Как и где оформить лицензию на пассажирские перевозки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и где оформить лицензию на пассажирские перевозки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

Требования к работе легковых такси

Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:

  • Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
  • На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.

  • Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.

  • Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.

Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:

  • Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
  • Расценки за услуги.

  • Визитка водителя с его фото.

  • Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.

Ошибки и вопросы по теме

Вопрос 1

Автобус организации собирает сотрудников по городу, чтобы привезти на работу, а вечером развозит всех обратно. Нужна ли лицензия в этом случае?

Да, нужна. В связи с изменениями, внесенными законодателем, такая деятельность подлежит лицензированию с 1 марта 2023 года.

Вопрос 2

В компании есть автобус, но он никогда не используется по назначению, на нем ездит исключительно водитель. Нужна ли лицензия в этом случае?

Если перевозка пассажиров не производится, то лицензия не нужна. Однако будет очень проблематично доказать, что автобус не используется для перевозки пассажиров.

Ошибка

Автобус организации собирает и подвозит сельских детишек к месту учебы. После наступления 1 марта лицензия оформлена не была. Это является ошибкой. Лицензия не требуется только в том случае, если автобус не ездит по дорогам общего пользования, а курсирует в пределах территории предприятия. Рассмотренный случай не относится к таким перевозкам. Перевозки детей школьным автобусом в обязательном порядке подлежат лицензированию.

Как видим, чтобы заниматься перевозками пассажиров, необходимо очень ответственно и серьезно подойти к этому делу. Лицензия на перевозку более чем 8 пассажиров выдается при выполнении определенных условий. Также следует учитывать, что практически для всех пассажирских перевозок на данный момент требуется лицензия. Исключение составляют лишь транспорт государственных органов и транспорт очень крупных предприятий, который курсирует только на территории компании. Оформление лицензии занимает достаточно продолжительное время, проверка документов длится до 45 дней. Лицензирование деятельности перевозчиков направлено на наведение порядка в этой сфере.

Стоимость услуг по оформлению документов для УГАДН

Наименование услуги

Москва

Санкт-Петербург

Регионы

Цена на пассажирскую лицензию от 15000 р. от 10000 р. от 10000 р.
Внесение в реестр лицензированных автобусов 4000 р. от 4000 р. от 4000 р.
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН 4000 р. от 4000 р. от 4000 р.
Поиск специалиста по БДД от 10000 р. от 10000 р. от 10000 р.

А если не получать лицензию?

Следует знать, что отказ Ространснадзора может быть обусловлен двумя причинами: несоответствием соискателя выдвинутым требованиям и представлением потенциальным лицензиатом заведомо ложной информации. Однако без этого документа работать запрещено: как и любое правонарушение, деятельность компании-перевозчика без лицензии (если в соответствии с нашим законодательством документ необходим) влечет за собой санкции, регламентированные статьей 14.1.2 (часть 1) КоАП РФ.

При первом зафиксированном нарушении граждане и должностные лица должны уплатить штраф в размере 50 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели – 100 тысяч рублей, юридические лица (компании) – 400 тысяч рублей. При этом в последнем случае все «незалицензированные» транспортные средства подлежат конфискации либо само предприятие лишается возможности вести основную деятельность в течение 90 дней. При «рецидиве» же мера ответственности усиливается – вплоть до уголовной.

Читайте также:  Карантин – как повод для увольнения сотрудников. Что делать, если вас сократили?

Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

    Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

    1. Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

    2. Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

    3. Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

    4. Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

    Какие требования предъявлять к водителям маршрутки

    Штат перевозчика может комплектоваться только квалифицированными водителями с удостоверениями категории “D”. При этом стаж вождения по этой категории не должен быть меньше 3 лет. Также необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом. Количество подходящих кандидатов ограничено, поэтому, частники зачастую грешат и нанимают на работу непрофессиональных водителей либо сотрудников, уволенных за провинности из муниципальных транспортных компаний.

    Водитель микроавтобуса обязан выполнять указания диспетчерского персонала, соблюдать график движения по маршруту, знать места остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, ориентироваться в расположении медицинских учреждений, заправочных станций и пунктов техобслуживания.

    Сколько зарабатывают маршрутные такси

    Наконец, мы подошли к самому интересному вопросу. А именно, к вопросу о том, сколько зарабатывают маршрутные такси. В среднем маршрут с одним микроавтобусом в автопарке приносит в месяц порядка 85-90 тыс. рублей. Диапазон чистой прибыли варьируется от 60 до 150 тыс. рублей в месяц при оборотах в размере от 100 до 250 тыс. рублей. Соответственно, три микроавтобуса могут приносить прибыль от 180 до 450 тыс. рублей.

    Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”. Ставку на выходные и перевозку дачников никто не делает. В выходные показатели выручки и чистой прибыли могут снижаться в 2-3 раза относительно будней.

    Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений. На кузов же автобуса наносится специальная пленка с рисунком. Оформление производится сотрудниками рекламных агентств.

    Возможность получения лицензии на перевозки для собственных нужд организации

    Самое важное изменение, которое содержится во многих пунктах нового нормативного документа, – это возможность получения лицензии не только для коммерческих перевозок, но и на перевозки для собственных нужд организации:

    1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – государственная услуга).

    Читайте также:  В мэрии Саратова назвали дома, жителей которых будут расселять

    1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее – Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ее территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее – государственная услуга).

    2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга в соответствии с настоящим Регламентом, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие осуществлять регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, запрашивающие сведения о конкретной лицензии (далее – соискатель лицензии, лицензиат, заявитель).

    2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга (за исключением предоставления сведений о конкретной лицензии) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность по перевозкам пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее – коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя для их собственных нужд, или их уполномоченные представители.

    То есть, старый регламент прямо говорил о том, что он не может использоваться при оформлении лицензии на перевозки для собственных нужд организации. Именно поэтому у многих организаций и возникали проблемы с получением лицензий в течение последних 2,5 лет.

    Новый регламент решает данную проблему, т.к. в нем изначально идет речь о том, что лицензии будут выдаваться для любых перевозок автобусами, а не только для коммерческих.

    Лицензия на перевозки: когда и как ее получить

    Действующим законодательством установлено, какие виды перевозок подлежат лицензированию. Это перевозки пассажиров и опасных грузов внутренним водным, морским, воздушным, автомобильным и ж/д транспортом. При этом уточняется, что если перевозки осуществляются по собственным нуждам организаций или ИП, получать разрешение не нужно.

    Лицензии выдаются Росавиацией (для воздушных перевозок) и Ространснадзором (для всех прочих видов) на каждый вид деятельности отдельно. Требования для их получения установлены постановлениями Правительства.

    Например, согласно положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457, для приобретения права на перевозку пассажиров самолетом или другим воздушным транспортом нужно:

    • иметь в собственности или на ином основании воздушное судно;
    • иметь сертификат эксплуатанта;
    • соблюдать правила перевозки;
    • подать заявление с документами в лицензирующий орган.

    Лицензия действует бессрочно. В период ее действия проводятся плановые и внеплановые проверки соответствия лицензиата вышеуказанным требованиям.

    В каких случаях нужно оформление документа?

    Пассажирские перевозки могут происходить по регулярным маршрутам как городского и пригородного типа, так и между городами. Получить специальное разрешение на такие перевозки нужно только если:

    Количество перевозимых пассажиров составляет больше восьми человек – для автобусов, микроавтобусов. Например, для услуг такси оформляют другую лицензию.

    Транспортное средство используется не для личных или организационных целей предпринимателя (предприятия). В случае если осуществляются перевозки работников организации (к месту работы или на отдых), оформлять разрешение не нужно.

    Деятельность по перевозкам происходит по конкретному маршруту. Если это услуги на заказ, то лицензия также не требуется, предприниматель просто уведомляет об этом соответствующий орган Ространснадзора (по территории деятельности).

    Также лицензия нужна, если перевозки осуществляются на международном уровне, то есть с выездом транспорта за пределы страны.

    Требования к соискателю

    Выдается лицензия юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, которые собираются осуществлять перевозки более восьми пассажиров на соответствующем для этого транспорте.

    Кроме этого, должны выполняться следующие условия:

    Перед началом рейсов водителей должен осматривать специалист, у которого есть соответствующее медицинское образование (высшее или среднее). Кроме образования, он должен пройти обучение по дополнительной программе – по осмотру водителей рейсовых автобусов. Такой человек может либо состоять в штате предприятия, либо быть сотрудником медицинской организации, с которой у соискателя заключен договор.

    Для проведения техобслуживания транспорта должны быть специальные помещения и оборудование. В качестве альтернативы этого требования может выступать заключение договора с другой организацией на оказание таких услуг.

    У предпринимателя должен быть заключен договор (трудовой или об оказании услуг) с водителями, которые соответствуют таким требованиям:

    • квалификация (водительские права категории D) и стаж работы (не менее 5 лет);
    • отсутствие медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров (что подтверждается справкой утвержденной формы).

    Соискатель должен иметь в наличии транспортные средства, принадлежащие ему на законном основании. Это может быть и купля-продажа, и аренда, и лизинг. По своей конструкции и назначению они должны быть пригодными для перевозки людей (с приложением постановления соответствующего территориального органа). Свидетельством о регистрации ТС должны допускаться к участию в дорожном движении.

    Читайте также:  Пенсионный фонд опубликовал график выхода на пенсию по году рождения: таблицы

    Соблюдение каждого из этих условий подкрепляется документами.

    Если владелец предприятия одновременно является и водителем своего коммерческого транспортного средства, то он также должен документально подтвердить свою пригодность к этой работе.

    Сколько стоит лицензия на перевозку пассажиров автобусом и сроки действия

    На данный момент стоимость равна 7500 рублям (сумма госпошлины). Оплатить ее нужно перед подачей всех документов. Узнать реквизиты для оплаты можно в лицензирующих органах – либо на стендах внутри помещения, либо на интернет-сайтах.

    Подтверждение оплаты – квитанция (в случае наличного расчета) или платежное поручение (расчет по безналу). Прилагать эти документы к основному пакету необязательно, информация об оплате размещается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

    Дополнительные расходы могут возникнуть на оплату услуг нотариуса и в том случае, если получение лицензии на перевозку пассажиров вы доверяете юридической компании. За определенную сумму (в каждой компании ее размер отличается) она возьмет на себя все хлопоты по оформлению документов.

    Лицензия на автобусные перевозки пассажиров, выдаваемая в настоящее время, действительна на протяжении неограниченного срока. Ее переоформление может потребоваться только в случае, если:

    • произошли перемены в видах осуществляемых работ;
    • изменился юридический адрес предприятия;
    • было изменено его название;
    • произошло преобразование в организационной форме– например, слияние или разделение предприятия.

    Если разрешение было оформлено до 3 ноября 2011 года, то это также дополнительное основание для переоформления документа. Именно с этого дня в силу вступил новый закон о лицензировании. До этого документы выдавались на срок до пяти лет. Поэтому старые лицензии нужно переоформлять по новому образцу.

    Кто осуществляет лицензирование на внутреннем водном и морском транспорте

    Контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров водным транспортом и выдача соответствующих лицензий возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта – Ространснадзор, а также его территориальные органы.

    Условия и порядок предоставления лицензии определены следующими законами:

    • ПП РФ от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»;
    • ПП РФ от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
    • ПП РФ от 06.03.2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»;
    • Административный регламент предоставления услуги по лицензированию деятельности по перевозкам внутренним водным и морским транспортом от 30.04.2013 г. № 158.

    Ространснадзор рассматривает документы и принимает решение в течение 45 рабочих дней. В случае положительного результата, выдается лицензия, которая не ограниченная в сроке действия, и распространяется на всей территории Российской Федерации.

    Требования к организации-перевозчику

    Компаниям-перевозчикам необходимо соответствовать следующим требованиям:

    • водителям, состоящим в штате, иметь категорию водительского удостоверения «Д»;
    • стаж работы водителем не менее трех лет с подтверждением в трудовой книжке;
    • в штате предусмотрен специалист с медобразованием или должен быть заключен договор с лицензированным медучреждением на проведение медосмотров водителей до рейса;
    • технически исправный парк машин, что подтверждается талоном техосмотра;
    • технически оборудованные помещения для техосмотра и ремонта транспорта или договор на техобслуживание с соответствующими организациями;
    • у ТС должна быть в наличии лицензионная карточка, а также установлена система ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

    В связи с участившимися дорожно-транспортными происшествиями по вине водителей из ближнего зарубежья, с 1 июня 2021 года юрлицам и ИП запрещено допускать к работе водителей, не имеющих российских водительских удостоверений необходимой категории.

    Главные требования к перевозчикам

    Законодательство предъявляет к перевозчикам определенные лицензионные требования:

    1. Важно, чтобы в штате предприятия числились квалифицированные водители, имеющие право управления транспортными средствами категории Д.
    2. Сотрудник должен иметь трудовой стаж по этой категории не менее 3 лет. Подтверждаться стаж должен официально, посредством записи в трудовой книжке.
    3. Водитель должен иметь медицинский допуск к управлению ТС.
    4. Главное требование – на предприятии должен иметься медработник, который будет осуществлять предрейсовое освидетельствование водителей. В случае, когда такой сотрудник отсутствует, у предприятия должен иметься заключенный договор с медицинским учреждением, предоставляющим подобные услуги.
    5. Требуется наличие лицензионной карточки ТС.
    6. Транспорт должен быть оснащен тахографами и системой ГЛОНАСС.
    7. Транспорт должен быть исправен технически.
    8. Тип ТС должен соответствовать разновидностям перевозок.
    9. У предприятия должны иметься специальные оборудованные помещения, в которых будет осуществляться технический осмотр и сервисное обслуживание транспорта.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *