Порядок проведения капитального ремонта многоквартирного дома
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения капитального ремонта многоквартирного дома». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До 2012 года капитальный ремонт проводился за счет средств коммунального фонда. Федеральный Закон №271 в корне изменил алгоритм сбора денежных средств. Теперь капитальный ремонт проводится исключительно за счет взносов владельцев квартир. При этом денежный фонд распределяется между всеми участниками реформы ЖКХ.
Правила осуществления капремонта в МКД
Обновление многоэтажного дома капитального характера, которое предусмотрено согласно статье 167 Жилищного кодекса[2] выполняется специализированными организациями, закреплёнными за жилой недвижимостью.
Масштабы проведения капиталки конструктивов и коммуникаций разняться в зависимости от рабочего состояния многоквартирного дома и потребностей существующих у живущих в нём граждан.
Длительная эксплуатация конструкций изнашивает их, и, как результат – разрушение определённых частей здания. Во избежание возникновения необратимых процессов здание требуется капитально ремонтировать. Также основой для проведения КР является соответствие сооружения, предназначенного для проживания, всем санитарным нормам и техническим правилам, закреплённым в законе.
Капитальные замены в квартирах частично могут осуществляться самими владельцами квартир. Выполняется это для обеспечения комфорта и безопасности своего жилища и перечень действий хозяин квартиры принимает по своему усмотрению. Такое правило не распространяется на владельцев муниципального жилищного фонда.
Поскольку действия дорогостоящие, то вовремя выполненные текущие мероприятия, помогут избежать трудоёмкого процесса капремонта с большим вложением средств. При этом важно знать, что собственники жилища производят мероприятия за счёт собственных средств, в наниматели госфонда обеспечиваются за счёт средств общего фонда КР.
Следует отличать реконструкционные меры от капремонта. Установка новых перегородок или смещения дверных проёмов приравнивается к реконструкционным действиям, на которые требуется получение спецразрешения в профильных ведомствах.
Если внутриквартирные решения владелец может осуществлять по своему усмотрению, но при наличии разрешений, то какие мероприятия внести в список на капитальные меры общего имущества МКД, решается на собрании жителей. Также поводом для внесения работ в перечень капремонта может быть определение спецкомиссии, а периодичность и объёмы заданий назначаются компетентными инспекторами регионального фонда КР. При этом необходимость проведения восстановления жилых зданий регламентируется ЖК. Так, на основании этого закона выполнять его необходимо при таком износе строения:
- Каменного здания процент изношенности должен находиться в пределах от 30 до 70%.
- Деревянного строения – не более 65%.
Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции
К видам градостроительной деятельности относится и реконструкция. Она также представляет собой выполнение строительных работ, но связано с изменением параметров и характеристик объекта или его частей. При реконструкции может проводиться увеличение этажности объекта, перестройка и расширение, полная замена и восстановление несущих конструкций.
Реконструкция отличается от капитального ремонта по следующим признакам:
- реконструкция связана с заменой и восстановлением несущих конструкций, тогда как капремонт может проводиться только по их отдельным элементам;
- для проведения реконструкции нужно не только оформить проект, но и получить разрешение на строительство;
- реконструкция может предусматривать изменение основных параметров объекта (этажности, площади и т.д.), тогда как капремонт может только улучшать качество и свойства здания и его конструкций.
Реконструкция также может предусматривать проведение работ по перепланировке и переустройству, поскольку они всегда связаны с изменением характеристик здания или отдельных помещений.
Комментарий специалиста. Для проведения реконструкции не обязательно должно выявляться повреждения, износ или разрушение несущих конструкций. Такое решение может быть принято собственником, запланировавшим изменить вид целевого использования объекта (например, вместо производственного объекта разместить торговые площади), увеличить строительный объем или полезную площадь здания.
Как правильно проводить организацию капитального ремонта
Порядок организации капитального ремонта будет указан в проекте. Для этого проектировщик учитывает положения нормативных актов и справочников, ГОСТ. Например, для определения перечня работ и порядка их выполнения на нежилых объектах применяется Постановление Госстроя СССР № 279 (Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений). К организации капремонта относится:
- обеспечение мер пожарной и строительной безопасности на всех этапах ремонта;
- использование стройматериалов для проведения работ и отделки, указанных в проекте и сметной документации;
- обеспечение мест для складирования стройматериалов и мусора, порядок его вывоза и утилизации;
- условия подключения к инженерным сетям на период проведения работ;
- иные требования, указанные в проекте или нормативных актах.
Организация капремонта возлагается на подрядчика по договору. При отступлении от проекта, нарушения порядка проведения работ, подрядчик будет нести ответственность в рамках договора (в том числе, безвозмездное устранение недоделок, выплата неустойки и т.д.).
Комментарий специалиста. Заказчик вправе предусмотреть в договоре нормы по текущему контролю за выполнением работ. Например, представитель заказчика может присутствовать на объекте, участвовать в подписании актов по отдельным этапам капремонта. Если возникает необходимость в проведении дополнительных работ, необходимо заказать изменения в проектную документацию.
Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов
Владельцы жилья в многоквартирных домах (МКД) обязаны ежемесячно перечислять платежи в фонд капитального ремонта. Из поступивших денежных средств финансируются работы по замене или ремонту устаревших частей зданий.
В отличии от капитального, под текущим ремонтом понимается проведение более мелких работ, а также поддержание общедомового имущества в исправном состоянии. В состав капремонта входит проведение работ по починке крыши, фасада, несущих стен, внутренних инженерных систем, в том числе замена лифта.
Порядок очередности осуществления ремонтных работ в МКД устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта и отражается в региональной программе. Узнать год проведения капитального ремонта в своем доме граждане могут на сайте Реформа ЖКХ.
Что входит в понятие капитальный ремонт
Капитальный ремонт — это комплекс работ и (или) услуг по замене или восстановлению:
- инженерных и технических коммуникаций;
- частей несущих конструкций;
- отдельных участков не несущих стен.
Деньги для проведения капитального ремонта в многоквартирном доме поступают от владельцев жилья и хранятся в специально созданных фондах (ст. 169 ЖК РФ), способ образования которого выбирают сами собственники. Фонды могут формироваться:
- На счете регионального оператора — средствами поступившим в фонд распоряжаются региональные власти. Деньги, поступившие от собственников квартир в МКД, хранятся в общем фонде субъекта РФ. Очередность проведения капитальных работ устанавливается региональной программой.
- На индивидуальном счете МКД — собранные деньги идут на ремонт одного конкретного дома. Владельцы жилья открывают банковский счет, распоряжаться которым могут управляющая компания (УК) или жилищный кооператив.
Капитальный ремонт проводится в зданиях, где больше 3-х квартир. В домах, которые признаны аварийными или подлежащими сносу, ремонтные работы за счет средств фонда не проводятся. Собственники квартир, находящихся в таких зданиях, освобождаются от обязанности вносить платежи.
Способ формирования фонда капитального ремонта
Жители многоквартирных домов не могут отказаться от оплаты взносов на капремонт, так как это их обязанность в силу прямого указания закона. Однако они могут решить, каким способом будут накапливаться средства для проведения капитального ремонта. Вариантов здесь два: спецсчёт многоквартирного дома в банке или формирование фонда капремонта на счёте регионального оператора капремонта.
По умолчанию взносы поступают на счёт регионального оператора. Спецсчётом владеет организация, обслуживающая многоквартирный дом (УО, ТСЖ или ЖСК). И сбором средств, при наличии спецсчёта, также занимается УО, ТСЖ или ЖСК, которая обслуживает МКД, капремонт в этом случае включается отдельной строкой в квитанцию за управление и обслуживание общего имущества МКД. Региональный оператор капремонта – это сторонняя организация, которая выставляет отдельную квитанцию.
Заметим, что УО, ТСЖ или ЖСК не могут размещать взносы на капремонт на своих банковских счетах. Это является нарушением жилищного законодательства и чревато штрафами. Для спецсчёта необходимо выбрать банк, который удовлетворяет условиям, описанным в постановлении Правительства РФ от 24.04.2018 No497. На сегодня в РФ действуют пять банков, которые этим условиям полностью удовлетворяют: ПАО Сбербанк, Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), АО «Россельхозбанк», АО «АЛЬФА-БАНК». Если владелец спецсчёта открыл его в другом банке, необходимо срочно созвать ОСС, которое решит, в какой из указанных пяти банков необходимо перевести спецсчёт.
Преимущество спецсчёта в том, что жители дома через ОСС могут принять решение о сроках капремонта. Когда фондом капремонта МКД распоряжается региональный оператор, он устанавливает и сроки проведения капремонта, а также выбирает исполнителя работ.
Определение понятия «капитальный ремонт» в НПА
Капитальный ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления технических и экономических характеристик объекта до значений, близких к проектным, с заменой или восстановлением любых составных частей (Приказ Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения»).
Капитальный ремонт — проведение комплекса строительных работ и организационно — технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико — экономических показателей здания и функционального назначения, предусматривающих восстановление его ресурса с частичной заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшению эксплуатационных показателей (Постановление Правительства Москвы от 30.07.2002 N 586-ПП (в редакции от 23.12.2015) «Об утверждении Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства инженерных коммуникаций, сооружений и объектов дорожно-транспортного обеспечения в городе Москве»).
Формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (Копим вместе)
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Собственникам предлагается «встать в очередь» и, ежемесячно перечисляя взнос на капитальный ремонт, ожидать, когда очередь до них дойдет.
Очевидно, что если собственники после публикации региональной программы обнаружат свой дом в первых рядах на капитальный ремонт, имеет смысл задуматься о коллективной форме накопления.
В соответствии с буквой закона, жителям также требуется провести общее собрание и утвердить форму накопления, однако, если соответствующее решение принято не будет или региональный оператор не будет уведомлен, решение в пользу «общего котла» за собственников примет муниципалитет.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В соответствии со статьей 181 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта каждый собственник помещения в многоквартирном доме обязан ежемесячно в установленные сроки и в полном объеме вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт.
Региональный оператор обязуется обеспечить:
— проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта,
— финансирование такого капитального ремонта,
— перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям таких собственников в фонде капитального ремонта.
Договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта
Собственники, принявшие решение о формировании фонда на счете регионального оператора, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.
При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета.
Региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту обязан:
1) подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения связанные с проведением капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
5) осуществлять приемку выполненных работ;
6) нести иные обязанности, предусмотренные договором о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.
Организация проведения капитального ремонта
ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ
ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ПОРЯДКЕ
Перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта РФ этот перечень может быть дополнен услугами и работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов и другими видами услуг и работ.
Если собственниками помещений в многоквартирном доме (далее — собственники) принято решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников может использоваться на финансирование любых услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты которыми, в том числе:
устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
создается региональный оператор;
утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки;
устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ и требования к этим программам;
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – капитальный ремонт) определяются предельные сроки проведения собственниками и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ, и включает в себя:
- перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, за исключением аварийных и подлежащих сносу. В региональную программу могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы или принятия решения об исключении из нее домов нормативным правовым актом субъекта РФ должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством РФ и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры;
- перечень услуг и работ по капитальному ремонту;
- плановый период проведения капитального ремонта общего имущества;
- иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.
Очередность проведения капитального ремонта определяется в региональной программе исходя из критериев, которые установлены законом субъекта РФ и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке должно предусматриваться проведение капитального ремонта в домах, где требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения а он не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы.
Региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы.
Все изменения, касающиеся новых правил проведение в многоквартирных домах капитального ремонта отражены в главном жилищном Законе – Кодексе, принятом ГД РФ еще в конце декабря 2012 года.
Закон отразил все насущные проблемы жильцов и собственников квартир, определил, кто, когда и на какие средства он будет проводиться.
Статья 166 ЖК РФ очень обширна, ею определен порядок проведения капитальных работ, приведен примерный перечень замены оборудования в лифтовом хозяйстве, перекачки воды до квартиры и многое другое, например, как должна быть отремонтирована крыша дома.
Статьей 167 определяются как обеспечить средствами, на капитальный ремонт, кто и сколько обязан будет ежемесячно перечислять на определенный банковский счет свои деньги. Также в ней регламентирован порядок создания регионального оператора, который будет полностью заниматься перечислением и накоплением средств, определять, сколько должен уплачивать в общий фонд каждый владелец квартиры на капитальный ремонт не только своей квартиры, но мест общего пользования: подъездов, крыши, лифтового хозяйства. В статье названы условия поддержки государства на проведение этих значительных для каждого дома работ, система контроля над движением денежных средств на счете.
Статья 168 обязывает региональные власти разработать свою программу ведения капремонта, утвердить ее, определить сроки ремонта для каждого конкретного жилого дома. Здесь можно установить, какие услуги жильцы дома в итоге должны получить: что и кто будет проводить капитальные ремонты с использованием общедомового накопительного счета.
Ст. 169: порядок внесения взносов жильцами дома, жильцов порядок не коснется, права и обязанности всех проживающих в конкретном жилом доме по оплате и ежемесячному пополнению счета на капремонт.
В статье 170 определен порядок создания фонда, ежемесячная сумма пополнения, перечислен состав лиц, освобожденные от этих обязательств (ветераны ВОВ, инвалиды и труженики военного времени).
Кроме того, статьями 180-195 определен порядок создания фонда, предусмотрены несколько вариантов:
- Копить средства на ремонт только конкретного дома, этот фонд будет называться индивидуальным;
- Централизованные отчисления: это общий фонд всех домов региона.
Во многом техническое состояние многоквартирного дома определяет порядок внеочередного ремонта жилого объекта, для всех остальных региональный оператор устанавливает очередность по установленным региональными властями законодательным актам. Власти каждого региона определяют круг критериев, по которым определяется очередность проведения ремонта, составляется график работ оператором. Следует отметить, что все средства, поступающие в региональный фонд капитального ремонта, направляются только на проведение работ по обновлению общего имущества собственников, то есть не каждой квартиры, а общих стояков, подъездов, фундамента, крыши и на другие срочные нужды.
Если собственники жилья уже создали фонд капремонта, но дом признан аварийным, или он подлежит сносу, то внесенные средства возвращаются плательщикам каждому адресно. Это положение касается и случаев изъятия земель, на которых стоят многоквартирные дома на нужды государства.
К приоритетным критериям выбора дома под капитальный ремонт можно отнести:
- Построенные до 1991 года;
- Имеющие деревянные перекрытия;
- Не подлежащие сносу или признанию аварийными, но имеющие износ более 50%.
Порядок проведения капремонта
На законодательном уровне устанавливаются сроки проведения капитального ремонта на каждый элемент конструкции по отдельности. Например, от 10 до 60 лет для кровельных материалов и 60 лет – для канализационных пластиковых труб.
Законом установлено минимальное время для ремонта, который должен проводиться не позже, чем работоспособность ответственного элемента, чтобы он продолжал выполнять свои функции, гарантируя безопасное проживание жильцов дома.
Требования жильцов в основном связаны с неисправной работой элементов или окончанием времени эксплуатации части конструкции.
Собственники квартир имеют право в судебном порядке требовать проведение работ, если их письменная жалоба не была удовлетворена в установленное время.
Размер фонда капитального ремонта и источники его формирования
В соответствии с п. 1 ст. 170 ЖК РФ в состав ФКР включаются:
- взносы, ежемесячно уплачиваемые собственниками помещений;
- пени, начисленные за просрочку уплаты взносов в установленные сроки;
- проценты за пользование денежными средствами, хранящимися на специальном счете или счетах регионального оператора (например: по решению собственников деньги на спецсчете могут быть размещены на депозите в целях сохранения покупательской способности накоплений в условиях растущей инфляции);
- средства финансовой поддержки, предоставленные государством (муниципалитетом);
- доходы, полученные от использования общего имущества МКД и направляемые на пополнение ФКР решением собственников (например: от сдачи в аренду нежилых помещений, размещения рекламы в подъездах и пр.);
- кредитные (заемные) средства, привлеченные владельцами МКД в целях проведения капитального ремонта.
Минимальный размер ФКР утверждается законом субъекта РФ. В соответствии с п. 8 ст. 170 ЖК РФ региональным властям рекомендуется устанавливать минимальный размер ФКР не больше чем 50 % оценочной стоимости капитального ремонта МКД.
Оценочная стоимость, в свою очередь, определяется как общая сумма всех минимально-необходимых работ по КР многоквартирного дома в течение срока действия региональной программы (с учетом того, что некоторые виды капремонта на протяжении этого срока должны быть выполнены неоднократно), включая подготовку проектно-сметной документации и стоимость услуг по строительному контролю.
Кто создает и как формируется счет
Структура обычно учреждается властями субъекта РФ или подведомственными им структурами. Например, региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым был создан Министерством жилищно-коммунального хозяйства РК. А Краснодарскую краевую структуру учредило Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства края.
Средства могут аккумулироваться либо на спецсчете, либо на особом счете регионального оператора (ст. 170 ЖК РФ).
По умолчанию формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счетах региональных операторов и никаких действий для этого производить не требуется.
Для накопления средств на специальном счете необходимо оформить соответствующее решение общего собрания владельцев помещений МКД.
Порядок формирования и управления фондом
По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:
- направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
- применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
- размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
- выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
- применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.
Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.
Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.
Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:
- о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
- о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
- о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
- о порядке контроля своевременности перечисления взносов.
Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).
Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта – после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.