Пособия, БПМ и налог на границу: что меняется в Беларуси с 1 февраля?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособия, БПМ и налог на границу: что меняется в Беларуси с 1 февраля?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Потребительской корзиной принято называть продуктовый набор, перечень непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для человека, его здоровья и удовлетворения минимальных потребностей. Это именно тот минимум, который достаточен, чтобы прожить человеку в течение месяца.
Что такое потребительская корзина?
Перечень товаров и услуг устанавливается для каждой из основных социально-демографических групп не реже одного раза в пять лет, что следует из требований законов от 24.10.1997 134-ФЗ, от 03.12.2012 № 227-ФЗ, а также Постановления Правительства от 28.01.2013 № 54. Население в связи с этим разделяется на:
- трудоспособных граждан;
- лиц, достигших пенсионного возраста;
- детей.
Стоимость корзины потребителя рассчитывается Службой статистики ежемесячно.
Потребительская корзина в Беларуси
Потребительская корзина – это список вещей и услуг первой необходимости, утверждаемый законодательством на установленный отрезок времени. При составлении потребительской корзины первоочередно учитываются такие категории, как продукты питания, предметы гардероба, медицинские препараты, а также оплата транспортных услуг, ЖКХ и некоторых другие виды расходов.
Потребительская корзина регулярно подвергается пересмотру как минимум раз в 5 лет.
Основываясь на состоянии потребительской корзины формируется минимальный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский бюджет – размер расходов на основные потребительские нужды – существует в качестве основного показателя для контроля над динамикой степени благосостояния населения необходимыми материальными и нематериальными благами и уровнем необходимой соцподдержки.
Стоит добавить, что этот социальный норматив используется при определении мер соцзащиты граждан, не относящихся к категории малообеспеченных, однако уровень доходов которых вынуждает прибегать к определенной государственной поддержке (если речь идет об одноразовых субсидиях, пособиях, льготах).
В процессе расчета прожиточного минимума учитываются несколько моментов, от уровня благосостояния и среднестатистической величины ежемесячного дохода до места проживания.
Минимальный потребительский бюджет в Республике Беларусь утверждается раз в четыре месяца, основываясь на ценах последнего месяца. Распределение идет по 6 социально-демографическим категориям и 2 видам разносоставных семей. Соответственно, размер потребительской корзины для представителей той или иной категории граждан не одинаков.
Непродовольственные товары
Каждый тратит по-своему, но воспользуемся нормами Потребительской корзины, утвержденной Постановлением №146 Министерства труда и соцзащиты. Состав корзины остается почти неизменным уже 12 лет.
Согласно Постановлению, мужскую зимнюю куртку и пальто положено носить 4 года, холодильник, телевизор, стиральную машину и утюг покупать раз в 10 лет, шкаф – раз в 20 лет и т.д. Исключение – трусы, носки и сорочки, их следует покупать каждый год по несколько штук.
Средняя зарплата в Беларуси, по официальным данным за апрель 2020 года составила 1 193,80 руб. За вычетом подоходного налога и отчисления 1% в ФСЗН, выходит 1 026,67 руб. Это в 3,83 раза больше величины бюджета прожиточного минимума.
Выходит, получателям БПМ придется пользоваться мебелью, техникой и одеждой в 3,7 раза дольше. Зимнюю куртку и пальто придется носить 15 лет и сидеть за одним столом 53 года. Хуже всего получается с техникой – срок службы холодильника, телевизора, пылесоса и утюга вырастает до 37 лет. Порадуемся, что в потребительской корзине нет компьютеров.
Единственный выход – отказаться от самых дорогих товаров в пользу одежды и обуви.
Рассчитаем другой вариант. Возьмем из данных Белстата средние цены на промышленные товары, а из Потребительской корзины срок их службы. Посчитаем сколько нужно откладывать каждый месяц на приобретение каждой конкретной вещи. Если на одежду, обувь, мебель и технику среднестатистические граждане тратят 28,1% дохода, то для получателей БПМ это будет 77,41 руб.
Выходит, что получатель прожиточного минимума голодать не должен. Одеваться он будет весьма скромно, а домашняя обстановка окажется совершенно спартанской. Наверняка придется собирать что-то из прошлой жизни, от родителей и т.д.
Культурные потребности удовлетворит телевизор, можно поднакопить и раз в несколько месяцев купить билет в кино. Для занятий физкультурой лучше всего подойдет йога, потому что не требуется одежда и дополнительное питание. Можно заниматься во дворе на турниках и брусьях. Можно бегать, но не в чем, кроссовки обходились дороже туфель, и мы их убрали из списка.
Передвигаться по городу придется большей частью пешком. Несколько лет экономии позволят купить сотовый телефон (не смартфон) и подключиться на тариф без абонентской платы (в основном для входящих звонков).
Но лучше всего ситуацию определят не возможности, а ограничения.
Получателям прожиточного минимума рекомендуется забыть следующие понятия:
Ни на аренду, ни на самый льготный кредит, ни даже на ремонт денег не хватит. Единственный выход – быть «приживалкой» у родственников. Ни одеть, ни прокормить детей на эти деньги невозможно.
БПМ не хватит не топливо и ремонт, более того – не будет денег на дорожный налог, т.е. автомобиль может только тихо гнить где-то на бесплатной стоянке.
Когда нет денег на проезд по городу, вопрос о поездке на курорт в принципе не возникает.
Однако закрыть тему на этой ноте все-таки не получится. Дело в том, что масса граждан Беларуси, особенно за Минской кольцевой, выживает на суммы меньше прожиточного минимума. По данным Белстата около 6,1% работников имели начисленную зарплату в мае 2020 до 400 рублей. С учетом налоговых выплат – это меньше минимально разрешенного заработка в 375 руб. Если учесть, что у них есть дети и жилье, то на личное потребление останется гораздо меньше прожиточного минимума.
Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика
Действующая в России система расчета потребительской корзины, считают опрошенные DW эксперты, не позволяет россиянам сохранить здоровье, ЗАТО выгодна властям.
С 1 января 2020 года расчетная стоимость потребительской корзины в среднем по России составит 11,2 тысячи рублей в месяц.
Одна половина — 5,6 тысячи — это расходы на продовольствие, вторая — на непродовольственные товары и услуги, соответственно, по 2,8 тысячи рублей.
Эксперты, с которыми беседовала DW, считают, что нынешняя модель потребительской корзины требует существенной корректировки, поскольку не учитывает некоторые жизненно важные расходы и не может гарантировать сохранения здоровья, а также приемлемого уровня жизни.
Две половины одной потребительской корзины
Действующая модель потребительской корзины была принята в 2013 году.
Состав ее продовольственной половины четко регламентирован и включает в себя список продуктов питания, объемы которых рассчитаны на год для четырех категорий — для всего населения в среднем, для трудоспособных граждан, для пенсионеров и для детей. Стоимость потребительской корзины равна величине прожиточного минимума, который утверждается раз в квартал.
- В московском супермаркете
- Продовольственная часть корзины состоит из одиннадцати позиций: хлебобулочные изделия, картофель, овощи, фрукты, сахар и кондитерские товары, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, растительное масло и прочее (соль, чай, кофе, какао, специи).
Вторая половина корзины — непродовольственные товары и услуги — высчитывается так называемым досчетным способом: четкого списка непродовольственных товаров и услуг нет, но есть денежная сумма, которую предполагается на них потратить. И эта сумма должна быть равна стоимости продовольственной части.
Потребительская корзина для пенсионеров
Наименование продукта | Объем потребления, кг (в пересчете на один месяц) |
---|---|
Бакалея | 8.2 |
Картофель | 6.6 |
Овощи | 8.2 |
Фрукты | 3.7 |
Мясо | 4.5 |
Рыба | 1.3 |
Молочные и молочнокислые продукты | 21.5 |
Яйца | 16 |
Сладости | 1.8 |
Жиры и масла | 0.8 |
Прочие продукты | 0.3 |
Потребительская корзина для трудоспособного населения
Наименование продукта | Объем потребления, кг (в пересчете на один месяц) |
Бакалея | 10.5 |
Картофель | 8.4 |
Овощи | 9.5 |
Фрукты | 5 |
Мясо | 4.9 |
Рыба | 1.5 |
Молочные и молочнокислые продукты | 24.2 |
Яйца | 17 |
Сладости | 1.9 |
Жиры и масла | 0.9 |
Прочие продукты | 0.4 |
От нищеты до бедности
Александр Сафонов, профессор кафедры управления персоналом Финансового университета при правительстве РФ, еще в далеком 1988 году участвовал в разработке системы потребительских бюджетов. Тогда руководство страны решило создать некую нормативно-статистическую методику определения и планирования производства необходимого объема товаров и услуг в стране, а также для определения уровней заработной платы.
— Мы разработали три типа потребительских бюджетов. Первый, самый низкий, определял уровень выживания человека. В нем был крайне ограниченный набор продуктов, обеспечивавших жизнь человека, не занятого трудовой деятельностью. По существу — уровень нищеты. Этот тип бюджета вообще не должен был учитываться при определении зарплат. Второй тип — минимальный потребительский бюджет. Он определял границу между нищетой и бедностью и включал в себя четыре раздела: продукты питания, одежду, бытовые товары и услуги. Третий тип — рациональный бюджет, определявший границу между бедностью и средним доходом человека. Здесь тоже были те же четыре раздела, но наполнение этого бюджета позволяло обеспечить нормальную, полноценную жизнь человека. Причем эти потребительские бюджеты разделялись по возрасту, полу и видам работы — физической или умственной.
Что такое потребительская корзина
Потребительская, или как ее еще называют в народе, продуктовая корзина (что в корне неверно) — это определяемая властями совокупность товаров и услуг, предположительно приобретаемых среднестатистическим россиянином для удовлетворения индивидуальных базовых потребностей.
Вопросы, касающиеся характеристик потребкорзины, регулируются ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
Как следует из текста документа, потребкорзина определяется не реже одного раза в пятилетний период. Ее стоимость устанавливается в каждом новом квартале субъектами РФ, с учетом местных демографических и прочих условий.
Потребительская корзина для детей
Наименование продукта | Объем потребления, кг (в пересчете на один месяц) |
---|---|
Бакалея | 6.5 |
Картофель | 7.3 |
Овощи | 9.4 |
Фрукты | 9.8 |
Мясо | 3.6 |
Рыба | 1.5 |
Молочные и молочнокислые продукты | 30 |
Яйца | 16 |
Сладости | 1.8 |
Жиры и масла | 0.4 |
Прочие продукты | 0.3 |
В Беларуси с 1 января 2022 г. вырастет минимальный уровень оплаты труда
Прожиточный минимум в Беларуси – это утверждённая законодательством сумма, достаточная для удовлетворения главных жизненных потребностей человека. Данное значение используется для:
- Расчёта уровня жизни в стране
- Установления размеров минимальной заработной платы, социальных пособий, надбавок и т.п.
- Установления среднего показателя доходов граждан, который не облагается налогом
- Формирования государственного и местных бюджетов
- Определения государственных стандартов обслуживания и обеспечения сфер здравоохранения, образования, обслуживания и т.п.
На основании потребностей граждан формируется потребительская корзина. В неё входит перечень товаров и услуг, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Если гражданин может позволить себе только минимальный набор потребительской корзины, то считается, что он живёт около черты бедности. Чем больше товаров и услуг человек может «положить в свою корзину», тем выше его достаток.
В потребительскую корзину входят:
- Продукты питания
- Медицинские препараты
- Одежда
- Предметы личной гигиены
- Жилищно-коммунальные услуги
- Транспортные услуги
- Бытовые услуги и т.п.
БПМ рассчитывается по ценам последнего месяца в квартале. При этом, общая сумма формируется следующим образом:
- 83% — непродовольственные товары
- 17% — продовольственные товары
Современное общество разделяется на социальные группы: пенсионеры, студенты, школьники, работоспособное население и т.п. Так как у каждой группы разные потребности и разный уровень расхода на них, перечень необходимых товаров и услуг различается для всех граждан республики. Если людям пенсионного возраста необходимо тратить больше средств на лекарственные препараты, то обучающимся – на покупку вещей, учебников и т.п.
Согласно законодательству Республики Беларусь, расчёт прожиточного минимума производится раздельно для каждой социальной группы. Всё население можно разделить следующим образом:
- Дети до 3 лет
- Дети от 3 до 6 лет
- Дети от 6 до 18 лет
- Учащиеся средне-специальных и высших учебных заведений
- Работоспособные граждане
- Граждане пенсионного возраста
Так как цены потребительской корзины растут, показатель БПМ также пересматривается и увеличивается. Происходит это один раз в квартал.
Прожиточный минимум в Беларуси
Уровень прожиточного минимума граждан, которые получают пенсию, определяется не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Размер ПМ учитывается при формировании доплаты к пенсионным выплатам.
Федеральные и региональные власти каждый год пересматривают и утверждают новые суммы. В соответствии с законодательством, если материальный уровень пожилого человека ниже установленного ПМ, то он должен получать социальную доплату к пенсии.
- Федеральный прожиточный минимум для пенсионеров в 2022 – 10 882 руб.
Демографическая группа «дети» (возраст от 0 до 15 лет) рассчитывается отдельно. Когда ребенок достигает 16, то его ПМ переходит в категорию взрослых граждан. Федеральный прожиточный минимум на ребенка в 2022 составит 12 274 руб.
В 2022 году прожиточный минимум для лиц, которые являются трудоспособными гражданами, составит 13 793 руб. Подробная информация изложена в таблице.
В регионах ПМ утверждается до 15 сентября. При этом учитывается коэффициент, отражающий региональную дифференциацию: соотносится норма в целом по стране и на каждого гражданина в субъекте государства.
В Закон №134-ФЗ были внесены поправки. Расчет ПМ по России будет происходить по следующим правилам:
- Правительство России должно утверждать нормы ежегодно, крайний срок – не позже 1 июля.
- При расчете показателя учитывается медианный среднедушевой доход по данным предыдущего года.
- Показатель медианного среднедушевого дохода определяется каждый год, анализируются социальные, демографические, экономические, экологические и другие общественные процессы страны.
- Соотношение ПМ и медианного дохода за прошлый год установлено в размере 44,2%. Данные будут пересматривать не чаще, чем 1 раз в 5 лет.
Особые соотношения касаются норм отдельных социально-демографических групп (пенсионеров, детей, трудоспособных граждан). ПМ федерального уровня на 2022 год уже был согласован с учетом нововведений.
Размер мрот в 2022 году зависит от медианной зарплаты. Это новая методика. Под медианным среднедушевым доходом подразумевается сумма, относительно которой у одной половины населения доход больше предполагаемой величины, а у другой половины – меньше.
МРОТ составит 42% от медианной зарплаты по РФ за период прошлого года. В регионах вносятся свои корректировки.
Какие изменения планирует внести Минтруд?
Запланировано, что новый подход к формированию потребительской корзины, должен быть применен уже в 2021 году. Поменяется не только ее состав, но и сам принцип определения потребностей населения. В ряде регионов уже запущен «пилотный» проект, направленный на значительное снижение уровня бедности.
При рассмотрении новой корзины потребителя будут:
- заслушаны мнения медицинского сообщества и статических органов;
- рассмотрены предложения по определению доли стоимости непродовольственных товаров и услуг;
- приняты во внимание предложения по совершенствованию правил установления величины прожиточного минимума для каждой группы населения.
Планируется, что обсуждения должны закончиться в марте 2021 года, как раз к подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2023 год.
Пересмотрят так же социально-демографические группы населения в связи с увеличением пенсионного возраста. Предполагается, что трудоспособным населением будут считаться все граждане, старше 16 лет и не достигшие возраста для установления страховой пенсии по старости. Исключение составят лица, кому установлены I и II группы инвалидности.
Одни трусы на квартал
При составлении бюджета, конечно же, нельзя не учесть одежду, бельё и обувь. Ведь без них никуда!
По мнению чиновников, удовлетворить потребностям мужчин способны:
- раз в четыре года – зимняя и демисезонная куртки;
- раз в два года – брюки, джинсы, свитер, туфли;
- раз в три года – куртка-ветровка, пиджак, спортивный костюм, плавки, сапоги, кроссовки.
- Бельё предлагается менять чаще. В бюджет заложено четыре майки на три года, четверо трусов и семь пар носков на год.
Женские потребности в Совмине тоже учли:
- зимняя и демисезонная куртка – раз в четыре года;
- плащ, куртка-ветровка,
- спортивный костюм,
- купальник,
- два платья,
- костюм,
- две пары сапог плюс кроссовки – раз в три года;
- джинсы, тапочки, свитер, две пары туфлей – раз в два года.
Конечно же, позаботились и о белье: две пижамы и четыре майки на три года, четверо трусов и один бюстгальтер на год.
Также на год рассчитано ношение белорусскими дамами шести пар колготок и четырёх пар носков.
Такие мелочи, как покупка галстука, носовых платков, головных уборов, перчаток и шарфов мы не упоминаем.
Продукты питания потребительской корзины в Украине
В таблице ниже указаны наборы продуктов питания для детей в килограммах из расчета на 1 ребенка на 1 год.
Название продукта | Возраст ребенка | |
---|---|---|
до 6 лет | от 6 до 18 лет | |
Хлебопродукты: | ||
хлеб пшеничный | 29,2 | 51,1 |
хлеб ржаной | 14,6 | 28 |
Мука пшеничная | 4,6 | 7,9 |
Макаронные изделия | 2,9 | 4 |
Крупы: | ||
рисовая | 1,3 | 1,8 |
манная | 0,9 | 1,2 |
пшенная | 2,7 | 3,3 |
гречаная | 2,4 | 3,4 |
овсяная | 0,7 | 0,9 |
другие (ячневая, перловая) | 3,1 | 4,7 |
Бобовые | 0,6 | 0,8 |
Крохмал | 0,7 | 1,1 |
Картошка | 73 | 93,7 |
Овощи (в том числе соленые, квашеные): | ||
капуста | 16,4 | 21,9 |
помидоры | 16,4 | 21,9 |
морковь | 8,2 | 10,9 |
огурцы | 6,6 | 8,7 |
буряк | 6,6 | 8,7 |
лук | 6 | 7,9 |
чеснок | 0,6 | 0,8 |
другие сезонные овощи (кабачки, тыква) | 11,3 | 13 |
Бахчевые (арбузы, дыни) | 10 | 15,5 |
Фрукты: | ||
семечковые плоды, яблоки | 30,1 | 33,4 |
ягоды и виноград | 8,2 | 9,1 |
цитрусовые и другие тропические плоды | 5,5 | 6,1 |
косточковые (сливы, абрикосы) | 5,5 | 6,1 |
груши | 5 | 5,5 |
Орехи | 0,5 | 0,6 |
Соки фруктово-ягодные и овощные | 45,6 | 54,8 |
Сухофрукты | 3,65 | 5,5 |
Сахар | 18,25 | 23,1 |
Мед | 1,1 | 1,1 |
Кондитерские изделия | 5,5 | 6,1 |
Подсолнечное масло | 3 | 5,1 |
Яйца (штук) | 182,5 | 365 |
Молоко и молочные продукты: | ||
молоко | 91,3 | 82,1 |
кисломолочные напитки | 91,3 | 82,1 |
сыр мягкий | 18,25 | 20,7 |
сметана | 2,7 | 7,3 |
сыр твердый | 1,8 | 4,3 |
масло сливочное | 7,7 | 12,8 |
Мясо и мясные продукты: | ||
говядина | 12,9 | 20 |
свинина | 8,1 | 12,7 |
птица | 5,8 | 9,2 |
субпродукты | 5,9 | 9,1 |
колбаса вареная, сосиски, сардельки | 4 | 6,3 |
колбаса полукапченая | 1,3 | 2,1 |
балык мясной, шинка, карбонат | 1 | 1,5 |
сало | 1 | 1,5 |
Рыба и морепродукты: | ||
рыба свежая, свежемореженая | 8,6 | 14,6 |
сельдь, рыбные продукты | 4,2 | 7,3 |
Чай | 0,073 | 0,1 |
Какао | 0,365 | 0,365 |
Дрожжи | 0,365 | 0,365 |
Соль | 1,8 | 3,3 |
Специи (лавровый лист) | 0,073 | 0,1 |
С 1 февраля – новый размер бюджета прожиточного минимума
Согласно постановлению Министерства труда и социальной защиты от 21 января 2022 года № 4, с начала февраля бюджет прожиточного минимума в стране вырастет на 8,54 рубля и составит 296,55 рубля. Эта сумма сохранится до 30 апреля 2022 года.
Что касается основных социально-демографических групп, то по ним утверждены следующие размеры БПМ:
- трудоспособное население – 329,35 рубля (ранее – 321,22);
- пенсионеры – 224,10 рубля (ранее – 217,19);
- дети в возрасте до 3 лет – 187,04 рубля (ранее – 180,64);
- малыши от 3 до 6 лет – 259,47 рубля (ранее – 251,26);
- дети от 6 до 18 лет – 317,33 рубля (ранее – 307,98).
В Беларуси размеры пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет обычно пересчитывают два раза в год – 1 февраля и 1 августа.
С февраля текущего года прибавка к пособию составит от 44 до 56 рублей в месяц.
До 31 июля 2022 года пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет будут выплачивать в следующих размерах:
- на первого ребенка – 539,56 рубля;
- на второго и последующих – 616,64 рубля;
- на ребенка-инвалида – 693,72 рубля.
Напомним, с 21 января в Беларуси вступили в силу новшества по оплате больничных. Теперь по трудовым договорам работодатель обязан оплатить время нетрудоспособности своего сотрудника, даже если он не перечислял обязательные взносы в ФСЗН. Также это касается пособия по беременности и родам.
Установлен минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам (50% БПМ за два последних квартала), которое будет выплачиваться, если наниматель умышленно завысил суммы пособия.
Национальный банк пересмотрел расчетную величину стандартного риска (РВСР) – процентный максимум по займам у банков.
Плюс 2,5 яйца. В Беларуси пересмотрели наборы потребительских корзин
Она рассчитывается каждые три месяца отдельно для каждой социально-демографической группы. При этом учитывается уровень инфляции, динамика потребительских цен, иные экономические показатели.
Последний пересчет осуществлен 21 апреля 2021, данные будут актуальны до 31.07.2021 г.
Категория | Размер |
---|---|
трудоспособное население | 562,28 руб. |
пенсионеры | 437,20 руб. |
дети до 3 лет | 371,52 руб. |
дети от 3 до 6 лет | 476,88 руб. |
дети от 6 до 18 лет | 482,43 руб. |
семья из 4 человек | 444, 22 руб. |
молодая семья из 3 человек | 478,38 руб. |
Согласно последним данным, более 40% расходов граждан Беларуси приходится на приобретение продуктов питания.
Это является одним из оснований, позволяющих отнести человека к категории малообеспеченных слоев населения. В ряде случаев это дает право на получение государственной социальной поддержки в виде субсидий, адресной помощи, льготных кредитов и пр.
Для уточнения подробностей обращайтесь в органы соцзащиты населения по месту жительства.