Штраф за ККТ: ответственность за нарушения в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за ККТ: ответственность за нарушения в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отсутствие онлайн-кассы на предприятии – серьезное правонарушение, которое сопровождается наложением санкций. Штраф за неприменение онлайн-кассы для ООО устанавливается в пределах 75−100 % от суммы расчета, но не менее 30 000 рублей. Размер взыскания не зависит от формы собственности и системы налогообложения. Если произойдет повторное нарушение, последует приостановка деятельности организации сроком до 90 дней (при совокупном объеме от 1000 000 рублей).
Штрафы за неприменение онлайн-кассы для ООО
Наказание распространяется не только на руководителей, но и на конкретных лиц, работающих на предприятии. Сотрудников штрафуют на 25−50 % от суммы расчета. В некоторых случаях применяют меры по дисквалификации сотрудников сроком от 1 до 2 лет.
Как и в случае с ИП, организация может избежать наказания, если отправит в налоговую службу чек коррекции и укажет причину нарушения, например: отсутствие интернета, перебои с электричеством и т.д.
Как избежать штрафных санкций за неприменение ККТ
Предотвратить наказание, полагающееся за несоблюдение правил оформления продаж, можно с помощью алгоритма, изложенного в примечании к статье 14.5 КоАП. Законодатель допускает вероятность совершения ошибок, учитывая проблематичность адаптации бизнеса к новому режиму, и предлагает на этот случай достаточно простые решения:
- Добровольное исполнение обязанности, предусматривающей материальную ответственность, в период, предшествующий официальному вынесению контролирующими органами постановления, подтверждающего факт нарушения.
- Самостоятельное оформление чека коррекции. Поправки, внесенные в Кодекс, и вступившие в силу в 2020 году, допускают внесение исправлений без уведомления инспекции через личный кабинет — ранее на предоставление информации отводилось не более трех рабочих дней.
При этом нужно учитывать, что штраф за не выданный чек отменяется только в тех случаях, когда представители налоговой службы не успели выявить правонарушение в ходе проверки.
Обязанность выдачи кассового чека
В соответствии с требованиями законодательства, в частности, отдельных положений Федерального закона № 54-ФЗ, обязанность хозсубъектов выдавать покупателям кассовые чеки напрямую зависит от их (хозсубъектов) организационно-правовой формы, а также специфики осуществляемой ими деятельности, согласно учредительным и регистрационным документам.
При этом для некоторых категорий продавцов – как организаций, так и индивидуальных предпринимателей – использование кассовых аппаратов не является обязательным условием осуществления целевой деятельности.
Кассовые чеки не обязаны выдавать организации и ИП, осуществляющие уплату налогов в специальном режиме (ЕНВД либо ПСН). Однако относящиеся к данной категории продавцы обязаны по требованию клиента выдавать рукописный товарный чек (платежную квитанцию или аналогичный документ), с юридической точки зрения равнозначный кассовому.
Штрафы за неприменение онлайн-кассы для ИП
Если предприниматель нарушает требования ФЗ, не применяет ККТ при расчётах с покупателями, получается, он проводит платёжные операции мимо кассы и не выдаёт чеки покупателям. Налоговая инспекция не сможет контролировать доходы организаций.
В таких случаях на предпринимателя налагается штраф, который в 2022 году составляет от 25 до 50% от суммы расчёта, не менее 10 000 рублей. При этом предприниматель может избежать штрафа на первый раз, если сам сообщит налоговой службе о сумме, которая прошла мимо кассы и отправит в ФНС чек коррекции. Сделать это нужно раньше, чем налоговая сама узнает.
За повторное нарушение, если ИП по-прежнему будет проводить оплату не через онлайн-кассу, налоговая инспекция наложит запрет на ведение предпринимательской деятельности сроком до трёх месяцев (если совокупная сумма расчётов будет равна или превысит 1 млн рублей).
Штрафы за отсутствие ККТ для ООО
Неприменение онлайн-кассы на предприятии – серьёзное правонарушение, которое сопровождается наложением штрафных санкций. Штраф за работу без кассового аппарата для компаний устанавливается в пределах 75—100% от суммы расчёта, но не менее 30 000 рублей.
Штраф за отсутствие ККТ для ООО распространяется не только на руководителей организации, но и на материально ответственных лиц. Сотрудников также штрафуют, но только на 25—50% от суммы расчёта, а при серьёзных нарушениях могут дисквалифицировать сроком от 1 до 2 лет.
Если сумма неучтённых расходов превысила 1 миллион рублей или нарушение было зарегистрировано второй раз в течение года, то налоговые службы могут остановить деятельность юридического лица на 90 суток.
Как и в случае с ИП, организация может избежать наказания, если сама отправит в налоговую службу чек коррекции и укажет причину нарушения, например, отсутствие интернета, перебои с электричеством и т. д.
Претензии со стороны контролирующих органов могут обуславливаться различными обстоятельствами. Помимо уже упомянутого технического несоответствия оборудования, рассматриваются также следующие правонарушения:
- Несоблюдение регламента первичной и повторной регистрации, включая ограничения по срокам. Влечет за собой предупреждение либо взыскание на сумму до 3 000 (для организаций — до 10 000 рублей).
- Непредставление или несвоевременное предоставление информации и документации, запрашиваемой представителями налоговой службы. Предусматривает аналогичные санкции.
- Продажа без чека — ответственность за неприменение ККТ в виде штрафа для ИП и должностных лиц доходит до двух, для юридических субъектов — до десяти тысяч руб. за каждый выявленный случай.
Стоит отметить, что сам по себе факт наказания не является основанием для освобождения виновника от обязательства по исправлению нарушений. В соответствии с законом срок давности для привлечения равен одному году — отправной датой для отсчета периода определяется день фактического совершения проступка, а при рассмотрении дел, связанных с длящимися правонарушениями — момент выявления контролирующими органами.
Факторы, влияющие на размер штрафа
Применение штрафных санкций предусматривает вилку, то есть нарушитель может уплатить минимальную сумму или максимальную. От чего это зависит? При расчете штрафа за неприменение онлайн-кассы учитывается:
- Насколько часто юридическое лицо или ИП допускает нарушение. При первом – штраф будет минимальным.
- Юридический статус. Штрафные санкции для предпринимателя меньше, чем для юрлица.
- Величина ущерба, нанесенная нарушителем, также учитывается при назначении штрафа за неиспользование онлайн-кассы.
- Вид нарушения. Если проверяющему становится понятно, что причина кроется в технической неполадке, то наказание будет минимальным, а возможно, все закончится предупреждением.
Штрафы за онлайн-кассы для ИП
Предприниматели в большинстве не освобождены от обязанности применять ККТ нового поколения. Если они этого не делают, то им грозят штрафные санкции и приостановление деятельности. В каких случаях это происходит?
Нарушение |
Штрафные санкции |
Неприменение при расчете |
¼ до ½ от этой же суммы или приостановление работы на срок до 90 суток |
Применение кассовой техники, не отвечающей требованиям |
Предупреждение или наложение штрафа от 1,5 до 3 тыс. рублей, либо приостановка работы на срок до 90 суток |
Несвоевременная регистрация или перерегистрация, допущение при этом ошибок, а также ошибки при применении |
Предупреждение или штраф от 1,5 до 3 тыс. рублей |
Невыполнение требований налогового органа по даче пояснений либо представления документов, связанных с работой ККТ, по запросам налогового органа |
Предупреждение или штраф от 1,5 до 3 тыс. рублей |
Невыдача бумажного или электронного чека либо БСО |
Предупреждение либо наложение штрафа до 2 тыс. рублей |
Как избежать штрафа за отсутствие ККТ
При самостоятельном сообщении в ФНС об отсутствии кассы можно избежать наказания, однако, решение остаётся за налоговым органом. Необходимо выполнение нескольких условий для того, чтобы избежать наказания:
- Устранение нарушения до того, как оно будет выявлено налоговой;
- Отношение ситуации к пунктам 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ:
- пункт 2 – об отсутствии ККТ;
- пункт 4 – о несоответствиях в момент применения или регистрации кассы;
- пункт 6 – о невыдаче клиенту кассового чека или бланка строгой отчётности.
- Нарушение не было многочисленным;
- Предоставленных в налоговую данных хватает для фиксирования факта нарушения.
Для устранения нарушений необходимо купить и подключить кассовый аппарат. После этого необходимо сформировать на ней чек коррекции, где отражаются ранее осуществлённые расчёты в отсутствие кассы. Далее необходимо информировать налоговую о создании такого чека.
Штрафы за отсутствие онлайн кассы
Организация или индивидуальный предприниматель, которые не подпадают под закон об освобождении или отсрочке применения новой контрольно-кассовой техники, обязаны в своей деятельности использовать новые ККТ. В противном случае исполнительные органы власти будут вынуждены выписать штрафы за отсутствие онлайн кассы. Величина штрафа будет рассчитываться, по тому же принципу, что и за неприменение нового кассового аппарата. И чем дольше организация будет тянуть с переходом на новую ККТ, тем заплатить придется больше.
Для предотвращения приостановки деятельности, после первого зафиксированного нарушения со стороны органов исполнительной власти необходимо учесть все замечания и исправить их. После повторного зафиксированного нарушения деятельность может быть приостановлена на определенный срок.
Штрафы за нарушение применения ККТ
Кроме ответственности за неприменение ККТ, штрафы могут последовать за следующие виды правонарушений:
1. Использование техники, не соответствующей установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, перерегистрации. За данный вид нарушения налагаются взыскания по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.
2. Непредставление сведений и документов по запросам налоговиков либо их подача с нарушением сроков наказывается по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей.
3. Невыдача клиенту кассового чека грозит привлечением к ответственности по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ:
- для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф 2 тыс. рублей;
- для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей.
Причем согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, наложение санкций не освобождает пользователей ККТ от исполнения обязанностей, которые они нарушили.
Срок давности привлечения к ответственности за нарушения в области применения кассовой техники составляет один год. Его отсчет начинается от даты совершения нарушения. Если правонарушение длящееся — с момента его выявления проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся правонарушением считается продолжительное, систематическое нарушение правил использования ККТ. Данный вывод следует из пункта 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».
В 2020 году Минфин подготовил три законопроекта:
- «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»;
- «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федераци» — об утрате силы закона о ККТ.
Согласно законопроектам нормы, регулирующие порядок применения ККТ и устанавливающие штрафы за правонарушения, перенесут в НК РФ. Большинство норм при этом не поменяются. А вот закон о ККТ и соответствующие положения КоАП силу утратят. Пока документы проходят публичное обсуждение. Ведомство рассчитывает, что новые правила заработают уже с 2021 года.
Среди новшеств, предлагаемых законопроектами, появление нового вида налогового контроля — оперативного. В рамках оперативной проверки инспекторы будут контролировать правильность фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Проводить оперативный контроль будут в двух формах:
- оперативные проверки. Они будут назначаться по месту ведения деятельности с возможным привлечением ФСБ и проведением контрольных закупок, а также наблюдения за работой;
- мониторинг.
Для нарушителей, не фиксирующих расчеты, запланированы ограничения:
- заморозка операций по банковским счетам;
- ограничение доступа к интернет-ресурсам (инфосистемам и программам). Контролеры будут блокировать сайты, мобильные приложения, соцсети, блоги;
- приостановка деятельности для тех, кто торгует через стационарные торговые точки.
Две последние меры будут применяться только при определенных условиях и по отдельному решению руководства ФНС.
Кроме того, откорректируют размеры действующих штрафов, а также добавят новые.
Размеры действующих и планируемых санкций представлены в таблице:
Вид нарушения применения ККТ | Действующие санкции | Планируемые санкции |
Непредставление сведений и документов по запросу налоговиков (подача с нарушением сроков). Отреагировать необходимо не позднее трех рабочих дней с момента размещения запроса в кабинете ККТ (пп. 10 п. 9 приложения к Приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@)/19907@). |
Часть 5 ст. 14.5 КоАП РФ: — для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей; — для юрлиц — предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс. рублей |
Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»: — для ИП — предупреждение или штраф 3 тыс. рублей; — для юрлиц — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей |
Неприменение ККТ (осуществление расчета без фиксации) |
Часть 2 ст. 14.5 КоАП РФ: — для должностных лиц — от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей; — для юрлиц — от 3/4 до полной суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей |
Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники»: — для ИП — 1/2 от суммы расчета без фиксации, но не менее 10 тыс. рублей; — для юрлиц — сумма расчета без фиксации, но не менее 30 тыс. рублей |
Как избежать штрафа за неприменение ККТ
Чтобы не платить штраф за неприменение кассовой техники, за непробитый чек, за использование ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо за применение кассовых аппаратов с нарушением порядка регистрации, перерегистрации, а также за невыдачу покупателю кассового чека, необходимо придерживаться следующего алгоритма (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):
- добровольно исполнить обязанность, за неисполнение которой предусмотрено наложение штрафа. Причем сделать это необходимо до вынесения постановления об административном правонарушении;
- пробить чек коррекции. Согласно поправкам к КоАП РФ, вступившим в силу 31.07.2020 по Закону от 20.07.2020 № 240-ФЗ, заявлять в инспекцию о допущенном нарушении в течение 3 рабочих дней с момента исполнения обязанности через кабинет ККТ больше не нужно.
Одновременно должны быть соблюдены условия:
- на момент получения заявления налоговики не знали о допущенном административном нарушении;
- отправленная информация подтверждает факт нарушения.
Какие нарушения могут быть допущены в части применения ККТ
Законодательством России предусмотрено сразу несколько видов нарушений норм права, регулирующих применение контрольно-кассовой техники. По каждому из них установлены отдельные санкции.
Речь может идти о таких нарушениях как:
- Отпуск товаров (оказание услуг) без фискализации сумм оплаты за них.
А именно — продажа товаров и услуг без применения онлайн-касс в целях фискализации суммы, полученной хозяйствующим субъектом от покупателя (клиента), либо выданной ему (в предусмотренных законом случаях — например, при возврате товара) в случаях, когда применению онлайн-кассы нет альтернатив, предусмотренных законом.
- Отпуск товаров (оказание услуг) без применения онлайн-кассы либо разрешенных альтернатив.
Речь идет от таких альтернативах как:
- выдача покупателю, который купил товар в магазине, товарного чека, выписываемого вручную (либо формируемого на чековом принтере) — вместо кассового;
- выдача клиенту, получившему услугу, бланка строгой отчетности, который также выписывается вручную или с помощью специализированных автоматических решений — вместо чека онлайн-кассы.
Указанные альтернативы могут быть применены лишь некоторыми категориями хозяйствующих субъектов (в основном это продавцы на ПСН и ЕНВД, поставщики услуг физлицам) до 1 июля 2021 года, и небольшой их частью (в основном, продавцами на ПСН и ЕНВД и поставщиками услуг физлицам, которые не имеют работников) — до 1 июля 2021 года.
- Использование онлайн-кассы, не соответствующей требованиям законодательства (основная их часть изложена в статье 4 Закона № 54-ФЗ).
- Отказ от направления покупателю электронного кассового чека (в то время как он был затребован покупателем, и в целях его получения покупатель заблаговременно сообщил продавцу свои контактные данные), либо отказ от выдачи бумажного.
Штраф за работу без кассового аппарата
Если ИП или юрлица, обязанные автоматизировать расчеты по ФЗ № 54 (далее — Закон), игнорируют это требование и продолжают вести торговлю без ККМ, налоговые органы имеют право применять к ним санкции по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса. Штраф за отсутствие кассового аппарата в 2021 году составляет:
- для ИП и сотрудников — от 25 до 50% неучтенной прибыли, но как минимум 10 тыс. р.;
- для компаний — от 75 до 100 % от суммы реализации без ККМ, но как минимум 30 тыс. р.
При очередном нарушении, если объем продаж без ККМ составил более 1 млн р., грозит наказание в виде:
- дисквалификация на срок от 12 до 24 месяцев — для должностных лиц;
- запрет на торговлю до 3 месяцев — для «частников» и предприятий.
Какой штраф, если нет кассового аппарата, соответствующего требованиям ФЗ № 54
Требования к контрольно-кассовой технике прописаны в ст.4 Закона. Приведем некоторые из них:
- наличие корпуса и заводского номера на нем;
- предусмотрена возможность установки ФН;
- передача данных на ФН и ОФД.
Штраф за прием наличных без кассового аппарата, соответствующего требованиям, определен в ч. 4 ст. 14.5 Кодекса. Поводов для наказания может быть несколько:
- используемая техника не удовлетворяет хотя бы одному пункту закона;
- нарушены установленные законодательством сроки, порядок постановки на учет, условия перерегистрации;
- не соблюдена кассовая дисциплина.
Среди типичных правонарушений можно выделить следующие:
- касса не фискализирована;
- зафиксированные в чеке суммы ниже реальных;
- ошибки в чеке: некорректный номер ФН, регистрационный № ККМ, номер, дата и время продажи, адрес выдачи документа и т. д.;
- не заключен договор с ОФД (чеки не отправляются в ФНС);
- отсутствует интернет, не налажен канал связи с ОФД, чеки не отправляются из-за сбоев кассового ПО и др.
Ответственность за неприменение ККТ:
- для сотрудников — от 1 500 до 3 000 р.;
- для юрлиц — предупреждение или взыскание от 5 000 до 10 000 р.
Какие нарушения могут быть допущены в части применения ККТ
Законодательством России предусмотрено сразу несколько видов нарушений норм права, регулирующих применение контрольно-кассовой техники. По каждому из них установлены отдельные санкции.
Речь может идти о таких нарушениях как:
- Отпуск товаров (оказание услуг) без фискализации сумм оплаты за них.
А именно — продажа товаров и услуг без применения онлайн-касс в целях фискализации суммы, полученной хозяйствующим субъектом от покупателя (клиента), либо выданной ему (в предусмотренных законом случаях — например, при возврате товара) в случаях, когда применению онлайн-кассы нет альтернатив, предусмотренных законом.
- Отпуск товаров (оказание услуг) без применения онлайн-кассы либо разрешенных альтернатив.
Речь идет от таких альтернативах как:
- выдача покупателю, который купил товар в магазине, товарного чека, выписываемого вручную (либо формируемого на чековом принтере) — вместо кассового;
- выдача клиенту, получившему услугу, бланка строгой отчетности, который также выписывается вручную или с помощью специализированных автоматических решений — вместо чека онлайн-кассы.
Указанные альтернативы могут быть применены лишь некоторыми категориями хозяйствующих субъектов (в основном это продавцы на ПСН и ЕНВД, поставщики услуг физлицам) до 1 июля 2018 года, и небольшой их частью (в основном, продавцами на ПСН и ЕНВД и поставщиками услуг физлицам, которые не имеют работников) — до 1 июля 2019 года.
- Использование онлайн-кассы, не соответствующей требованиям законодательства (основная их часть изложена в статье 4 Закона № 54-ФЗ).
- Отказ от направления покупателю электронного кассового чека (в то время как он был затребован покупателем, и в целях его получения покупатель заблаговременно сообщил продавцу свои контактные данные), либо отказ от выдачи бумажного.