообложения (УСН) обновлено на 2023 г.
Неправильно сформированная смета грозит тем, что подрядчик на УСН потеряет 20 % от суммы заказа, а заказчик не сможет принять налог к вычету.
Единственный правильный вариант — включить в смету приобретенные материалы, работы или услуги в сумме без НДС. Графу «НДС» замените на «Компенсация НДС при УСН». Посчитать сумму компенсации надо по специальной формуле, о ней расскажем ниже.
Подрядчики-упрощенцы допускают две распространенные ошибки:
-
Учитывают НДС в составе расходов и не отражают в смете. Появляются лишние расходы, возможны убытки, так как налог не учтен в цене работ.
Кроме того, есть риск получить претензии от ФНС и доначисление налогов с пенями и штрафами — так как подрядчик занижает налог к уплате, необоснованно увеличивая расходы.
-
Выписывают смету и счет-фактуру с НДС. Упрощенцы, которые выписали счет-фактуру с НДС, обязаны отчитаться по налогу и уплатить его в бюджет. При этом возместить входной НДС все равно не получится. В итоге подрядчик платит налог два раза: сначала поставщикам, а после расчета с заказчиком еще и в бюджет.
Нельзя просто взять и умножить итоговую стоимость работ по смете на ставку налога. Сумму для графы «Компенсация НДС» нужно рассчитать по формуле. Она утверждена письмом Госстроя РФ от 06.10.2003 № НЗ-6292/10:
(Мат + (ЭМ — ЗПМ) + НР × 0,1712 + СП × 0,15 + ОБ) × 20 %, где:
- Мат — расходы на материалы по смете;
- (ЭМ — ЗПМ) — расходы на эксплуатацию машин, уменьшенные на зарплату машинистов;
- НР ч 0,1712 — накладные расходы в мат затратах (17,12% — стандартный норматив, в районах Крайнего Севера он повышен на уровень 18,2%);
- СП × 0,15 — сметная прибыль по нормативу 15 %;
- ОБ — расходы на эксплуатацию оборудования;
- 20, 10 или 0% — ставка НДС.
Работая со сметой, помните, что в нее нужно включать все расходы, которые нужны для выполнения работы. Если кроме строителей задействованы офисные сотрудники, учтите их оплату труда, если закупали канцелярию — учтите и ее. В расходы на эксплуатацию машин добавьте топливо, лизинговые и арендные платежи, ремонтные работы.
К сожалению, данный шаблон для УСН и разъяснения, которые приводятся выше, не всегда решают все проблемы. Зачастую заказчики или проверяющие соглашаются на оплату компенсации, но категорически не хотят видеть ее в смете. То есть требуют, чтобы сумма компенсации НДС была «растворена» в смете. Это совершенно неверно и такая смета не пройдет автоматизированной проверки, но зачастую проще сделать так, как требует заказчик, чем что-то ему доказывать.
Чтобы «растворить» НДС в смете придется использовать стандартный шаблон и дописать формулы расчетов эксплуатации машин, стоимости материалов, накладных расходов и сметной прибыли. Сначала сделаем это для одной расценки, а потом используем функцию «Распространить», чтобы получить необходимый расчет в остальных расценках.
Сущность системы «Упрощенная система налогообложения»
Главная особенность УСН заключается в упрощении процедуры подсчета налогов и уплаты их в государственный бюджет. Это делает систему доступной и понятной даже для тех, кто не имеет специального экономического образования.
УСН предлагает сниженные ставки налогообложения, что является привлекательным для малого и среднего бизнеса. Оформление налоговой декларации в рамках УСН осуществляется по упрощенной схеме, что позволяет сэкономить время и средства на консультациях специалистов.
УСН дает предпринимателям возможность выбирать наиболее удобный для них порядок определения налоговой базы: поступления денежных средств или расходы. Также применяются различные системы налогообложения: упрощенная система налогообложения доходов или упрощенная система налогообложения доходов минус расходы.