Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае нарушения правил внутреннего трудового (служебного) распорядка, несоблюдения служебной дисциплины государственные и муниципальные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность гражданских государственных служащих — основания
Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих четко определены в Федеральном Законе от 2004 года № 79.
Дисциплинарная ответственность – это карательные санкции, наступающие за совершение какого-либо правонарушения. Основания – это то, за что наступают негативные последствия. Основанием привлечения госслужащих к наказанию всегда является совершение ими дисциплинарного проступка.
Проступки могут быть разными:
- Невыполнение своих должностных обязанностей;
- Выполнение обязанностей не должным образом;
- Опоздание на службу;
- Прогул;
- Появление на службе в нетрезвом виде;
- Предоставление недостоверных сведений о доходах, расходах и имуществе как своих, так и в отношении членов семьи;
- Противоправные действия коррупционной направленности;
- Административные правонарушения;
- Многие другие.
Структура самого правонарушения должна включать в себя вину работника, действие либо бездействие, а также наступление негативных последствий.
Например, судебный пристав-исполнитель проспал и явился на службу на 2 часа позднее начала рабочего дня, в результате чего на приеме образовалась огромная очередь людей. На лицо наличие негативного последствия, бездействие и вина самого сотрудника.
В каких случаях государственного служащего нельзя привлечь к ответственности?
Сразу следует отметить, что действующими нормами не было установлено точного перечня обстоятельств, при которых служащий не мог бы привлекаться к дисциплинарной ответственности. Единственным нюансом является невозможность установления наказания в момент нахождения сотрудника на больничном либо в очередном оплачиваемом отпуске. Если у работодателя появились доказательства совершенного нарушения, ему все равно необходимо будет дождаться возвращения подчиненного на его рабочее место.
Естественно, установление наказания также будет являться неправомерным в том случае, если у работодателя не имелось никаких доказательств вины конкретного сотрудника. Если же такое произошло, работник сможет восстановить законные интересы и права с помощью обращения в суд. Если его увольнение действительно будет признано незаконным – он сможет восстановиться в прежней должности на прежних условиях.
Правовое регулирование вопросов дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих
Правовое обеспечение деятельности государственных гражданских служащих, в том числе их поступления на службу, привлечения к дисциплинарной ответственности, прекращения служебных отношений и пр. осуществляется нормами специального федерального и регионального законодательства.
Следуя нормам специального федерального закона о государственной гражданской службе, при допущении лицом, замещающим должность государственной гражданской службы, исполнения своих обязанностей по собственной вине ненадлежащим образом или неисполнения обязанностей (дисциплинарного проступка) влечет наложение мер ответственности дисциплинарного характера, если уголовным или административным законодательством не предусмотрены за такое деяние, соответственно, уголовная или административная ответственность.
Административная и уголовная ответственность государственных служащих
Административная ответственность характерна для должностного лица в случае, когда он совершает административное правонарушение по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Подобный вид ответственности определен тем (Ю. Н. Старилов), что основание для привлечения должностного лица к этому типу ответственности представлено совершением им административного правонарушения, которое связано с несоблюдением правил. По этой причине проявляется проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение, что предусматривает дисциплинарный и административный порядок. Здесь проявляется и вопрос реальной общественной реакции на правонарушение, поскольку действием (бездействием) служащих в качестве должностных лиц может быть причинен такой убыток обществу (например, использование радиоактивных отходов и загрязнение природы, который они не в состоянии компенсировать. Здесь проявляется и проблема ответственности государственных органов, в которых трудятся виновные лица. Перед лицом убытков для общества возникает проблема допуска некоторых лиц к определенной государственной службе, учета их правонарушений, измерения качеств работника и риска для общества с выполнением его должностных обязанностей, средствами дублирующего контроля и резерва опасных участков.
Если юридическому лицу назначено административное наказание, то это не освобождает от административной ответственности за рассматриваемое правонарушение виновного работника (физическое лицо). Наравне с эти и привлечение к уголовной или административной ответственности работника не освобождает юридическое лицо от подобной ответственности за это правонарушение.
Административная ответственность госслужащих обладает выгодными чертами, если сравнивать ее с дисциплинарной. Это проявляется в том, что она является внешней по отношению к органу, в котором служит работник. Помимо этого, ее сопровождают материальные убытки для нарушителей в форме штрафов в качестве преобладающего типа административного наказания. Также келейно и ведомственно степень административной ответственности фиксируется (должна быть зафиксирована) в государственных органах, поскольку для нее характерен рецидив. Если же в течение года повторно совершен аналогичный административный проступок, то нарушители несут более высокую степень административной ответственности (даже часто уголовную). Это проявляется, когда учет совершенных административных правонарушений правильно налажен.
Уголовная ответственность государственных служащих представляет собой самую тяжелую меру ответственности в законодательстве нашей страны. Это обусловлено тем, что в большом числе своих составов такая ответственность предусматривает большой размер штрафов, лишение свободы. При этом ее исполнение оставляет порочащий след для лиц в виде судимости, которая иногда накладывает ограничения для лица использовать некоторые свои права.
Самое распространенное преступление — это «злоупотребление должностными полномочиями» (статья 285 УК РФ).
Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих
Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.
Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.
- Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
- Основания для привлечения к ответственности
- Порядок наложения
- Сроки привлечения к ответственности
- Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности
Государственная гражданская служба
Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .
См.: Там же. Ст. 5.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о государственной гражданской службе), рассматривая вопросы привлечения служащих к дисциплинарной ответственности, прежде всего определяет понятие «служебная дисциплина на гражданской службе». В соответствии со ст. 56 Закона о государственной гражданской службе это «обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом». Данное понятие значительно отличается от определения дисциплины труда, содержащегося в ст. 189 ТК РФ . Прежде всего служебная дисциплина предполагает соблюдение служебного распорядка, который определяется исключительно федеральными законами и иными нормативными правовыми и нормативными актами государственного органа, а не коллективными договорами и соглашениями.
Кто относится к государственным служащим
Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.
Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.
Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):
Руководители | Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно. |
Помощники (советники) | Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства. |
Специалисты | Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций. |
Обеспечивающие специалисты | Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов. |
Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.
Снятие дисциплинарного взыскания
Основным нормативным актом, регламентирующим служебные отношения, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 79-ФЗ установлены основные обязанности гражданского служащего, среди которых:
- исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
- исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
- соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;
- соблюдение служебного распорядка государственного органа;
- поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;
- бережное отношение к государственному имуществу, в том числе к имуществу, предоставленному для исполнения должностных обязанностей;
- соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, ненарушение запретов, которые установлены Законом N 79-ФЗ.
За что могут уволить государственного служащего
Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:
- неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
- прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
- появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
- разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
- совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
- принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
- однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.
Важно! За иные дисциплинарные проступки, если они совершены однократно, уволить с государственной службы нельзя.
Дисциплинарная ответственность работников является одним из видов юридической ответственности, которая предусмотрена законодательством за неправомерное поведение. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей.
В юридической литературе и словарях даются следующие определения понятия «дисциплинарная ответственность»:
- Дисциплинарная ответственность — одна из правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Вид юридической ответственности (наряду с уголовной, административной, гражданско-правовой). Заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией предприятия или учреждения, где трудится работник. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)
- Дисциплинарная ответственность (англ. disciplinary responsibility) — вид юридической ответственности; в трудовом праве ответственность работников за совершенные ими дисциплинарные проступки. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарного взыскания администрацией того предприятия или учреждения, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом. Дисциплинарная ответственность применяется при совершении дисциплинарных проступков, выразившихся в нарушении правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов администрации, технических правил и др. (Энциклопедия права. 2015.)
- Дисциплинарная ответственность — обязанность работника ответить перед администрацией предприятия (учреждения) за совершенный дисциплинарный проступок и понести те меры воздействия, которые указаны в дисциплинарных санкциях трудового права (Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 458)
- Дисциплинарная ответственность — обязанность работников претерпеть юридически неблагоприятные последствия в форме лишений личностного характера за совершение дисциплинарного проступка в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством (Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: Учеб. в 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 509 — 510.)
Порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный ст. 193 ТК РФ, обязателен для всех работодателей.
Право налагать на работника дисциплинарное взыскание принадлежит работодателю.
Письменные объяснения работника
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не освобождает виновного от привлечения к дисциплинарной ответственности.
Сроки применения дисциплинарного взыскания
Привлекая к дисциплинарной ответственности работника, работодатель должен соблюдать сроки применения дисциплинарного взыскания. Оно применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске (ежегодном, дополнительном, учебном, без сохранения заработной платы), а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Не принимаются во внимание отсутствие на работе по другим причинам, в том числе использование отгулов.
Днем обнаружения проступка считается день, когда непосредственному руководителю (лицу, которому по работе (службе) подчинен работник) стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли это лицо правом наложения дисциплинарных взысканий. В случае применения работодателем дисциплинарного взыскания в виде увольнения по подп. «г» п. 6 ст. 81 ТК РФ месячный срок исчисляется со дня вступления в законную силу приговора суда, которым установлена вина работника в совершении по месту работы хищения чужого имущества, либо постановления органа, уполномоченного на применение административных взысканий.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В эти сроки не включается время производства по уголовному делу.
Один проступок – одно дисциплинарное взыскание
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Это правило не распространяется на случаи длящихся дисциплинарных проступков, когда, несмотря на наложение взыскания, работник продолжает нарушать трудовую дисциплину. В этом случае допустимо применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнения.
Учет тяжести проступка работника и других обстоятельств
Работодатель при наложении дисциплинарного взыскания обязан учитывать тяжесть совершенного проступка, предшествующую работу, поведение работника, обстоятельства, при которых был совершен проступок. Не обязательно применять меры взыскания в той последовательности, в какой они указаны в ст. 192 ТК РФ.
Ознакомление работника с приказом о наложении дисциплинарного взыскания
Дисциплинарное взыскание налагается приказом (распоряжением), который доводится до работника под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается от ознакомления под роспись с приказом, то составляется соответствующий акт.
Обжалование дисциплинарного взыскания
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссию по трудовым спорам, суд).
Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 386 ТК РФ).
За разрешением индивидуального трудового спора работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ст. 392 ТК РФ). Например, трехмесячный срок для обжалования дисциплинарного взыскания, наложенного 7 февраля, истекает 8 мая; он начинает исчисляться на следующий после наложения дисциплинарного взыскания день, т.е. с 8 февраля.
Работодатель обязан соблюдать принципы дисциплинарной ответственности: справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм
Работодатель при применении к работнику дисциплинарного взыскания должен соблюдать общие принципы юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности, такие как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ в п. 53 Постановления от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» сделал обоснованный вывод, что при рассмотрении дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о совершении работником дисциплинарного проступка, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующие поведение работника и его отношение к труду. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен. Однако в указанном случае суд не вправе заменить увольнение другой мерой взыскания, поскольку в соответствии со ст. 192 ТК РФ наложение на работника дисциплинарного взыскания является компетенцией работодателя.
Приведенная правовая позиция отражена в и п. 16 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020).
Снятие дисциплинарного взыскания
Дисциплинарное взыскание действует один год. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель вправе до истечения года снять дисциплинарное взыскание с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника или ходатайству его непосредственного руководителя, представительного органа работников.
Сведения о дисциплинарных взысканиях не заносятся в трудовую книжку. Исключение составляют случаи, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих
Всю сферу деятельности людей можно условно разделить на:
- производящие материальные блага;
- оказание услуг;
- занятия культурой и спортом;
- помощь государству обеспечить конституционный строй, обеспечить правопорядок, защищающие социальные и имущественные права граждан.
Государственные служащие – должностные лица, исполняющие служебные обязанности, направленные на управление, охрану и поддержание правопорядка.
Выделяют государственных служащих федерального уровня и гражданских, получающих соответственно денежное вознаграждение из федерального или регионального бюджета.
Даже из определения понятно, что это люди, стоящие на службе государства.
Трудовым кодексом регулируются основные нормы правоотношений между работодателем и наемными работниками.
За ненадлежащим образом исполненное трудовое задание или нарушение дисциплины, работник, согласно ст. 192 ТК РФ, может быть привлечен к дисциплинарному взысканию, в зависимости от степени тяжести проступка, последствий для предприятия и остальных работников, на усмотрение работодателя в виде:
- объявления замечания;
- вынесения выговора;
- при неоднократных или особо грубых нарушениях вплоть до увольнения с указаниями причины расторжения трудового договора в трудовой книжке, что может повлиять на дальнейшее трудоустройство и судьбу провинившегося сотрудника.
При этом в пятой части ст. 189 ТК РФ дается оговорка, что для отдельных категорий работников применяются нормы, установленными другими федеральными законами.
Часть 3 ст. 192 ТК, перечисляющая возможные виды взысканий, в то же время говорит о возможности применения других видов наказания, предусмотренные уставами, положениями о дисциплине и федеральными законами.
Выбирая один из методов дисциплинарного взыскания, руководитель должен учесть тяжесть совершенного действия и обстоятельства, при которых человек поступил именно таких образом.
Государственных служащих законодатель относит именно к отдельной категории работников, на которых распространяется действие Федерального закона № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, одобренного Советом Федерации «15» июля 2004 года и вступившим в действие с «27» июля 2004 года (далее по тексту ФЗ № 79).
В главе 12 ФЗ № 79 рассмотрены вопросы:
- о требованиях служебной дисциплины конкретно от лиц, являющихся служащими государству;
- какие возможно применить дисциплинарные взыскания;
- порядок, в каком может быть наложено дисциплинарное взыскание и его снятие.
Остановимся подробнее на теме как возможно привлечь к дисциплинарной ответственности госслужащих, и отличием от взысканий, допустимых для работников общей производственной сферы.
Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих
Правовая характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих включает комплекс правовых норм, включенных в федеральное законодательство о государственных служащих, правовых актов государственного управления, возлагающих определенные обязанности на служащих по соблюдению дисциплинарных требований, предусматривающих меры дисциплинарной ответственности, процессуальный порядок использования этих мер при нарушении указанных предписаний.
Особенности дисциплинарной ответственности госслужащих:
- Правовой статус государственных служащих регулируется федеральным законодательством, эти служащие могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной медицины.
- Специальные нормативно-правовые акты регулируют дисциплинарную ответственность, указывая на специфические особенности данных правонарушений. Уполномоченные лица могут руководствоваться нормами трудового законодательства.
- Трудовая дисциплина государственных служащих – это соблюдение конкретного служебного распорядка, предусмотренного нормативно-правовыми актами федерального уровня, государственного органа. Недопустимы коллективные договоры и различные соглашения в сфере, которая относится к трудовой дисциплине.
- Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие письменного объяснения государственного служащего. Обязательно проведение служебной проверки относительно каждого случая совершения дисциплинарного проступка служащим.
Какие бывают меры дисциплинарной ответственности государственных служащих
Закон позволяет применять следующие меры ответственности в отношении государственных служащих, допустивших нарушение трудовой дисциплины: выговор, замечание, увольнение.
Специальная дисциплинарная ответственность характеризуется некоторыми особенностями, обусловленными следующими факторами:
- спецификой деятельности государственного служащего;
- тяжестью последствий, которые могли бы возникнуть после безответственного отношения к работе госслужащего.
Выбранная руководителем мера ответственности должна быть объявлена в письменной форме, о факте применения мер наказания можно сообщить в личной карточке в разделе под номером 10.
Если решено было, что выговора или замечания недостаточно, и госслужащего необходимо уволить, делается соответствующая запись в трудовой книжке. Увольнение является крайней мерой и применяется, как правило, если:
- госслужащий явился на работу в нетрезвом состоянии;
- госслужащий прогуливал работу, и руководству удалось это зафиксировать;
- госслужащий не выполнил поручение или выполнил работу некачественно, из-за чего наступили достаточно серьезные последствия, такие как большие финансовые потери или смерти людей.
Законодательное регулирование дисциплинарной ответственности
Несение государственной службы в нашей стране осуществляется на основании главного законодательного акта, а именно – ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Именно в этом нормативно-правовом акте содержится основная информация относительно таких важных вопросов, как: существующие чины гражданской службы, основные права и обязанности, которые могут быть возложены на таких сотрудников, основания для прекращения службы и т.д.
Помимо этого, в вышеуказанном акте присутствуют сведения и относительно различных видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть установлены в отношении государственных работников. В соответствии с существующими правилами таких форм наказаний всего три – замечание, выговор и увольнение. Еще несколько лет назад в данный список входила и еще одна разновидность дисциплинарной ответственности – предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако в 2013 году эта мера была исключена из существовавшего перечня.
Решение о выборе конкретной формы наказания из трех возможных всегда принимается уполномоченным лицом самостоятельно. При этом учитываются важные индивидуальные особенности конкретной ситуации. Например, работодателем, прежде всего, должна быть надлежащим образом оценена степень серьезности проступка сотрудника.
Отдельно следует упомянуть и о том, что каждая мера ответственности также отличается своей серьезностью и некоторыми особыми последствиями, которые могут наступить для государственного служащего. Замечание и выговор представляют собой достаточно схожие виды наказания и, безусловно, они являются наименее серьезными мерами ответственности. Основная разница заключается лишь в сведениях, которые фиксируются в соответствующем приказе о назначении дисциплинарного наказания.
Естественно, наиболее строгой мерой для государственного служащего всегда будет являться его увольнение в одностороннем порядке за ранее совершенное нарушение. Именно поэтому такая мера может быть применена работодателем исключительно в особых ситуациях, при которых наказание полностью соответствует степени серьезности ранее совершенного проступка.
Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности
В целях защиты интересов служащих, действующими нормами были установлены определенные временные рамки, в которые подчиненные могут привлекаться к ответственности за ранее совершенные нарушения, например:
- В большинстве случаев срок давности для назначения наказания будет равен одному календарному месяцу. В данный период времени не включаются дни нетрудоспособности гражданина, а также иные случаи его отсутствия на рабочем месте без каких-либо уважительных причин.
- В некоторых ситуациях вышеуказанный срок увеличивается до 6 месяцев. Например, если нарушение, совершенное сотрудником, было выявлено в ходе аудиторской либо иной проверки.