Защита прав работников. Часть 32
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав работников. Часть 32». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Ст. 354 ТК РФ определяет федеральную инспекцию труда как единую систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Таким образом, федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и государственных инспекций труда субъектов РФ.
Часть 2 ст. 355 тк рф предусматривает основные задачи федеральной инспекции труда. Ими являются:
а) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая их право на безопасные условия труда;
б) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
в) обеспечение сторон трудовых отношений информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;
г) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов. В последнем пункте речь идет о негативных последствиях имеющихся пробелов в трудовом законодательстве1.
В своей работе органы федеральной инспекции труда взаимодействуют с другими федеральными надзорами и контрольными органами. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в ст.22 предусматривает, что общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и (или) иные представители, избираемые работниками, например совет трудового коллектива (ст. 29 ТК РФ). Иными словами, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде могут осуществлять как профессиональные союзы, так и иные представители работников. Профсоюзный контроль (ст. 2 ТК РФ) за соблюдением трудового законодательства есть составная часть общественного контроля.
Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемой профессиональными союзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда2.
О полномочиях федеральной инспекции труда – в третье главе курсовой работы.
Федеральная инспекция труда представляет собой особую централизованную систему. Во главе данной системы стоит федеральный орган исполнительной власти. Его основной задачей является постоянное осуществление контроля над соблюдением действующих норм трудового законодательства в нашей стране. Речь в данном случае может идти как о положениях действующего ТК РФ, так и о других нормативно-правовых актах, которые регулярно принимаются уполномоченными органами.
Основные задачи по осуществлению контроля над соблюдением положений современного трудового законодательства при этом возлагаются на Федеральную службу по труду. Сокращенно данную инстанцию называют Роструд. Для выполнения всех важных задач Роструд был наделен самыми разнообразными и многочисленными полномочиями. Руководителем Роструда при этом является главный государственный инспектор по труду в РФ. Его назначение на данную должность, как и последующее снятие, осуществляется по официальному распоряжению Правительства РФ.
Другой комментарий к статье 356 ТК РФ
§ 1. Основные задачи, возложенные законодательством РФ на федеральную инспекцию труда, решаются путем предоставленных ей широких полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности органов федеральной инспекции труда, так и их основные права и обязанности.
В силу закона органы федеральной инспекции труда в своей деятельности не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, ибо они будут препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами или вмешиваться в работу проверяемых работодателей.
§ 2. Одним из главных направлений деятельности федеральной инспекции труда является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры, включая работодателей — физических лиц. Основаниями таких проверок могут служить, например, поступающие в федеральную инспекцию труда (ее подразделения) заявления и жалобы работников, материалы средств массовой информации, данные текущей статистики, материалы прокурорской практики, проверок общественных организаций (например, первичных профсоюзных организаций).
Все другие полномочия государственной инспекции труда, указанные в ст. 356 ТК, подчинены главному — проверке соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Другой комментарий к статье 356 Трудового Кодекса РФ
Все закрепленные в этой статье основные полномочия органов федеральной инспекции труда основаны на положениях Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда».
Представляется, что все полномочия государственных инспекций труда, перечисленные в комментируемой статье, производны и подчинены важнейшему полномочию этого государственного органа, стоящему на первом месте, — осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства во всех организациях посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных трудовых правонарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.
В полномочия федеральной инспекции труда вменен надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Такое дополнение ТК представляется вполне обоснованным и целесообразность таких дополнений исходит из следующего.
В соответствии с подп. 3, 7 п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховщик (Фонд социального страхования) обязан:
— своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;
— исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования РФ.
С введением дополнений в ТК Федеральная инспекция труда обязана осуществлять надзор и контроль за правильным и своевременным назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых работодателем.
Следует отметить, что помимо федеральной инспекции труда в организациях независимо от форм собственности контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию вправе осуществлять комиссии по социальному страхованию из представителей работодателя и выборного профсоюзного органа или избранного уполномоченного по социальному страхованию. Фонд социального страхования осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (см. ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
При этом страхователь (в лице руководителя организации и главного бухгалтера) несет ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования, в том числе и при выплате пособий по временной нетрудоспособности.
Представляется, что указанные в ст. 356 ТК полномочия федеральной инспекции труда дают возможность непосредственного обращения в высшие органы государственной исполнительной власти, что создает благоприятную обстановку для дальнейшей реализации полномочий в интересах защиты прав работников и ограничения случаев произвола со стороны работодателей.
Все ли стерпит бумага?
Возможно, контролирующий орган прибудет на место не сразу, а затребует часть документов доставить по конкретному адресу.
Как правило, это заверенные копии указанных инспекцией документов.
Если они не дают полноценной картины происходящего (безопасные условия можно проверить только воочию), то проверочные работы будут продолжены на месте.
Работодателю следует обратить внимание на грамотное оформление всех видов документов согласно стандартным образцам, поскольку бумаготворчество по своему разумению вряд ли приведет в восторг инспектора.
В первую очередь проверке подвергнутся учредительные и кадровые документы:
- устав;
- штатное расписание;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный договор;
- инструкции по охране труда;
- должностные обязанности с подписями работников и датой, свидетельствующие о своевременном ознакомлении с документами;
- трудовые договоры и дополнения к ним, если изменения условий труда имели место;
- положение о премиальных надбавках;
- график отпусков;
- книги приказов;
- трудовые книжки.
Руководителю не стоит проявлять самонадеянность, полагаясь на многолетний опыт работы или на тот факт, что недавно приводилось все в порядок.
Дело в том, что с появлением компьютерной техники количество бумаг на предприятиях только выросло. Наверное, оттого, что теперь они не пишутся от руки, а копируются и печатаются и перепечатываются.
Лучше заранее разложить все по полочкам и, если подобная проверка недавно была в ближайшей организации, связаться и уточнить подробности.
Ведь документы имеют свойство обновляться и видоизменяться, и лучше поучиться на чужом опыте.
Проверка может проводиться достаточно долго, но не более чем 3 рабочие недели.
Иногда проверяющие могут счесть нужным продлить этот срок.
Собственно говоря, опытным инспекторам и 20 дней будет много, чтобы выявить такие распространенные нарушения, как:
- отсутствие подписей работников в инструкциях, положениях, трудовых договорах, свидетельствующее о том, что ознакомление либо не проводилось, либо работник не получил свой экземпляр трудового договора;
- отсутствие на месте трудовой книжки или своевременной записи о перемещениях по службе;
- или, напротив, обнаружение лишних трудовых книжек давно уволившихся сотрудников, что является нарушением сроков выдачи трудовой книжки после увольнения, а возможно, и несвоевременной выплаты окончательного расчета и др.
Полномочия государственной инспекции труда
В соответствии со ст. 356 ТК РФ, все полномочия федеральной инспекции труда сводятся к следующему:
- выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства;
- предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника;
- выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда;
- привлечение к административной ответственности;
- расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
- инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства;
- приостановление деятельности организации или ее подразделений.
Федеральная инспекция труда представляет собой особую централизованную систему. Во главе данной системы стоит федеральный орган исполнительной власти. Его основной задачей является постоянное осуществление контроля над соблюдением действующих норм трудового законодательства в нашей стране. Речь в данном случае может идти как о положениях действующего ТК РФ, так и о других нормативно-правовых актах, которые регулярно принимаются уполномоченными органами.
Основные задачи по осуществлению контроля над соблюдением положений современного трудового законодательства при этом возлагаются на Федеральную службу по труду. Сокращенно данную инстанцию называют Роструд. Для выполнения всех важных задач Роструд был наделен самыми разнообразными и многочисленными полномочиями. Руководителем Роструда при этом является главный государственный инспектор по труду в РФ. Его назначение на данную должность, как и последующее снятие, осуществляется по официальному распоряжению Правительства РФ.
Что может проверять Трудовая инспекция
При проведении проверок Государственная трудовая инспекция в первую очередь проверяет документацию предприятия: уставную, организационную и трудовую.
К трудовым документам относятся те, которые касаются всех сотрудников предприятия:
- договора – трудовые и коллективные;
- штатные расписания и табели учета рабочего времени;
- внутренние правила предприятия, связанные с организацией рабочего времени и перерывов;
- графики предоставления отпусков и зарплатные ведомости;
- всевозможные журналы и книги учета.
Основные ошибки встречаются при оформлении трудового договора.
Согласно статье 57 ТК Российской Федерации , трудовой договор должен состоять из трех частей:
- сведения о работнике и работодателе;
- обязательные условия договора;
- дополнительные условия.
Который проводит , в первую очередь следит, чтобы в тексте были указаны все условия, обязательные для включения. Эти условия закреплены в статье 57 ТК РФ и представляют собой следующие требования:
- данные о месте работы и трудовых обязанностях (с указанием должности согласно штатному расписанию и конкретного вида работы);
- дата начала работы и режим рабочего времени;
- условия оплаты труда и время отдыха;
- компенсации за работу, связанную с вредными или опасными условиями.
Если при подписании в договоре отсутствуют какие-либо из обязательных условий, они должны быть зафиксированы в виде дополнительного соглашения, составляющего неотъемлемую часть трудового договора.
Помимо проверки документации инспектор может проверить служебные помещения, помещения для принятия пищи и отдыха сотрудников, а также рабочие места на предмет соответствия с правилами охраны труда.
Комментарий к статье 355 ТК РФ
1. Конституционный принцип государственной защиты прав и свобод человека и гражданина служит основополагающим началом для деятельности всего государственного механизма. Федеральная инспекция труда и ее должностные лица (как составные звенья этого механизма) обязаны руководствоваться этим принципом в своей деятельности.
Деятельность федеральной инспекции труда направлена прежде всего на защиту трудовых прав работников, на проверку соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В то же время защита трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб правам и интересам работодателей, которые также охраняются законом.
2. В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекции труда руководствуются принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренными ст. 3 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей.
Такими принципами являются:
— презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
— открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;
— проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора);
— недопустимость проведения проверок одного и того же юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) по поводу исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
— запрет требовать получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных рассматриваемым законом видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
— ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора);
— недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
— финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в т.ч. мероприятий по контролю;
— разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.
Предусмотренные гл. 2 названного Закона требования к организации и проведению мероприятий по контролю имеют для федеральной инспекции труда такую же силу, как и обязанности, установленные в ТК (см. ст. ст. 358, 360 и коммент. к ним).
3. Принцип законности при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в сфере труда заключается в неукоснительном соблюдении федеральной инспекцией труда законов и иных нормативных правовых актов. Иными словами, федеральная инспекция труда, защищая трудовые права работников, не вправе выходить за пределы предоставленной ей компетенции и обязана в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о труде.
Принцип объективности требует от государственных инспекторов труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников. В собранных по конкретному делу материалах должен содержаться достаточный набор доказательств. Поверхностное, формальное, некритичное отношение государственных инспекторов труда к полученным материалам недопустимо.
Исходя из принципа независимости данной федеральной инспекции государственные инспекторы труда при исполнении своих прав и обязанностей выступают как полномочные представители государства и находятся под его защитой. При этом они руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и действуют независимо от государственных органов, должностных лиц.
Принцип гласности означает открытость деятельности государственных инспекций труда, их доступность для работников, для средств массовой информации. Обеспечение принципа гласности в деятельности федеральной инспекции труда повышает уровень информированности трудящихся о результатах ее работы по защите трудовых прав работников, а также о состоянии законности в сфере труда.
Реализуя принцип гласности, государство, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекторов труда. За противоправные действия или бездействие они несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК).
4. Основные задачи федеральной инспекции труда закреплены в ч. 2 комментируемой статьи (соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; защита трудовых прав работников, включая право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, — см. ст. 219 ТК и коммент. к ней).
Важнейшая задача федеральной инспекции труда — информирование компетентных органов государственной власти о фактах нарушений, бездействия или злоупотреблений, допускаемых руководителями и иными ответственными работниками в сфере труда.
5. Конвенция МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» относит к задачам системы инспекций:
1) обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений;
2) обеспечение предпринимателей и трудящихся технической информацией и советами о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений;
3) доведение до сведения компетентного органа власти фактов бездействия или злоупотребления, которые не подпадают под действие существующих законодательных положений.
Если инспекторам труда поручаются другие функции, то последние не должны препятствовать осуществлению их основных функций и наносить каким-либо образом ущерб авторитету или беспристрастности, необходимым инспекторам в их отношениях с предпринимателями и трудящимися.
О полномочиях федеральной инспекции труда, необходимых для выполнения возложенных на нее задач, см. ст. 356 и коммент. к ней.
Трудовая инспекция: новые полномочия с 2020 года
Понятия функции и полномочия имеют разный смысл:
- функции Роструда определяют, что входит в его работу;
- полномочия Роструда – это перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять ведомство, чтобы функционировать и решать возложенные на него задачи.
Например, одной из функций данной организации является надзор за исполнением трудового законодательства. Для ее осуществления инспекторы уполномочены:
- проводить плановые и внеплановые проверки работодателей;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (с указанием даты, до истечения которой это следует сделать);
- составлять административные протоколы, и т.п.
Когда обращаться в Трудовую инспекцию
Недобросовестность среди работодателей – частое явление – многие в своих интересах намеренно нарушают права нанятых сотрудников.
Конфликтные ситуации могут возникать на разной почве:
- Личная неприязнь между сторонами (сотрудником и работодателем). Несмотря на профессиональные качества работника, работодатель предвзято относится к специалисту, что создает напряженную обстановку. Субъективный взгляд начальства на работника – не правонарушение, однако последствия могут оказаться неблагоприятными. К примеру, сотрудника необоснованно обвинят в нарушении и привлекут к админ. ответственности;
- Постоянные нарушения норм трудового законодательства работодателем. Из-за постоянных нарушений работник не может полностью реализовать свои права и не намерен с этим мириться.
Внимание! ТИ уполномочена рассматривать такие трудовые споры, возникающие между сторонами (сотрудником и работодателем):
- Работодатель не соблюдает установленные законом нормы и правила трудоустройства новых сотрудников. Самый распространенный случай нарушения – неправомерный отказ в устройстве на работу. К прочим нарушениями этого пункта относят: в соглашении не обозначена точная сумма установленного оклада и прочих выплат, причитающихся специалисту за его работу;
- с применением испытательного срока принимают женщину в положении. В данной ситуации претендентка на должность должна надлежащим образом сообщить о своей беременности. Делается это путем предоставления подтверждающей беременность справки – ее выдает мед.учреждение, где женщина находится на учете. Подписывает документ лечащий врач (заведующий) женской консультации. Как вариант – главврач;
- работодатель не принял никаких действий, чтобы ознакомить нового сотрудника с установленным в организации распорядком и прочими актами локального характера. При отсутствии ознакомительной подписи человека в случае наступления нарушения его не могут привлекать к дисциплинарному виду ответственности.
Роструд выполняет возложенные на него функции с помощью главного и территориальных подразделений Государственной инспекции труда (ГИТ). При необходимости инспекции взаимодействуют с представителями других ведомств (ФНС, ФСС), местных органов государственной власти и т.п.
Среди основных функций ведомства можно выделить такие, как:
- Госконтроль (надзор) за соблюдением законодательства о труде, за оказанием гражданам социальной помощи (в том числе и соцуслуг), в том числе гражданам, признанным безработными.
- Госконтроль (надзор) в сфере соцобслуживания.
- Контроль осуществления структурами госвласти субъектов Федерации внутренней и международной перевозки детей, самостоятельно покинувших семьи, а также контроль деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.п.
- Контроль работы органов опеки и попечительства.
- Контроль прохождения гражданами альтернативной гражданской службы.
- Контроль правильности установления степени утраты трудоспособности как вследствие производственных травм, так и вследствие профессиональных патологий.
- Регистрация коллективных трудовых споров, в том числе тех, для разрешения которых не может быть проведена забастовка.
- Ведение производства по делам об админправонарушениях.
- Информирование сторон трудовых отношений об их правах и обязанностях, по вопросам соблюдения законодательства о труде.
- Проведение экспертизы условий труда в контексте оценки правильности назначения работникам компенсаций за работу с вредными/опасными условиями труда.
- Выдача предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере трудовых отношений, о занятости населения, о привлечении к ответственности и об отстранении от должности виновных лиц.
- Поддержание функционирования и развития платформы «Работа в России».
Роструд имеет право:
- направлять обязательные для исполнения подписания об отмене нормативных актов, регламентирующих назначение и порядок социальных выплат;
- предоставлять физическим лицам и организациям разъяснения по вопросам трудового законодательства;
- применять профилактические, предупредительные или ограничительные меры в целях предупреждения или устранения последствий нарушения трудового законодательства.