Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При конфискации имущества должны быть учтены права и законные интересы членов семьи осужденного, проживающих совместно с ним. Суды должны проверять принадлежность обвиняемому описанного имущества, и при наличии данных, свидетельствующих о том, что арест наложен на имущество, не принадлежащее обвиняемому, суд при отсутствии спора о принадлежности этого имущества обязан решить вопрос об исключении такого имущества из описи, о снятии ареста и о возврате его законному владельцу.

№ 30. Наложение административного взыскания: общие положения, общие правила, учитываемые при наложении взыскания

  • Наложение административного взыскания обусловлено совершением административного правонарушения. Именно оно вызывает необходимость применения административного взыскания.

  • В ч. 5 ст. 4.2 КоАП установлено: «Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности».

  • Такая категоричность не означает, что за каждое совершенное правонарушение обязательно должно следовать наложение административного взыскания. Закон предусматривает и возможность освобождения от административной ответственности (наложения административного взыскания).

  • Наложить административное взыскание – это означает назначить, установить, определить вид и точный его размер, которого заслуживает, по мнению компетентного органа (должностного лица), виновное лицо.

  • Назначается взыскание в постановлении (решении) органа (должностного лица), вынесенном по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.

  • Наложение административного взыскания является важнейшим и наиболее сложным моментом в деятельности органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении, поэтому к нему следует относиться со всей ответственностью, ведь достичь целей административной ответственности возможно только при обоснованном и справедливом наложении наказания виновному лицу.

  • Наложение взыскания не является простым перенесением его и санкции в постановление по делу. Так поступать практически невозможно, ибо нормы, устанавливая общие меры административной ответственности, в большинстве своем являются относительно определенными и нередко альтернативными, т. е. содержащими несколько видов административных взысканий.

  • Компетентному органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении, предоставлено право по своему усмотрению:

    1. избрать вид административного взыскания для наложения на виновное лицо;

    2. определить его точный размер.

    • Однако подобное усмотрение не может быть произвольным, его следует обосновать. Такое обоснование должно соответствовать определенным правилам, установленным в законе. Существует целая система правил, которые должны учитываться при определении административного взыскания. Основные из них установлены в гл. 7 КоАП «Наложение административного взыскания». К ним относятся:

    1. общие правила наложения административного взыскания;

    2. обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;

    3. наложение административного взыскания при множественности правонарушений;

    4. исчисление срока административного взыскания;

    5. сроки наложения административного взыскания;

    6. срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию;

    7. возложение обязанности возместить причиненный вред.

    • Статья 7.1. Общие правила наложения административного взыскания

    • Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются независимо от того, указаны ли они в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

    • При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются:

    • характер совершенного административного правонарушения;

    • обстоятельства его совершения;

    • личность физического лица, совершившего административное правонарушение;

    • степень его вины;

    • характер и размер причиненного им вреда;

    • имущественное положение;

    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

    • При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются:

    • характер административного правонарушения;

    • характер и размер причиненного вреда;

    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;

    • финансово-экономическое положение юридического лица.

    Конфискация имущества в России

    Конфискация предусматривалась ещё такими древними памятниками русского права, как Русская Правда и Соборное Уложение 1649 года. В Своде Законов 1832 года и Уложении о наказаниях 1845 года она предусматривается как мера наказания за политические преступления. Однако с принятием редакции Уложения о наказаниях 1885 года конфискация как вид наказания уходит из российского права.

    Вновь институт конфискации был восстановлен после революции 1917 года и с тех пор включался во все принимаемые уголовные кодексы РСФСР. Он был включён и в первоначальную редакцию УК РФ, однако в 2003 году конфискация как вид наказания была исключена из уголовного законодательства.

    Полное исключение конфискации из перечня наказаний и иных мер уголовно-правового характера стало предметом широкого обсуждения в научной среде. При этом значительное число авторов высказалось в негативном ключе, считая отмену конфискации необдуманным и вредным решением, негативно влияющим на состояние и тенденции преступности.

    21 марта 2006 года для России вступила в силу Конвенция ООН против коррупции, согласно ч. 1 ст. 31 которой государства-участники должны принять «в максимальной степени, возможной в рамках его внутренней правовой системы, такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации: а) доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов; b) имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначенных для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией». Кроме того, положения о конфискации имущества содержались также в иных международных документах: ст. 12 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года; ст. 8 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года; ст. 1, 13-16 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года и др.

    В 2006 году конфискация вновь была введена в УК РФ, однако уже не как вид наказания, а как иная мера уголовно-правового характера. Это было сделано Федеральным законом от 27.07.2006 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма“ и Федерального закона „О противодействии терроризму“», поскольку положения указанной конвенции требовали введения конфискации имущества, используемого или предназначенного для финансирования терроризма. Однако законодатель не ограничился этим, и включил в законодательство и иные формы специальной конфискации.

    Читайте также:  Управляющая компания или товарищество собственников жилья: что выбрать?

    Общую конфискацию имущества заменят штрафом

    При ведении административного процесса применяется закон, действующий соответственно во время начала ведения административного процесса, подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, его рассмотрения и исполнения административного взыскания.

    Имущество, подлежащее аресту, перечисляется и описывается в описи имущества с указанием в ней предусмотренных законодательством сведений.

    В результате буксир был конфискован в соответствии со статьей 16.21 КоАП РФ «Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка». Оспорить это решение собственник не смог и обратился в Конституционный суд Российской Федерации.

    Интернет-портал «Российской газеты»(16+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 — 50379.

    Судебная практика по статье 3.7 КоАП

    Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) – организации производится при участии его законного или уполномоченного представителя в присутствии понятых.

    Размер доли супруга в общем имуществе и какое конкретно имущество должно быть ему выделено суд определяет с учетом всего совместно нажитого имущества, включая и то, на которое в силу закона не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, или которое не подлежит конфискации.

    Доступ к сокрытому стал возможен после демонтажа люков воздуховодов и передней панели внутри салона автобуса с использованием технических средств контроля (отвертка, зеркало, фонарь). Из заявления Б. усматривается, что во время следования в качестве водителя на рейсовом автобусе «Брест — Бяла-Подляска» от автовокзала в г.
    Для разрешения вопроса о приостановлении исполнительного производства суду следует направлять сообщение в орган принудительного исполнения о предъявленном иске независимо от того, поступала ли такая просьба от истца.

    Порядок конфискации имущества

    Имущество конфискуется по следующему алгоритму:

    1. На имущество, перечисленное в исполнительном листе, накладывается арест.
    2. После того, как арест будет снят, вещи переходят в собственность государственных органов.
    3. Получивший имущество орган может воспользоваться правом взыскателя, отказаться от вещей он не может.
    4. Прежде чем реализовать исполнительный лист, должнику предоставляется пять дней для оплаты.
    5. Изъятие происходит с обязательным оформлением акта и участием понятых.
    6. Помимо вещей, арестовываются также и счета осужденного. Для этого в банк направляется постановление об изъятии с указанием реквизитов для перевода денежных средств.

    Для конфискации недостаточно совершить преступление. Помимо виновности потребуется доказать, что имущество:

    • получено в результате совершения преступления;
    • было орудием для преступных целей;
    • куплено на денежные средства, полученные от преступной деятельности.

    Для конфискации достаточно одного из перечисленных оснований. Если изъять имущество в натуре невозможно (к примеру, оно было продано), то конфискуются денежные средства в размере стоимости этого имущества.

    Решение о конфискации имущества принимается единовременно с приговором. При этом необходимо перечислить все объекты, подлежащие изъятию.

    В административном праве конфискация имущества – это разновидность наказания, предусмотренная за определенные нарушения закона. Согласно ст. 3.7 КоАП РФ, изъять могут только орудия правонарушения.

    Конфискованное имущество передается в собственность государства или муниципалитета. Без решения суда изъять собственность гражданина нельзя. Исключение – нарушение правил ввоза/вывоза вещей через границу. В этой ситуации сотрудник таможни может конфисковать имущество без решения судебных органов.

    Виды ценностей, которые могут быть конфискованы

    В Российском законодательстве сегодня не предусмотрено полной конфискации. Это значит, что имущество изымается частично, с учетом источника приобретения и цели дальнейшего использования. Принято различать четыре группы ценностей, подлежащих конфискации (ч. 1 ст. 104.1 УК РФ):

    1. Любая собственность, материальные блага, приобретенные в результате совершения преступления. Это касается и обстоятельств, при которых полученное незаконным путем имущество, было уже преобразовано. Применимо только при назначении наказания за следующие преступления согласно Уголовному кодексу, направленные против:
        жизни и здоровья (ч. 2 ст. 105, ч. 2-4 ст. 111);
    2. свободы личности (ч. 2 ст. 126, 127.1, 127.2);
    3. избирательных прав (ч. 2 ст. 141, 141.1, ч. 2 ст. 142);
    4. трудовых прав (ст. 145.1 – исключительно при условии совершения деяния из корысти);
    5. авторских прав (ст. 146, 147);
    6. семьи, детей (ст. 153-155, только если мотив корыстный);
    7. нормальной экономической деятельности (ст. 171.1, 171.2, 171.3, 171.4, 174, 174.1, 183, ч. 3 и 4 ст. 184, 186, 187, 189, 191.1);
    8. интересов службы в частных организациях (ст. 201.1, ч. 5-8 ст. 204);
    9. безопасности общества (связанные с терроризмом, бандитизмом, орг. преступностью – ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227);
    10. здоровья нации (в сфере незаконного обращения наркотиков, психотропов, сильнодействующих веществ, ядов и т. д. – ст. 228.1, ч. 2 ст. 228.2, 228.4, 229, 231, 234, 235.1, 238.1);
    11. нравственности (ст. 240, 241, 242, 242.1);
    12. экологии (ст. 258.1);
    13. безопасности государства (ст. 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1-282.3, 283.1);
    14. госслужбы (ст. 285, 285.4, 290);
    15. правосудия (ст. 295, 307-309);
    16. порядка управления (ч. 5, 6 ст. 327.1, 327.2);
    17. безопасности человечества (ст. 355, ч. 3 ст. 359, 361);
    18. законного перемещения через границу России или таможенную границу государства (200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ).

    Исключение – все виды собственности и доходы от нее, которые подлежат возращению собственникам, у которых они были незаконно изъяты преступниками.

    1. Все ценности, в которые было преобразовано имущество, указанное выше, прибыль и доходы полученные от него.
    2. Ценности и денежные активы, предназначенные для финансирования экстремистов, терроризма, оргпреступности или незаконных вооруженных формирований.
    3. Предметы, с помощью которых виновный совершил преступное деяние, использовались для достижения преступного результата (оборудование, приспособления, орудия и прочие средства). Перечень статей, по которым эти вещи могут быть конфискованы неограничен, то есть в доход государства могут обращаться предметы, использованные для совершения любого преступления. Например, это могут быть деньги, переданные в качестве взятки или коммерческого подкупа.

    Сложности применения конфискации

    Практическое применение конфискации связано со следующими сложностями:

    1. Сложные формулировки в законе, неограниченный перечень имущества (например, «иное имущество», «иные доходы» и т. д.).
    2. Не всегда удается установить наличие материальных благ и их местонахождение, подтвердить, что именно они приобретены или получены преступным путем.
    3. Если предыдущее все же сделать удалось, то нередко возникает следующая преграда – установление факта того, что третьим лицам, у которых находится имущество, известно или должно быть известно о том, что оно добыто преступным путем. На физических лиц законом обязанность устанавливать происхождение имущества не возложена. То есть при передаче преступником незаконно полученного имущества знакомым, они не обязаны спрашивать у него, что это за имущество и откуда оно.

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Читайте также:  Внеочередной, первоочередной или преимущественный прием детей в ДОУ

    Что могут конфисковать при нарушении норм УК РФ?

    В уголовном праве указаны 4 категории имущества, которые могут быть конфискованы:

    • средства/объекты/инструменты, с помощью которых преступник совершил преступление;
    • объекты, используемые для достижения террористических целей. Как пример: деньги для организации работы преступной группы, оборудование для создания плакатов с призывом к экстремистской деятельности и т.п.;
    • преобразованные ценности. К примеру, в результате неправомерной деятельности было приобретено имущество, которое под видом гражданско-правовой сделки было передано третьим лицам;
    • объекты, полученные в результате преступления.

    Поэтому в суде необходимо доказать не только вину ответчика, но также природу происхождения имущества.

    Как уберечь ценности от конфискации?

    Лица, признанные должниками и являющиеся собственниками недвижимости и иных ценных объектов, могут сохранить большую часть своего имущества вполне законным путем, избежав взысканий со стороны исполнителей. Наиболее актуальные методы решения проблемы таковы:

    • своевременно оформить брачный контракт, по положениям которого все имущество принадлежит или супруге, или супругу. Риск заключается в том, что муж или жена в дальнейшем могут воспользоваться доступной возможностью и при разводе другой стороне ничего не оставят;
    • подарить имущество родственнику или близкому человеку. Риски в этом случае аналогичны предыдущему варианту – после закрытия дел одариваемый попросту не захочет возвращать ценности;
    • предоставить исполнителям судебного решения квитанции или чеки, которые доказывают, что собственником дорогостоящего имущества является другой человек, несмотря на тот факт, что все эти вещи расположены в единственном доме должника;
    • ходатайствовать об отсрочке на основании отсутствия возможности своевременно выполнить решение суда. Для достижения цели потребуется заполнить заявление с приложением документов, подтверждающих наличие уважительных причин;
    • обжаловать решение суда. Как показывает судебная практика, данный вариант преимущественно используется для того, чтобы выиграть время, так как добиться избавления от наказания почти невозможно. Но в дополнение нарушитель получает в среднем полтора месяца на то, чтобы рассчитаться со взыскателями. Также это время можно потратить на действия для гарантии сохранности имущества.

    В любом случае, не рекомендуется доводить дело до суда. Даже при использовании многочисленных лазеек и инструментов нивелирования последствий должнику все же придется расстаться со своим имуществом. Суть в том, что судебные приставы на своем опыте знают о возможных вариантах, поэтому будут всячески препятствовать их успешной реализации. К примеру, за исполнителями закреплено право признавать недействительными сделки, заключенные должником в последнее время.

    Итак, конфискация имущества проводится как дополнительная мера наказания и в целях удовлетворения требований кредиторов. Процедура реализуется в строго регламентированном порядке. Нарушение установленных положений дает право должнику ходатайствовать о прекращении взыскательных действий в его отношении. Поэтому так важно знать особенности и нюансы всей процедуры – от вынесения судом обвинительного решения, до изъятия имущества в пользу государственных органов/пострадавшего лица.

    Имущество, не подлежащее конфискации

    • единственного жилого помещения, если у него нет других мест для проживания, и земли под ним;
    • мебели, плиты, посуды и других насущно необходимых предметов обихода;
    • принадлежащих детям одежды, игрушек и других вещей;
    • топлива, используемого для приготовления пищи и обогрева помещения;
    • семян, предназначенных для засевания;
    • домашней скотины и птицы, служащих единственным источником пропитания. В этом случае полная конфискация имущества означает гибель ответчика и его семьи;
    • оборудования и инструментов, необходимых для заработка, если судом не был наложен запрет на осуществление данной трудовой деятельности;
    • денежных средств в размере прожиточного минимума;
    • детского пособия, пенсии и других социальных выплат.

    Также не может быть изъято имущество, принадлежащее супругу должника. Доказательством того, что конфискуемая собственность не находится во владении ответчика, могут служить:

    • товарные чеки;
    • гарантийные талоны;
    • другие документы, идентифицирующие личность владельца;
    • показания свидетелей.

    Комментарии к статье 3.7 КоАП РФ, судебная практика применения

    В п.п. 23.2, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

    Конфискация как вид административного наказания

    В соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

    Недопустимость конфискации. Когда изъятие имущества не является конфискацией?

    При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения части 4 статьи 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП РФ.

    При этом необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.

    Возможность изъятия предметов, которыми лицо владеет на законном основании

    Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

    Об изъятии у лица орудий и предметов, изъятых из оборота суд обязан указать в постановлении по делу даже в случае прекращения производства

    Читайте также:  Гражданство без инвестиций. Как приобрести австрийский паспорт

    Учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.

    Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.


    В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 года содержатся следующие разъяснения:

    Конфискация культурных ценностей, являющихся орудием совершения или предметом правонарушения в области таможенного дела в собственность Российской Федерации

    Вопрос 1. Обязан ли судья суда общей юрисдикции, арбитражный суд при назначении административного наказания в виде конфискации в том случае, когда орудие совершения или предмет административного правонарушения в области таможенного дела является культурной ценностью, в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении, решения по делу о привлечении к административной ответственности указать на то, что обращение соответствующего имущества производится в собственность Российской Федерации или в собственность субъекта Российской Федерации?

    Ответ. В случае нарушения российскими и иностранными лицами правил вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей в отношении таких лиц возможно применение предусмотренного санкциями статей гл. 16 КоАП РФ («Административные правонарушения в области таможенного дела (Нарушения таможенных правил)») административного наказания в виде конфискации культурных ценностей как орудия совершения либо предмета административного правонарушения.

    В силу ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

    Из указанной нормы КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения судья в постановлении по делу об административном правонарушении, арбитражный суд по делу о привлечении к административной ответственности должны разрешить вопрос о том, в собственность Российской Федерации либо в собственность субъекта Российской Федерации будет обращена конфискуемая вещь.

    Положение ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ распространяется и на орудия совершения или предметы административного правонарушения, являющиеся культурными ценностями, под которыми понимаются, в том числе произведения культуры и искусства, результаты научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы и уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. N 3612-1).

    Правовое регулирование, в частности порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации, а также вывоза и ввоза культурных ценностей относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры (ст. 37 Основ законодательства о культуре).

    Особенности современной конфискации

    Мнение эксперта

    Егоров Олег Юрьевич

    Юрист-практик с 10-летним стажем. Специализация — уголовное право. Большой опыт в составлении договоров.

    С 1997 г. конфискация имущества являлась разновидностью наказания, предусматриваемого Уголовным кодексом за особо тяжкие преступления, а также совершенные из корыстных побуждений.

    Примером тому является печально известное раскулачивание зажиточных крестьян, лишаемых всех земель, орудий производства и насильственно переселяемых в удаленные районы области.

    Однако в 2003 г. конфискация была исключена из системы наказаний и в настоящее время действует как дополнительная мера уголовно-правового характера. Изменения, касающиеся правовой природы и вопросов применения конфискации имущества, заключаются в следующем:

    Виды ценностей, которые могут быть конфискованы

    Есть 4 варианта вещей и объектов с возможностью безвозмездного изъятия. Они прописаны в законодательстве:

    • предмет использовался в качестве орудия или средства при нарушении;
    • имущество с целевым использованием в виде терроризма или экстремизма. Примером могут служить средства, с помощью которых финансируются бандформирования или преступные сообщества;
    • доход, который был преобразован из средств, полученных в результате нарушений закона. Например, при вымогательстве группа лиц получила определенную сумму, на которую был куплен автомобиль для одного из участников. Соответственно авто изымается;
    • любые вещи, которые были получены при нарушении закона.

    Примером полученных предметов могут служить и товары, которые были не зарегистрированы при ввозе. Такие продукты изымаются без права возврата, так как были нарушены таможенные правила.

    В случае с интеллектуальными объектами отчуждение производится в отношении материальных продуктов такой деятельности.

    Кого коснется этот закон

    В первую очередь — иностранных государств, но не только их. Если коротко — то всех, кто совершил «недружественные действия» или натолкнул иностранные государства на такие действия по отношению к Беларуси. Это касается и физических, и юридических лиц, место регистрации при этом значения не имеет, а именно:

    • «аффилированные лица — юридические и (или) физические лица, прямо и (или) косвенно (через иных юридических и (или) физических лиц) определившие решение о совершении недружественных действий либо оказавшие влияние на принятие такого решения иностранными государствами а также юридические и (или) физические лица, зависящие от решений лиц из таких государств и включенные в перечень, определенный Советом Министров Республики Беларусь»;
    • «лица из иностранных государств, совершающих недружественные действия, — иностранные лица, связанные с иностранными государствами совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц и лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности».

    При этом в законе не указано, какие именно действия подпадают под понятие «недружественных» и как определить, находится ли лицо «под контролем иностранных лиц».

    Но отмечается, что изъятие имущества будет происходить «исключительно в качестве ответной меры при совершении в отношении Республики Беларусь, ее юридических и (или) физических лиц недружественных действий».


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *