Лекция 5. Субъекты международного права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция 5. Субъекты международного права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Продолжают действовать временные ограничения въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, оформления и выдачи виз и приглашений, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р.

Взаимодействие с ведомствами иностранных государств

21.01.2021 15:35

Сотрудничество Роспатента с зарубежными ведомствами по интеллектуальной собственности основывается на многосторонних договорах, администрируемых ВОИС, межправительственных соглашениях и межведомственных документах.

Основными направлениями двустороннего сотрудничества являются:

  • обмен информацией о законодательстве в сфере интеллектуальной собственности и национальных системах интеллектуальной собственности;
  • обмен опытом в области предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности и реализация совместных программ в области патентной экспертизы (в том числе, программы РРН);
  • обмен патентной документацией;
  • системы автоматизации в сфере интеллектуальной собственности;
  • обмен экспертами и обучение специалистов в сфере интеллектуальной собственности (в том числе и на базе РГАИС и ФИПС);
  • проведение совместных мероприятий, в том числе по повышению общественной осведомленности.

Роспатент в рамках своей компетенции принимает участие в работе ряда двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями (Минобрнауки России, ГК «Росатом», ГК «Роскосмос» и др.) в разработке и согласовании межправительственных соглашений, включающих положения по интеллектуальной собственности.

Национально-правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации

В Российской Федерации можно выделить три уровня правового регулирования компетенции субъектов Российской Федерации в международно-правовой сфере:

— Конституция; Российской Федерации; Федеральные законы Российской Федерации и иные Федеральные нормативные акты;

— Договоры о разграничении полномочий между Федерацией и отдельными субъектами Российской Федерации;

— нормативные акты субъектов Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. в области международных связей и международных отношений были установлены три уровня компетенции:

1. Федерация компетентна в области внешней политики и международных отношений, международных договоров, вопросов войны и мира, внешнеэкономических отношений (п. «к» и «л» ст. 71). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. Г ст. 76).

2. Федерация и субъекты Федерации совместно координируют международные и внешнеэкономические связи, субъектов Федерации и совместно обеспечивают выполнение международных договоров Российской Федерации (п. «о» ст. 72). В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. «Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой власти» (ст. 73). В пределах собственной компетенции статья 76 Конституции закрепляет в пункте 4 право на осуществление субъектами Федерации собственного правового регулирования, включая принятие законов и иных нормативных актов.1

Анализируя положения названных статей Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод о предметах ведения: Российской Федерации в области международной деятельности и о том, что субъектом международного права является Российская Федерация в целом. Необходимо отметить, что не только Конституция Российской Федерации, но и аналогичные документы других федеративных государств» не дают четкого разграничения внешнеполитических полномочий центра и субъектов. Так, Конституция США 1787 года не устанавливает права штатов в сфере международной деятельности. Напротив, в этом документе преобладает запретительный тон: «… ни один из штатов не должен заключать какие-либо договоры, вступать в союзы или конфедерации», «ни один из штатов не должен без согласия Конгресса заключать договоры или соглашения с другим штатом или с иностранной державой».2 Наличие подобных положений, однако, не мешает штатам активно развивать свои внешнеэкономические и гуманитарные связи с иностранными государствами.

Субъекты Российской Федерации имеют право на международные и внешнеэкономические связи, которые подлежат координации, осуществляемой совместно Федерацией и ее субъектами. Субъекты поддерживают «связи», а Федерация — «отношения». Соотношение этих терминов не раскрывается, официальное толкование этих понятий также отсутствует. Это является: причиной появления противоречащих Конституции РФ толкований, примером которых служит толкование, предложенное

Договор с иностранным контрагентом: какую юрисдикцию и какой суд выбрать?

После этого, участие субъектов федерации в международных отношениях в законодательстве России претерпело изменения, которые привели к соответствию с федеральными нормами. Например, в актуальном на сегодняшний день Уставе Воронежской области от 2006 года, приведены следующие нормы:

  1. Воронежская область имеет право подписывать соглашения с административно-территориальными образованиями других стран, а также участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей с учетом предоставленных прав Конституцией Российской Федерации и федерального закона;
  2. Органы государственной власти Воронежской области имеют право вести переговоры с иностранными представителями с учетом предоставленных Конституцией и федеральным законом полномочий, а также заключать соглашения с представителями иностранных государств, как указано в первой статье Устава.

Похожие правила приводятся и в законодательстве других российских регионов. Как следствие, субъекты Российской Федерации не имеют полных полномочий на заключение международных договоров, и не могут считаться участниками международного права.

Проблемой международной правосубъектности у физических лиц имеет достаточно длительную тенденцию в юридической литературе. Ученые Запада склонны признавать за физическими лицами правосубъектность. Основой для такой позиции служит возможность привлечения этих лиц к ответственности на международном уровне, а также возможность обращения физических лиц в международные правозащитные органы. Более того, лица, которые находятся в странах ЕС, имеют право подавать иски в Суд ЕС.

Международные договоры и соглашения

В предыдущем материале был рассмотрен вопрос взаимосвязи источников и форм п. С опорой на ряд исследователей был сделан вывод о тождественности этих двух понятий. Говоря «источник» или «форма» п. мы имеем в виду примерно одно и то же. Однако, речь шла о российских нормах, т.е., созданных внутри РФ и силами российских законодателей. Теперь поговорим о праве, созданном вовне государства российского. Хотя и это и не совсем верный подход, но об этом ниже.

Читайте также:  Налоги с заработной платы 2023

М.п. само по себе не возникает и не действует в РФ. Действием его наделяет Конституция РФ и Гражданский кодекс. Основной закон РФ прямо указывает на то, что нормы м.п., но лишь общепризнанные являются составной частью правовой системы РФ. Эта норма содержится в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и делает возможной применение м.п. в нашей стране. При этом, м.п. имеет приоритет перед внутренними законами России.

М.п. подразделяется на публичное и частное право. Публичное, в общем смысле регулирует отношения между субъектами м.п. Таковыми могут быть:

  • государственные образования
  • народности и нации
  • образования, подобные государствам
  • межправительственные организации международного уровня

Регулирование этих отношений во главу угла ставит поддержание мира и безопасности на планете, развитие разных форм сотрудничества, соблюдение прав человека. Характерной особенностью этого вида м.п. является его согласованность между субъектами. Это основное отличие от внутригосударственных норм. Наиболее частой сферой применения м. публичного п. являются взаимоотношения между государствами.

Международное частное право — это отрасль именно внутреннего п., направленная на регулирование отношений с участием иностранцев. М.ч.п. направлено на отношения гражданско-правовые в общем смысле.

Среди источников можно выделить следующие:

  • международный договор
  • международно-правовой обычай
  • акты м. конференций
  • решения и иные акты м. судов
  • внутреннее законодательство (для м. частного п.)

Если вести речь о м. договорах, то их применение становится возможным после ратификации российским парламентом. К ним относятся и соглашения, подписанные СССР. Среди таковых, к примеру, Гаагская конвенция 1961 г. об отмене легализации оф. документов, Венская конвенция о праве м. договоров и другие. К договорам относят также уставы м. организаций, пакты и др.

Оговорки и заявления к международным многосторонним договорам

К многосторонним международным договорам могут быть заявлены оговорки при условии, что в их текстах отсутствует согласованный запрет на оговорки. К двусторонним договорам оговорки не допускаются.

Оговоркой называется одностороннее заявление участника договора, направленное на исключение или изменение договорного обязательства, сделанное перед выражением согласия на обязательность договора. В Российской Федерации оговорки к многосторонним договорам России формулируются в текстах законов о ратификации.

После выражения согласия на обязательность международного договора оговорки не заявляются. Оговорку можно заявить в письменной форме при подписании договора, ратификации, принятии, утверждении, присоединении или при выражении иной формы согласия на обязательность договора. Оговорка должна быть совместимой с объектом и целями договора; она не изменяет положений договора для других участников, не сделавших оговорок.

Заявлением называется односторонняя интерпретирующая декларация, не направленная на изменение договора, но содержащая разъяснение понимания государством договора или иных обстоятельств, различные политические и правовые оценки. Заявления делаются в том же порядке, что и оговорки. В отличие от оговорок заявления не нарушают целостность договора и не требуют выяснения вопроса о делимости договора и допустимости оговорок к нему.

Другой участник договора вправе заявить возражения против оговорки, и в таком случае положение договора, к которому относится оговорка, не применяется между двумя этими участниками.

Если другой участник не заявил возражений против оговорки, он считается молчаливо согласившимся с односторонним изменением положения договора в связи с поступлением оговорки. Участник договора, заявивший оговорку, вправе в любое время снять ее. Возражение против оговорки также может быть снято в любое время.

Недействительность международных договоров

Действительность международного договора — это его юридическая полноценность. Недействительность международного договора устанавливается на основании норм международного права; государства не вправе ссылаться на положения своего внутреннего права как на основание недействительности международного договора. Все признаки и основания недействительности международных договоров перечислены в Венской конвенции 1969 г. и являются исчерпывающими. Статьей 42 Конвенции установлена императивная норма международного права о том, что действительность договора или согласие государства на обязательность для него договора может оспариваться только на основании Конвенции 1969 г.

Недействительность международного договора означает его ничтожность; эти два понятия — недействительности и ничтожности по международному праву являются тождественными и означают отсутствие какого-либо юридического их значения. Недействительность (ничтожность) международного договора возникает либо вследствие существенного нарушения международного права в момент заключения международного договора, либо вследствие вступления международного договора в противоречие с возникшей императивной нормой международного права, которой не было в момент заключения договора. В первом случае принято говорить, что договор абсолютно ничтожен с самого начала (ab initio или ab ovo), во втором — что договор ничтожен полностью или частично с момента возникновения обстоятельств его ничтожности (ex tunc).

Главным, но не единственным условием действительности международного договора является правомерность (законность) согласия государства на обязательность для него международного договора, выраженного должным образом уполномоченными лицами в условиях свободы воли. Порок воли представителей государства может наступить в результате любой формы насилия над их личностью, обмана, введения в заблуждение, применения к ним любых иных мер, способных повлечь порок их воли.

Венская конвенция 1969 г. признает в качестве одного из оснований недействительности международного договора подкуп представителя государства (ст. 50), причем право ссылаться на подкуп как на основание недействительности договора принадлежит тому государству, чей представитель был подкуплен. Такое же право принадлежит тому государству, чей представитель был введен в заблуждение и допустил ошибку в вопросе факта, поскольку признается, что государство не может ошибаться в вопросах права.

Противоречие международного договора императивной норме общего международного права jus cogens влечет его ничтожность. Императивные нормы jus cogens являются безусловно обязательными, они, подобно конституционным нормам внутреннего права, обладают наивысшей юридической силой и служат критерием законности всех других норм и принципов.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР ТРАНСФЕРА СПОРТСМЕНА»

Еще одним немаловажным преимуществом южнокорейской модели является то, что во время любых политических кризисов, изменений и потрясений выборы президента всегда проводились в сроки, установленные Конституцией.

В последнее время создается впечатление, что для южнокорейского общества превыше всего не политические, а экономические реформы, но, тем не менее, институт президента остается комплексным и целостным. Как это ни странно, экономические реформы не влекут за собой политические, что заставляет уважать южнокорейский опыт взаимодействия институтов президента и правительства: изначально — авторитарная модернизация, затем — политическая демократизация, причем неоспоримая, жизнеспособная и делающая южнокорейский институт президента открытым и подконтрольным.

Читайте также:  Вступление в брак несовершеннолетних

аспирант Саратовской государственной юридической академии ahmedov. arsen @bk. ru

Договор трансфера спортсмена

Аннотация: статья посвящена соглашениям между спортивными организациями (клубами), направленным на переход спортсменов из одного клуба в другой (трансферным договорам). Рассматриваемый договор квалифицируется как комплексный, содержащий элементы, свойственные трудовому и гражданскому праву.

Ключевые слова: трансферный договор, комплексный договор, обязательство, непоименованный договор, вознаграждение.

Summary: the article discusses the agreement between the sport organizations, which fix transfer of a professional athlete from one organization to another. The agreement qualifies as a complex, regulated by labor and civil law.

Keywords: transfer contract, complex contract, obligation, unnamed contract, compensation.

В профессиональной спортивной деятельности могут заключаться гражданско-правовые, трудовые и смешанные договоры. Распространение получили и соглашения между спортивными организациями, фиксирующие переход профессионального спортсмена из одной спортивной организации в другую. Такие правоотношения не свойственны трудовому праву, предоставляющему возможность работнику по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор. Как должны квалифицироваться такие соглашения, и будут ли они действительными?

Соглашение к трудовому договору – это определенная часть трудового договора, заключение которого предусмотрено законодательством. Трудовое соглашение выступает обязательным элементом любого трудового договора и констатирует о прекращении, о продлении или об изменении условий.

Соглашение между сторонами – работодателем и работником – составляется в момент, когда сотрудник назначается на новую должность или будет получать другую зарплату. Дополнительное соглашение к договору оформляется в момент расторжения договора и регламентирует прекращение его действия. Соглашение сторон свидетельствует об изменении составленного ранее трудового договора.

Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и «личный статут»

Характерной чертой в правовом регулировании отношений в области международного частного права выступает разделение всех лиц, действующих на данной территории, на отечествен­ных (национальных) и иностранных. Важ­ным фактором для уточнения гражданско-правового статуса ино­странных юридических лиц в международном частном праве яв­ляется то обстоятельство, что на них воздействуют по крайней мере две регулирующие системы:

  • система национального права государства, считающегося для данного юридического лица «сво­им»;
  • система права государства, на территории которого оно действует или предполагает действовать (территориальный закон).

Специальные инвестиционные контракты (СПИК)

Относительно новым инструментом взаимодействия государства и частного бизнеса является специальный инвестиционный контракт (СПИК). Заключение СПИК носит разрешительный характер и урегулировано в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» и в ФЗ от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации». Самостоятельное заключение СПИК субъектом Российской Федерации регулируется правовыми актами самого субъекта Российской Федерации.

Все заключенные СПИК включают в специальный реестр — базу данных, содержащую наиболее полную информацию об актуальном статусе контракта. Инвесторы отчитываются о соответствии реализации проекта планам-графикам и подтверждают обоснованность выполненных работ по инвестиционному контракту.

СПИК — это договор, по которому частная сторона в определенный срок обязана создать на территории России (в том числе на континентальном шельфе, в особой экономической зоне) новое производство промышленной продукции либо модернизировать действующее производство, либо освоить производство такой продукции, которая еще не имеет аналогов в России, а публичная сторона гарантирует стабильность налоговых и других условий в отношении целевой продукции и предоставляет частной стороне другие специальные меры стимулирования и государственной поддержки.

Внедрение и разработка современных технологий позволяет осуществлять производство инновационной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. Перечень технологий, в которых заинтересовано государство, формируется и актуализируется Правительством РФ.

Понятие соглашения 2S Вопросы, регулируемые соглашениями; Виды соглашений Особенности некоторых соглашений 4 Участники соглашений Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полно­мочными представителями работников и работодателей на Фе­деральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и тер­риториальном уровнях в пределах их компетенции. Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашения: генеральное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне), ре­гиональное (устанавливает общие принципы регулирования со­циально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ), отрас­левое или межотраслевое (определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отрас­лей), территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соот­ветствующего муниципального образования) и иные. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным на­правлениям регулирования социально-трудовых и других непо­средственно связанных с ними отношений. По договоренности сторон, участвующих в коллективных пере­говорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторон­ними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заклю­чаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключает­ся только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например, генеральное соглашение между общероссий­скими объединениями профсоюзов, общероссийскими объеди­нениями работодателей и Правительством РФ на 2002 — 2004 годы. Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) за­ключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть:

• при заключении генерального соглашения — общероссийские объ­единения профсоюзов, общероссийские объединения работодате­лей, Правительство РФ; при заключении регионального соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ; при заключении отраслевого (межотраслевого)соглашения ­соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения ра­ботодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключается на федеральном уровне); • при заключении территориального соглашения — соответст­вующие профсоюзы и их объединения, объединения работодате­лей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления. Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представи­тельные органы не вправе требовать от органов исполнитель­ной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.

Понятие генерального соглашения, его правовая база

Генеральное соглашение представляет собой особый вид нормативного акта, заключающийся между тремя сторонами (правительством РФ, объединением профсоюзов и нанимателей), основной целью которого является повышение уровня благосостояния граждан страны, а также обеспечение стабильного роста макроэкономических показателей РФ.

В нормативе закреплены базовые принципы, которыми должны руководствоваться в профессиональной деятельности все три стороны соглашения.

Читайте также:  Сроки отработки при увольнении по срочному трудовому договору

Рассматриваемый документ является нормативом федерального значения.

Документом, определяющим правовой статус рассматриваемого соглашения, является ТК РФ. В частности, ст. 45 ТК РФ фиксирует, что положения, содержащиеся в генеральном соглашении, выходят за рамки стандартных трудовых договоров и их действие распространяется на социальную сферу и экономические аспекты в рабочей среде в целом по стране.

В данный момент актуальным является Генеральное соглашение, заключенное в Москве 29.01.2018 г. между указанными сторонами договора на 2018-2020 гг.

Документ имеет следующие функции:

  • формировать перечень положений, которым должны соответствовать все действия сторон соглашения в социально-рабочей деятельности;
  • определять алгоритм действий, с помощью которого должны исполняться задачи, являющиеся основной целью подписания генерального соглашения.

Рассматриваемый норматив охватывает широкий спектр проблемных аспектов, включая вопросы, связанные с соцстрахованием и обеспечением, а также с экономической безопасностью страны в целом.

В своей основе система российского международного частного права, предметом которого являются отношения частноправового характера, возникающие в условиях международной жизни, близка к пандект-ной системе отечественного гражданского права с ее Общей и Особенной частями. Нормы, регламентирующие семейные и трудовые отношения, осложненные иностранным элементом, формируют подсистему международного частного права. Высокая степень обособления характеризует комплексы норм международного частного права, действующих в области торгового мореплавания и трудовых отношений (система этих норм нередко обозначается как международное частное морское право и международное частное торговое право).

Система международного частного права в общем виде включает в себя нормы, регламентирующие:

1) защиту прав и интересов российских субъектов права за рубежом;

2) правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц как участников международного гражданского оборота;

3) участие государства, международных организаций, их представителей и должностных лиц в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом;

4) основания возникновения и порядок осуществления вещных прав, включая право на инвестиции;

5) договорные и внедоговорные обязательства;

6) исключительные права и результаты интеллектуальной деятельности;

7) отношения по наследованию;

8) семейно-брачные отношения;

9) трудовые отношения;

10) международный коммерческий арбитраж и международный гражданский процесс. Правоотношения и соответственно правоположения, названные выше, входят в систему норм международного частного права постольку, поскольку они специально предназначены для регулирования правоотношений, осложненных иностранным элементом.

Вопрос о системе международного частного права имеет два аспекта.

1. Нормативный состав международного частного права как самостоятельной отрасли права и его система.

2. Система правоведения учебного курса.

Что касается системы учебного курса, то ее можно разделить на две части: Общую и Особенную. В Общую часть международного частного права как науки входят вопросы, которые описывают наиболее общие положения, которые охватывают международное частное право в целом. Сюда можно отнести разделы, в которых описываются: общие понятия, предмет и система международного частного права, источники, гражданско-правовое положение физических, юридических лиц, государства как участника гражданско-правовых отношений. Также в общей части международного частного права как учебного курса раскрывается его история.

Особенную часть международного частного права как учебного курса обычно составляют такие разделы, как: право собственности и другие вещные права, правовое регулирование иностранных инвестиций, договорные обязательства, обязательства из причинения вреда, семейное, наследственное право, трудовые отношения, рассмотрение споров в судебном порядке. Таким образом, здесь рассматриваются те нормы, которые регулируют частноправовые отношения, которые осложнены иностранным элементом.

Международные договоры в правовой системе Российской Федерации

Международные договоры Российской Федерации не определяются в Конституции; никаких квалифицирующих требований к международному договору, делающих его применимым в российской правовой системе, также не установлено. Поэтому обратимся к Федеральному закону о международных договорах Российской Федерации от 15 июля 1995 г. Согласно п. «а» ст. 2 «международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». В п. 2 ст. 3 содержатся уточнение: «Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры) от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера)».

Закон о международных договорах, так же как Конституция России, не устанавливает квалифицирующих требований к договору, допускаемому к действию в правовой системе Российской Федерации. Статья 5, специально посвященная допуску договоров в нашу правовую систему, содержит довольно бланкетное положение: «Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы». Поскольку в п. «а» ст. 2 законодатель установил, что договор регулируется международным правом, критерии договора, допускаемого в правовую систему России, следует искать в международном праве. Возможность такого подхода подтверждается п. 1 ст. 1 Закона: «Международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора. Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом».

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» сделана попытка восполнить пробел в определении договора, который может применяться при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел. В постановлении сказано, что это международный договор, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права. Правда, постановление сужает критерии правомерности применимого договора: «Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *