Ответственность врачей и клиник за нарушение санэпидрежима

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность врачей и клиник за нарушение санэпидрежима». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.

Куда жаловаться на нарушение санитарных норм?

Контролем в сфере защиты прав потребителей, проверкой организаций и предпринимателей, реализующих и производящих товары, эпидемиологическим контролем и мониторингом соблюдения санитарных норм в РФ занимается Роспотребнадзор. Именно в этот государственный орган, в первую очередь, следует обращаться при нарушении санитарных норм.

Жалоба направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предполагаемого нарушителя. В случае отсутствия положительного результата или бездействия территориального органа рекомендуется обращаться непосредственно в центральный аппарат федеральной службы.

В любом случае, столкнувшись с нарушением санитарно-эпидемиологических норм гражданин вправе обратиться за восстановлением нарушенного права в прокуратуру. Сотрудники прокураторы также уполномочены рассмотреть заявления в случае, если Роспотребнадзор не разрешил ситуацию.

Если иные способы защиты исчерпаны или человеку причинен материальный или моральный вред несоблюдением санитарных правил, то гражданин вправе обратиться в суд. Дело будет рассмотрено в общем порядке гражданского судопроизводства.

Взыскание за нарушение санитарного законодательства — виды, правовые нормы

Российское правовое поле предусматривает значительные санкции за нарушение санитарного законодательства. Поэтому следует изначально определить меры ответственности за совершение подобных проступков и преступлений. Так, виды взысканий за нарушение санитарного законодательства могут быть следующими:

  • Дисциплинарное взыскание за санитарное правонарушение налагается непосредственно на виновного в его совершении сотрудника предприятия. При этом законодательство строго определяет перечень допустимых дисциплинарных взысканий в нормативах Трудового кодекса.
  • Административное взыскание может налагаться как на отдельного сотрудника, так и на предприятие в целом, и чаще всего оно выражается в виде непосредственно денежного административного штрафа.
  • Уголовное взыскание предполагает исключительно применение его к определенным виновным в нарушении санитарного законодательства физическим лицам и не применяется к предприятиям.
  • Гражданско-правовая ответственность затрагивает вопросы возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим лицам из-за санитарного нарушения.

Кем налагается дисциплинарное и другие взыскания за санитарное законодательство

Окончательные решения по поводу применения каких-либо взысканий, их размеров и конкретных последствий в Российской Федерации принимаются судом. Именно суд выносит решения по уголовным или административным делам, однако в некоторых случаях в части административной или гражданско-правовой ответственности достаточно составления постановления или заключения соглашения между сторонами, чтобы её избежать.

Однако дисциплинарные взыскания в качестве одной из возможных мер воздействия на работников предполагают возможность их вынесения исключительно самим работодателем. При этом он не обязан в принудительном порядке подвергать работников наказанию и может отказаться от реализации своего права, либо же снять имеющиеся у трудящегося взыскания.

Подвергать одного работника неоднократному наказанию за единожды совершенный проступок – недопустимо с точки зрения законодательства.Следует также помнить, что административная и уголовные меры воздействия могут предполагать и в том числе ограничение права осужденного лица заниматься какой-либо специфической деятельностью, что особенно актуально в вопросах соблюдения требований санитарного законодательства.

Кто контролирует персонал на производстве?

Как правило, контроль за соблюдением санитарных норм осуществляет врач на производстве. Кроме того, важно, чтобы на предприятии был правильно организован допуск персонала в технологические помещения, где к гигиене предъявляются повышенные требования. Сделать это можно с помощью санпропускников, которые позволяют пропускать сотрудников в помещение только после прохождения необходимых гигиенических процедур.

Наряду с регулярным контролем, который осуществляет врач, возможны и проверки Роспотребназдора. Они происходят планово, по установленному графику. Кроме того, на предприятие может прийти и внеплановая проверка, например, если поступила жалоба от потребителя на некачественную продукцию. Также проводятся проверки с целью отследить, устранены ли выявленные ранее нарушения. Организации, которые производят или продают продукты питания, проходят контроль, чтобы получить лицензию, и к ним предъявляются более жесткие требования.

Административная ответственность за санитарное правонарушение

Это наиболее распространенный вид ответственности, применяемый на практике.

Закрепляется главой 6 КоАП РФ — в области здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включает следующие статьи: 6.3, 6.4-6.7, 6.35 за такие виды нарушений, как:

  • 3 – правила в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • 4 – эксплуатация жилых и иных помещений и транспорта;
  • 5 – требования к питьевой воде;
  • 6 – организация питания в специальных местах (столовые, кафе и т.д.);
  • 7 – условия отдыха и оздоровления детей, их обучение и воспитание;
  • 35 – обращение с отходами производства и потребления.
Читайте также:  Льготы ЖКХ для ветеранов: какие бывают и как оформить

Имеется также несколько специализированных составов, которые тоже относятся к рассматриваемой теме:

  • 24 – курение табака;
  • 26 – курение в зоне действия знака о его запрете;
  • 5 – сокрытие информации о качестве воздуха, воды и состоянии радиации;
  • 42 – нарушение режима водоохранной зоны (н-р, стоянка ТС в водоохранной зоне), деятельность на территории санитарной зоны источников питьевого водоснабжения.

Основной статьей в рассмотренной главе, касаемой именно санитарно-эпидемиологических правил является 6.3 КоАП.

Разъяснения и рекомендации Роспотребнадзора

Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).

Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:

  • для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
  • предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
  • работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
  • салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
  • киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).

Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам. В частности, в письмах содержатся рекомендации:

  • по контролю температуры у сотрудников;
  • обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
  • соблюдению социальной дистанции;
  • дезинфекции помещений и оборудования;
  • своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
  • информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно проинформировать организации и территориальные органы ведомства о рекомендательном характере документов и невозможности проверки соблюдения их положений. Что и было сделано. В письме от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 Роспотребнадзор указал, что статуса нормативного правового акта его рекомендации не имеют и не включают правовые нормы, в связи с этим в случае их несоблюдения организации не могут быть привлечены к ответственности.

Санитарные правонарушения

Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:

Определение 1

Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.

Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
  • Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
  • Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.

Ответственность за нарушение СанПин

Для того, чтобы назначить меру наказания необходимо доказать факт причинения ущерба. Мотивация совершенного правонарушения не учитывается (по неосторожности, умышленно и т.д.).

Виды ответственности

Описание

Дисциплинарная

к такому виду привлекает руководство компании, где произошло правонарушение. В компании проводится внутреннее расследование на основе норм ТК РФ.

Административная

данный вид ответственности наступает за совершение общественно-вредных правонарушений

Уголовная

наступает в случаях эпидемии, массового отравления или заражения людей, а также смерти по неосторожности.

Каким законом предусмотрена ответственность?

Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.

Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства санитарной категории

Уголовный Кодекс нашей страны также предусматривает соответствующего ряда ответственность за нарушение правил в области санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, если деяния того или иного лица, совершенные по неосторожности, повлекли возникновение массового заболевания граждан, их отравление и аналогичные последствия, провинившийся должен будет:

  • выплатить из своего кармана штраф в размере до 80 тысяч российских рублей;
  • выплатить штраф в размере заработной платы или прочего совокупного его дохода, накопленного за 6 месяцев;
  • лишиться права на принятие определенной должности;
  • лишиться права на ведение конкретной деятельности на срок до трех годичных периодов;
  • посетить обязательные работы на срок до 360 часов;
  • посетить исправительные работы на срок до одного года;
  • лишиться свободы на срок до года.
Читайте также:  Как сменить систему налогообложение ИП

При условии, что все то же деяние повлекло смерть какого-либо человека или нескольких граждан, то перечень наказаний будет следующим:

  • обязательные работы на период до 480 часов;
  • исправительные работы от полугода до двух лет;
  • принудительные работы на период до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет.

Если уж пришли — проверят всё?

Нет-нет, все ваши тайны раскрывать не будут. Вы же впускаете в помещение чиновников, которые должны действовать по закону. У любых проверок есть ограничения, и они прописаны в ст. 15 294-ФЗ.

Инспекторы не должны:

— Превышать полномочия. Роспотребнадзор не проверяет трудовые отношения и уплату налогов. Про медкнижки спросят, а про зарплату меньше МРОТ — нет.

— Выходить за рамки предмета проверки. В распоряжении прописано, что проверяют состояние помещения и производственные процессы, значит, про возвраты денег потребителям речи не будет.

— Нарушать сроки проверки. Максимум — 20 дней по п. 1 ст 13 294-ФЗ (для проверки небольшого бизнеса столько и не нужно).

— Забирать оригиналы документов и компьютеры. При административных проверках это возможно, только если инспекторы пришли с полицией — ст. 13 и п.1. ст. 15 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Во время проверки следите, чтобы инспекторы не нарушали закон. По возможности фиксируйте процесс на видеокамеру: всякое бывает, вдруг будут искать доказательства нарушений в ваших личных вещах. Если будут просить взятку — можете обратиться в управление экономической безопасности и противодействия коррупции или в прокуратуру.

Каким законом предусмотрена ответственность за нарушение санитарного

В соответствии с законодательством РФ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».

Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо подлежит исполнению юридическим лицом, совершившим нарушение санитарного законодательства, не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее чем через 15 дней со дня уведомления в письменной форме об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. По истечении указанных сроков и при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа принудительное исполнение указанного постановления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Санитарным правонарушением, в соответствии с нормативными актами, является виновное нарушение санитарных требований и норм, если оно не повлекло последствий, предусмотренных ст. 236 УК РФ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством установлены следующие виды ответственности за санитарные правонарушения:

  • административная (глава 6 КоАП РФ);
  • уголовная (ст. 236 УК РФ) в случае, если последовала эпидемия, массовое заражение или отравление людей, либо смерть человека по неосторожности;
  • дисциплинарная ответственность, к ней конкретного сотрудника может привлечь руководство организации, в которой гражданин трудится на основании внутреннего расследования по нормам Трудового кодекса РФ.

Сами требования содержатся в вышеуказанном законе (ФЗ-52) в общем виде и конкретные нормы можно найти в многочисленных санитарных нормах и правилах.

Ответственность за нарушение норм санитарного законодательства понесут те, кто совершил интересующее нас противоправное деяние – отказался от соблюдения обозначенных в статье правил. Разумеется, не всегда нарушения производятся намеренно, однако, в большинстве случаев это не имеет никакого значения, так как последствия в любом случае наступили, и они имеют негативный характер. Нужно помнить, что чем тяжелее преступление, тем также тяжелее будут меры ответственности, которые применяются в связи с ним по отношению к нарушителю закона.

Лес – природная ценность, которую обязано защищать, как государство в целом, так и граждане страны. Ответственность за нарушение лесного законодательства выражена различными наказаниями, довольно жесткими, поэтому, нарушитель рискует попасть в серьезные неприятности, не соблюдая установленные на государственном уровне правила. В специальной статье мы более конкретно поговорим о последствиях, ожидающих «лесных» преступников.

Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей на предприятиях общественного питания

Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает согласно статьи 6.3. Кодекса об Административных правонарушениях «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно­эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,

-влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте также:  Нотариус при покупке и продаже коммерческой недвижимости в Москве

Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований при организации общественного питания базируется в частности на Санитарно-эпидемиологические правилах СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья” (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г., согласно которых:

Руководитель организации обеспечивает:

– наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил;

– выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия;

– должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них;

– организацию производственного и лабораторного контроля;

– необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;

– прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;

– наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

– своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;

– организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;

– выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;

– наличие санитарного журнала установленной формы;

– ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и

– условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;

– организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды;

– исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия;

– наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;

– проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

– наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

– организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно­эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 6.4 – 6.7, 6.24, 6.25, частью 2 статьи 7.2 Кодекса об Административных правонарушенияях (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 Кодекса об Административных правонарушениях (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42, частями 8 и 9 статьи 9.22, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 – 14.46, частями 1 – 4 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об Административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса об Административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа:

-должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, – об

административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.27, 6.33, частью 8 статьи 13.15, статьями 14.4, 14.10, 14.15.2, 14.15.3, частью 2.2 статьи 14.16, частями 1 и 5 статьи 14.34, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и

спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и

спиртосодержащей продукции), статьей 15.12, частью 1 статьи 18.17 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации), частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса;

должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 8 статьи 13.15, статьей 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.2, 14.18, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частями 3 и 4 статьи 15.12, статьей 15.13, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *