Сколько стоит приватизация земли

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько стоит приватизация земли». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для начала необходимо подготовить документы, а также подать заявление в администрацию города. Иногда заявление необходимо подавать в земельный департамент или в Росимущество. Подробная информация указана в договоре аренды. Главное перед подачей документов на переоформление земли, находящейся в аренде — убедиться, что основные условия перехода участка в собственность соблюдены.

Порядок и правила приватизации ЗУ

Порядок и правила приватизации ЗУ ориентированы на нормы законодательства, которые рассматривают допустимость передачи муниципальных земель в частные руки.

Так, арендаторы, не имеющие гражданства РФ, согласно закону, не допускаются к безвозмездному получению арендуемых земель. Даже посредством внесения выкупной стоимости ЗУ, таковые не вправе переоформить в собственность земли сельскохозяйственного назначения.

Отдельные категории арендаторов, напротив, имеют льготы при оформлении. К ним относятся:

  • инвалиды, независимо от группы нетрудоспособности;
  • собственники капитальных строений.

Так как судьба земли следует судьбе строения, данные категории физических и юридических лиц вправе приватизировать участок. А при наличии препятствий – выкупить его по кадастровой стоимости. По правилам, выкуп допускается для всех категорий арендаторов. По усмотрению лиц, допускается участие в торгах или отказ от участия.

Отказ в приватизации арендованной земли

Бывают случаи, когда уполномоченный орган отказывает в приватизации. Для этого есть основания, указанные в законодательстве:

  • земли относятся к списку запрещенных для приватизации;
  • территория зарезервирована муниципальными и федеральными органами для собственных нужд;
  • нарушение арендатором условий пользования землей.

Любой отказ в приватизации арендованной земли должен быть обоснованным и подлежит обжалованию. Можно решить вопрос в досудебном порядке в местной администрации или в судебном порядке.

В первом варианте заявление рассматривается в течение 15 дней, и заявителю направляется письменный ответ, который также может быть обжалован уже в судебном порядке.

Порядок действий при отказе в приватизации:

  • получить отказ в письменном виде;
  • собрать дополнительный пакет документов (список зависит от ситуации);
  • подать иск;
  • оплатить госпошлину;
  • дождаться решения суда в течение 2 – 3 месяцев.

Как показывает практика, большинство заявлений подлежит удовлетворению.

В наибольшей степени «Дачная амнистия», касается как раз земельных участков, которые с советских времен носят названия «дача». Те самые «пять соток» в садоводческом товариществе, которые росли, как грибы, вокруг городов, начиная с 70-х годов.

Земля выделялась и оформлялась сразу «большим куском» — на СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) или ДНТ (дачное некоммерческое товарищество). А затем уже нарезалась небольшими участками для каждого члена сообщества.

Формальным хозяином земли являлся не человек, пользующийся своей дачей, а структура – товарищество садоводов и дачников. То есть, дачника в любой момент могли «попросить» из товарищества, хотя, справедливости ради, надо сказать, что такие случаи происходили довольно редко. ФЗ№ 93 разрешил оформлять такие участки в личную собственность.

Процедура оформления приватизации участка, принадлежащего СНТ, сложнее, чем индивидуального. Члену садоводческого товарищества вначале следует обратиться с заявлением к его председателю и направить соответствующую заявку в органы местной власти. Только после того, как заявка будет одобрена, можно приступать к процедуре регистрации земли на свое имя.

Если же дача была выделена гражданину лично, порядок оформления будет общим – прямо в Росреестре. В этом случае действует упрощенный порядок регистрации, предусмотренный ФЗ№ 93, и если есть возможность желательно воспользоваться им. Стоимость оформления складывается из оплаты следующих действий:

Наименование

Стоимость

Межевание территории

От 10 000 рублей

Государственная пошлина за приватизацию земельного участка

Согласно процедуре «Дачной амнистии» — 350 рублей, в остальных случаях – 2000 рублей

Выписка из ЕГРН

300 рублей

Огромное количество частной недвижимости в России расположено на земле, принадлежащей государству. С многоквартирными домами все понятно, в этом случае выбора нет. А вот землю под частным домом можно и нужно приватизировать. Пока владелец дома этого не сделает, земля останется на балансе государства. Следовательно, распоряжаться ею домовладелец не может. И в случае отчуждения (например, для строительства государственного объекта) получит компенсацию лишь за жилое строение.

Так что приватизировать землю, на которой стоит частный дом, все-таки стоит. Вам предстоят затраты, но, по крайней мере, выкупать участок по рыночной стоимости не придется.

Итак, какие расходы потребуются для приватизации земли под ИЖС

Наименование

Стоимость

Техпаспорт на строение

1500 рублей

Выписка из ЕГРН

300 рублей

Проведение процедуры межевания

От 7000 рублей

Госпошлина

350 рублей за землю под домом и 2000, если приватизируются и другие участки

Услуги нотариуса

От 1000 рублей

Сроки оформления и стоимость

Период рассмотрения заявления на регистрацию занимает около 1 месяца, при условии полного пакета собранных бумаг. В случае отсутствия какого-либо документа, процесс может затянуться, поскольку на его оформление потребуется дополнительное время.

Что касается стоимости, сама процедура проводится на бесплатной основе. Но потребуется оплатить обязательную пошлину за регистрационное свидетельство, которая составляет 2000 рублей. Также может потребоваться оплата дополнительных справок и каких-либо отсутствующих документов.

Читайте также:  Сроки действия российских загранпаспортов: проверка, замена по истечении

Приватизация арендованного участка земли является довольно трудоемкой процедурой. Для успешного осуществления процесса следует тщательно ознакомиться с информацией относительно пакета необходимых бумаг и подготовить соответствующее заявление. В некоторых случаях может потребоваться помощь специалиста по земельным вопросам.

Как перевести землю из аренды в собственность после постройки дома (ИЖС)

По общему правилу отраженному в пп.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ земельные участки предоставляются (продаются) без торгов собственникам зданий или сооружений расположенных на таких арендуемых земельных участках. Для того чтобы в полной мере отвечать данной норме права, необходимо иметь завершенный объект строительства, то есть жилой дом введенный в эксплуатацию на основании акта органа исполнительной власти. Если вашим договором не предусмотрены специальные условия по предоставлению арендуемого участка в собственность, а также региональное законодательство не содержит каких-либо иных требований, к примеру к площади застройки участка, то когда вы зарегистрируете здание — вы будете вправе выкупить данный участок по ставке установленной субъектом федерации.

Обратите внимание, что распоряжением главы некоторых республик в составе РФ, льготный выкуп арендованной земли, возможен после 5 лет после регистрации дома. Рекомендую получить консультацию о правах выкупа в Администрации еще до начала аренды.

Как перевести в собственность землю под объектом незавершенного строительства (ОНС или недострой)

Точного определения в законодательстве «Недострой» или Объекта незавершенного строительства не содержится, однако, если взять системную взаимосвязь положений статей Гражданского или Градостроительного кодексов можно получить ориентировочное понятие:

  • ч.1 ст. 130 ГК РФ — К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. ч.1 ст. 131 ГК РФ — Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами;
  • п. 10 ст. 1 ГрК РФ — Объект капитального строительства это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением не капитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Анализируя приведенные выше нормы, постараемся выделить понятие объекта незавершенного строительства (объекта незавершенного капитального строительства, «сокращенно» ОНС) — ОНС признается такое недвижимое имущество (здание, строение, сооружение), строительство которого продолжается или не завершено.

Дополнительно выделим признаки, которым ОНС должен соответствовать:

  1. Прочная связь с землей и отсутствие возможности его перемещения без несоразмерного ущерба;
  2. Приостановление строительства, консервация, либо окончательная остановка строительства;
  3. Индивидуальная определенность.

По поводу того, является ли фундамент не достроенным объектом, лучше обсудить с кадастровым инженером. В разных регионах политика администрации отличается согласно региональному законодательству.

Из перечисленного выше мы делаем вывод, что ОНС — это недвижимое имущество, а недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и кадастровому учету. Для этого необходимо:

  1. Собрать полный пакет документов на земельный участок;
  2. Вызвать кадастрового инженера для подготовки документации и для кадастрового учета дома (ОНС);
  3. Получить уведомление из администрации в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ;
  4. Сама регистрация проходит в общем порядке при обращении в местный МФЦ.

Кроме того определение ВС РФ от 19.09.2017 № 305-ЭС17-7338 по делу № А41-27734/2016. Позиция ВС РФ — Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с позицией первой и кассационной инстанций и оставила в силе постановление апелляции. Тем самым судебная коллегия ВС РФ подтвердила, что фактический владелец недостроенного объекта на арендованном участке вправе претендовать на заключение договора аренды земельного участка на новый срок без торгов. Оформлять для этого право собственности на объект незавершенного строительства не обязательно. Прочитайте, коллегия судей достаточно внятно все там разъясняет.

Также, закон предусматривает регистрацию участка со строениями, как собственного имущества, если он куплен до 2001 года. Список собственных владений, которые попадают под привилегированные условия:

  • Аграрные угодья в СНТ и ДНТ;
  • Угодья под ИЖС;
  • Земля для строительства гаражей и бань;
  • ЛПХ со строениями, в которых предусмотрено отсутствие одобрение стройки.

Также, обратите внимание, что согласно поправкам в три федеральных закона – №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004, №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 и №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015, до 1 марта 2020 года:

  • не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
  • регионы вправе устанавливать максимальную стоимость услуг кадастровых инженеров за составление документов, требуемых для постановки объекта на учет;
  • основанием для госрегистрации является технический план строения и документы, подтверждающие право на владение землей.

Как перевести из аренды в собственность землю под огородничество

С 2019 года на земельных участках с назначением «для ведения огородничества» строить капитальные здания запрещено, в противном случае будет нецелевое использование, что является грубым нарушением. При этом, региональными приказами и положениями норм местного законодательства регулируется ценовая политика выкупа земельных участков лицам использующими их на праве аренды.

Например, в некоторых районах Московской области есть приказ ДИЗО (Департамент имущественных и земельных отношений), который гласит, что — земельные участки без строений, предназначенные для садоводства или огородничества, могут быть выкуплены у государства в собственность за 50% кадастровой стоимости.

Таким образом остаются 2 варианта:

  1. Выкуп данного земельного участка с торгов (не всегда выгодно).
  2. Изменение вида размешенного использования земельного участка (ВРИ). Но здесь придется договариваться с муниципалитетом. Так, согласно п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации — основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. В силу п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, с учетом согласования с полномочным арендодателем. Иными словами, если вы получите согласование от собственника (муниципалитета) о смене ВРИ, то путем обращения с заявлением в Росреестр вам без проблем изменят ВРИ на нужный, предполагающий строительство (ИЖС, ЛПХ и т.д.).
Читайте также:  В Татарстане установлен размер социальных выплат и субсидий на 2023 год

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О приватизации государственного и муниципального имущества»

О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

30 ноября 2001 года

5 декабря 2001 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации;

15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства;

16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования;

18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения;

Читайте также:  Больничный по уходу за ребенком в 2023 году: как оплачивается и как рассчитать

19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации;

21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации.

Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.

Аренда земельного участка: кто имеет право получить землю в собственность

Оформление арендуемого земельного надела в собственность их временного пользователя – арендатора, закреплено правовыми нормами, в частности ст. 39.9, 39.18, 39.20 Земельного кодекса РФ, а также другими законодательными актами муниципального и федерального уровня.

Их выполнение обеспечивает законный доступ широкого слоя населения страны к земельным ресурсам для полного удовлетворения своих потребностей в приобретении более комфортного жилья и возможности по занятию крестьянским и фермерским трудом.

По общей процедуре, для исключения коррупционной составляющей в процессах продажи и покупки арендуемых земель, их выкуп производится с использованием торгов (аукционов). Цена земли на торгах определяется как максимальная стоимость, предложенная участниками.

Однако тема нашей статьи посвящена выкупу земли из аренды у администрации города без проведения торгов. В народе эту процедуру еще называют приватизация земельного участка.

Итак, как же на практике осуществить указанную процедуру и у кого есть такое право?

Не будем вдаваться в подробности, как и кто, может приобрести земли у государства без проведения торгов, остановимся именно на ситуациях когда земля в аренде.

Земельный кодекс, говорит о том, что перевести участок земли из аренды в свою личную собственность вправе любое лицо, который соответствует определённым критериям.

Кто может приватизировать земельный участок

Право на приватизацию арендуемых участков есть как у физических, так и у юридических лиц, при условии, что у них на руках имеется действующее соглашение с муниципалитетом об аренде земельного участка. Как правило, подобные договора заключаются на достаточно длительное время от 20 до 49 лет.

Основаниями, позволяющими приватизировать арендованный земельный участок, являются:

  • наличие договора аренды, срок действия которого 20 и более лет;
  • время фактического пользования участком – 3 года и более;
  • участок был застроен постройками жилого и нежилого типа, которые находятся в собственности у арендатора.

Право на переоформление муниципальной собственности в частную при наличии одного или нескольких веских оснований, есть у всех дееспособных совершеннолетних лиц, ранее не использовавших возможность бесплатной приватизации (дается раз в жизни).

Земельные правоотношения, включая приватизацию, регламентируются сразу несколькими правовыми нормами.

Выделяют следующие нормативно-правовые акты:

  • Земельный кодекс РФ – условия заключения договора аренды отмечены в ст. 22 ЗК РФ, а право на приватизацию в ст. 25 ЗК РФ.
  • ФЗ № 93 или, так называемая, «Дачная амнистия» – определяет нюансы оформления объектов недвижимости по упрощенному порядку.
  • ФЗ № 1541-I «О приватизации…» (новая редакция) – основополагающий свод правил, который регламентирует перевод жилья в собственность граждан.
  • ФЗ № 173 от 21.12.2001 (с обновлениями) – определяет особенности переоформления государственного и муниципального имущества.

Кто может приватизировать

Правомочием на проведение процесса приватизации, в первую очередь, наделяется тот, кто построил на участке дом или другое строение. Кроме того, это могут быть и другие лица, которым предоставлено право использовать надел на праве безвозмездного использования. Для примера, это касается лиц, выступающих в роли правопреемников в наследственных правоотношениях. В качестве обязательного условия называют то, чтобы ранее гражданин не принимал участие в подобных процессах. Законодатель указывает на то, что рассматриваемое правомочие может быть использовано гражданином только единственный раз за всю жизнь.

Также устанавливается, что не имеет право оформить заявку на участие в процессе приватизации лицо, отнесенное к гражданской принадлежности другой страны.

Вопросы аренды и покупки регулируют Гражданский и Земельный Кодексы РФ. Человек через 3 года после заключения договора получает приоритетное право выкупа участка в частную собственность. Лицу достаточно обратиться к владельцу с просьбой о продаже земли.

Если в роли владельца выступает государство, то процедуру покупки осуществляют в виде аукционов. Право собственности получает тот, кто предложит большую сумму. Без предварительных торгов и по фиксированной стоимости участок могут выкупить люди, которые:

  • подписали договор, сроком более чем 3 года;
  • наследники пожизненных арендаторов;
  • построили на территории капитальное здание (дом, баню).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *